Третий этап формирования «канадской модели» обороны рассмотрен в четвертой главе. Он начался в 1911 г. с приходом к власти консервативного правительства Р. Бордена и завершился вступлением Англии в мировую войну. Этот период характеризовался провозглашением со стороны нового правительства курса на сотрудничество в области имперской обороны. Выбор формы сотрудничества консервативное правительство объявило прерогативой метрополии, которая в свою очередь отказалась от полицентрической модели отношений с доминионом в пользу принципа «одна империя, один флаг, один флот» (с. 186). Взамен она должна была пожертвовать англоцентрической моделью имперской внешней политики с целью перераспределения части ответственности в пользу доминиона.
И.Е. Эман
2012.03.027. АРТАМОШИН С В. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. - Брянск: Брян. гос. ун-т им. И.Г. Петровского, 2011. - 312 с.
Ключевые слова: Германия; Веймарская республика; «консервативная революция».
Веймарская республика, возникшая в результате революции ноября 1918 г., с первых месяцев существования столкнулась с противодействием как монархических, так и коммунистических сил. Политическую оппозицию по отношению к власти заняли и консервативно-националистические силы. В 1919 г. оформилось интеллектуальное течение «консервативной революции», которое существовало на протяжении всего периода Веймарской республики и выступало в качестве интеллектуальной консервативной оппозиции. Монография, исследующая проблемы данного интеллектуального течения, состоит из введения (дается анализ отечественной и зарубежной историографии вопроса), четырех глав и заключения.
В первой главе исследуется проблема консерватизма и националистических движений в послевоенной Германии. На основании исследования всей совокупности идей К. Шмитта, А. Меллера, Ван ден Брука, Э.Ю. Юнга, О. Шпенглера, Э. Никиша, Э. Юнгера
автор отмечает, что представители «консервативной революции» в новых исторических условиях стремились по-новому рассматривать проблему консерватизма. Это предполагало, с одной стороны, религиозный (католический) взгляд на понимание консервативных ценностей, определяемых мировоззрением католических представителей «консервативной революции». С другой стороны, представители консервативных революционеров обращаются к националистическому взгляду на консерватизм.
Практически одновременно с установлением Веймарской республики возникают разного рода националистические организации, воспринимавшие республику как насильственно утвержденную форму правления. Борьба праворадикальных сил против Веймарской республики приобрела форму военных мятежей и попыток государственных переворотов. Автор отмечает, что деятельность националистических организаций находила поддержку и солидарность со стороны деятелей «консервативной революции», при этом консервативные теоретики не стремились навязать себя праворадикальному движению и влиться в него. «Скорее, это движение находило близкие своей политической идее цели, которые высказывали консервативные революционеры» (с. 83).
С 1919 г. создаются политические объединения, наибольшее распространение среди которых получили такие клубы, как «Июньский клуб» и «Клуб господ». В рамках этих политических объединений осуществлялась деятельность, направленная на политическое воспитание германской молодежи на революционно-консервативных ценностях. «Консервативная революция» демонстрировала себя как течение военного поколения и своей политической деятельностью стремилась установить связь с молодым поколением, националистически воспринимающим веймарскую систему. В рамках этих политических объединений культивировались идеи национального возрождения германского государства вне либерально-демократической системы.
Во второй главе проанализированы мировоззренческие компоненты «консервативной революции». Стержнем «консервативной революции» выступал принцип нации. Поражение в Первой мировой войне дало импульс к возникновению нового национализма, совершенно не похожего на официальный кайзеровский национализм и патриотизм. Как отмечает автор, этот национализм
обладал революционностью, готовностью к действию и непримиримостью к веймарской демократической системе. Национальная революция в контексте нового национализма должна привести «к образованию народного государства, которое поставит германский народ в основу своих интересов и политики» (с. 129).
Политические размышления представителей «консервативной революции» о государстве концентрировались вокруг требований создания национального народного государства, которое должно быть авторитарным. Авторитарность рассматривалась как необходимое средство для стабилизации германского государства в момент политического кризиса. Вождистские идеи диктатора или президента, обладающего чрезвычайными полномочиями, противопоставлялись политической концепции либерализма. Либерализму «консервативная революция» противопоставляла немецкую форму общности в виде прусского социализма.
Автор подчеркивает, что модель немецкого социализма в консервативной оправе как возможный проект будущего германского политического устройства отличалась от марксистско-коммунистической модели социализма прежде всего тем, что она была националистической, а не интернационалистической. Немецкий социализм согласно «консервативной революции» должен был служить альтернативой как буржуазному миру, так и самой политической системе Веймарской республики.
В третьей главе проанализированы политические компоненты «консервативной революции». Это течение занимало в отношении Версальского мира позицию отрицания, видя в нем причины всех послевоенных проблем Германии. Призывы к противодействию Версалю стимулировали поиск новых политических союзов, которые могли бы помочь в его преодолении. Представители «консервативной революции» выработали два подхода: традиционно западноевропейский и ориентированный на СССР. Последний определялся их убежденностью в том, что преодоление положений Версальского мирного договора требует серьезной политической поддержки, которую в состоянии оказать именно Советский Союз, так как он сам занимал антиверсальскую позицию и символизировал собой для немецких консерваторов государство, борющееся против западной либеральной системы.
2012.03.028-029
В исторической перспективе развития Веймарской республики принципиальное значение имели взаимоотношения и оценки «консервативной революции» и национал-социализма. Данной проблеме посвящена четвертая глава. Автор отмечает, что оба движения имели как точки соприкосновения идей, так и мировоззренческие расхождения. «Консервативной революции» был чужд нацистский расово-биологический взгляд на мир и общество. Антисемитизм никогда не играл значимой роли в мировоззрении консерваторов, в отличие от нацистов. Их объединял антивеймарский и антиверсальский дискурс. Между ними, подчеркивает автор, не было политического союза, а наличествовало совпадение идейных позиций, чем объясняются публикации работ представителей «консервативной революции» в нацистской периодике.
Политическая судьба и жизненный путь представителей «консервативной революции» в нацистском государстве были различны: им приходилось выбирать между конформизмом и внутренней эмиграцией. Но никто из них в конечном счете не оказался причастным к преступлениям режима. Многие из деятелей «консервативной революции» увидели в событиях января 1933 г. воплощение своей мечты о национальной революции, но очень скоро им пришлось разочароваться в совершившемся.
И.Е. Эман
2012.03.028-029. ФАШИСТСКИЕ ДИКТАТУРЫ. (Сводный реферат).
2012.03.028. ШИДЕР В. Итальянский фашизм.
SCHIEDER W. Der italienische Faschismus. - München: Beck, 2010. -127 S.
2012.03.029. ШИДЕР В. Фашистские диктатуры: Исследования об Италии и Германии.
SCHIEDER W. Faschistische Diktarturen. Studien zu Italien und Deutschland. - Göttingen: Wallstein, 2008. - 591 S.
Ключевые слова: фашистские диктатуры; итальянский фашизм; немецкий фашизм.
В данном реферате анализируются последние труды известного немецкого историка, специалиста по Италии, профессора университета в Гёттингене Вольфганга Шидера, бывшего профессора