ко парамилитаристских, но и военных соединений. Франция также использовала парамилитаристское насилие в Алжире, Сирии и в Индокитае. Эти конфликты имели значительные последствия для войн периода борьбы за деколонизацию после 1945 г.
Т.М. Фадеева
2012.03.026. СИМОНЕНКО ЕС. КАНАДА И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ОПЫТ ИМПЕРСКОЙ ОБОРОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ, (КОНЕЦ Х1Х - НАЧАЛО ХХ в.) - Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 2010. - 235 с.
Ключевые слова: конец XIX - начало XX в.; Британская империя; система обороны; оборонная интеграция Канады.
В монографии предпринята попытка комплексного изучения процесса интеграции Канады в систему обороны Британской империи в 1902-1914 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что именно в этот период началось планомерное обсуждение проблемы обороны Британской империи на имперских консультациях в связи с первыми симптомами англо-германской конфронтации. Источниковую базу работы составили опубликованные официальные государственные документы, материалы колониальных и имперских конференций, официальные отчеты о заседании палаты общин канадского парламента, британская и канадская пресса. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
В первой главе проанализирован кризис англоцентрической модели имперской обороны в конце Х1Х - начале ХХ в. К концу Х1Х в. базовой основой британской политики имперской обороны стал принцип взаимности, окончательно утвердивший отказ от англоцентрической модели построения отношений с колониями. Это означало, что на территории империи должны существовать единая имперская армия и единый имперский флот, усиленный колониальными воинскими контингентами и денежными вкладами во флот. Справедливость новой концепции, констатирует автор, была доказана успешным участием канадских контингентов в имперских конфликтах в Судане и Южной Африке.
Ослабление англоцентрической модели отношений вело к усилению центробежных тенденций в области обороны со стороны североамериканских владений Короны. В Канаде в конце Х1Х в.
возник, а впоследствии развился особый тип канадского этноцентризма - умеренный национализм. Главным носителем его стала канадская либеральная партия и премьер-министр У. Лорье. Политике его либерального кабинета (1902-1909) посвящена вторая глава. Канадский национализм, отмечает автор, не сопровождался идеями национального превосходства и национальной исключительности. Главным принципом данной идеологии являлось сохранение национального единства, политической и экономической независимости как от Великобритании, так и от Соединенных Штатов, сохранение и развитие национальной культуры. Идеология канадского национализма в значительной степени предопределила политику Канады в области оборонного сотрудничества. Правительственная политика кабинета У. Лорье ориентировалась на «канадскую модель» обороны, не столько интегрированную в систему имперской обороны, сколько нацеленную на развитие национальных ресурсов страны. Канада подтверждала только те способы интеграции, которые непосредственно касались обеспечения безопасности доминиона: создание локальных вооруженных сил и принятие части ответственности за содержание канадских военно-морских баз.
Более десяти лет длился диалог между Великобританией и Канадой по проблеме ответственности доминиона в имперской оборонной политике. Диалог оказался в итоге безрезультатным: британский стратегический идеал, согласно которому в пределах империи должны были действовать единый имперский флот и единая имперская армия, не был реализован. Британская стратегия имперской обороны стала переходной моделью к полицентрической модели интеграции Канады в систему коллективной обороны Британской империи. Анализу данной модели посвящена третья глава. Согласно новой модели, Канада должна была развивать систему национальной обороны, основанную на собственных армии и флоте, которые могли прийти на помощь Великобритании в случае кризисной ситуации, при условии наличия парламентской санкции. Последнее обстоятельство свидетельствовало о фактическом расширении канадской автономии по сравнению с «Актом о Британской Северной Америке» 1867 г., который утвердил автономию Канады во всех сферах государственного управления, за исключением внешней политики и обороны.
Третий этап формирования «канадской модели» обороны рассмотрен в четвертой главе. Он начался в 1911 г. с приходом к власти консервативного правительства Р. Бордена и завершился вступлением Англии в мировую войну. Этот период характеризовался провозглашением со стороны нового правительства курса на сотрудничество в области имперской обороны. Выбор формы сотрудничества консервативное правительство объявило прерогативой метрополии, которая в свою очередь отказалась от полицентрической модели отношений с доминионом в пользу принципа «одна империя, один флаг, один флот» (с. 186). Взамен она должна была пожертвовать англоцентрической моделью имперской внешней политики с целью перераспределения части ответственности в пользу доминиона.
И.Е. Эман
2012.03.027. АРТАМОШИН С В. ПОНЯТИЯ И ПОЗИЦИИ КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. - Брянск: Брян. гос. ун-т им. И.Г. Петровского, 2011. - 312 с.
Ключевые слова: Германия; Веймарская республика; «консервативная революция».
Веймарская республика, возникшая в результате революции ноября 1918 г., с первых месяцев существования столкнулась с противодействием как монархических, так и коммунистических сил. Политическую оппозицию по отношению к власти заняли и консервативно-националистические силы. В 1919 г. оформилось интеллектуальное течение «консервативной революции», которое существовало на протяжении всего периода Веймарской республики и выступало в качестве интеллектуальной консервативной оппозиции. Монография, исследующая проблемы данного интеллектуального течения, состоит из введения (дается анализ отечественной и зарубежной историографии вопроса), четырех глав и заключения.
В первой главе исследуется проблема консерватизма и националистических движений в послевоенной Германии. На основании исследования всей совокупности идей К. Шмитта, А. Меллера, Ван ден Брука, Э.Ю. Юнга, О. Шпенглера, Э. Никиша, Э. Юнгера