Научная статья на тему '2012. 03. 019. Спрингут М. , шлэйкьер С. , Чэн Д. Программа научной и технической модернизации Китая: выводы для политики обеспечения американской конкурентоспособности. Springut M. , Schlaikjer S. , Chen D. China's program for science and technology modernization: implications for American competitiveness: prepared for the US-China economic and security review commission // Arlington. -2011. - 143 p. - mode of access: http://www. Uscc. Gov/researchpapers/2011/uscc_report_china's_program_forscience_and_technology_modernization. Pdf'

2012. 03. 019. Спрингут М. , шлэйкьер С. , Чэн Д. Программа научной и технической модернизации Китая: выводы для политики обеспечения американской конкурентоспособности. Springut M. , Schlaikjer S. , Chen D. China's program for science and technology modernization: implications for American competitiveness: prepared for the US-China economic and security review commission // Arlington. -2011. - 143 p. - mode of access: http://www. Uscc. Gov/researchpapers/2011/uscc_report_china's_program_forscience_and_technology_modernization. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / США / ПРОГРАММА НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННО-ОБОРОННЫЙ КОМПЛЕКС / НАНОТЕХНОЛОГИИ / ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 019. Спрингут М. , шлэйкьер С. , Чэн Д. Программа научной и технической модернизации Китая: выводы для политики обеспечения американской конкурентоспособности. Springut M. , Schlaikjer S. , Chen D. China's program for science and technology modernization: implications for American competitiveness: prepared for the US-China economic and security review commission // Arlington. -2011. - 143 p. - mode of access: http://www. Uscc. Gov/researchpapers/2011/uscc_report_china's_program_forscience_and_technology_modernization. Pdf»

2012.03.019. СПРИНГУТ М., ШЛЭЙКЬЕР С., ЧЭН Д. ПРОГРАММА НАУЧНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КИТАЯ: ВЫВОДЫ ДЛЯ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

SPRINGUT M., SCHLAIKJER S., CHEN D. China's program for science and technology modernization: Implications for American competitiveness: Prepared for the US-China economic and security review commission // Arlington.-2011. - 143 p. - Mode of access: http://www.uscc.gov/researchpapers/2011/USCC_REP0RT_China's_Pr ogram_forScience_and_Technology_Modernization.pdf

Ключевые слова: КНР; США; программа научной и технической модернизации; промышленно-оборонный комплекс; нанотех-нологии; ядерная энергетика.

Реферируемый документ подготовлен экспертами корпорации «CENTRA Technology, Inc.» - организации, действующей с 1985 г., предоставляющей правительству и частному сектору аналитическую информацию по разным вопросам. В целях анализа используются открытые источники. Американо-китайская комиссия по экономической безопасности (US-China Economic and Security Review Commission) поставила перед экспертами следующие задачи: 1) изучить и оценить программы национального уровня, действующие с 1980 г. по настоящее время; 2) изучить связь между политикой в области науки и политикой в области промышленного развития; 3) оценить методы, используемые КНР в целях поддержки научной модернизации посредством взаимодействия с США и другими западными странами и организациями; 4) проанализировать возможные связи между усилиями китайского правительства в области науки и технологий и развитием потенциала промышленно-оборонного комплекса страны.

«Программа» опубликована на сайте Комиссии с целью обеспечить общественное понимание текущей ситуации в экономических отношениях США и КНР в соответствии с законами 106398 и 108-7 (Public Law 106-398; Public Law 108-7). В статье подробно освещены вопросы стратегии научного и технологического (НТ) развития КНР, деятельности научных институтов Китая, опыта реализации базовых и других национальных программ, проблемы государственного финансирования науки, положения средне-

срочных и долгосрочных планов развития науки и техники (20052020), международных аспектов научно-технологического развития (с. 143). Более подробно в программе рассматриваются секторы полупроводников, атомной энергии и нанотехнологий.

Китай сегодня уже не является лишь «фабрикой» мировой экономики. По словам секретаря департамента энергетики Стивена Чу (Steven Chu), последние успехи Китая в области технологий (пилотируемая космонавтика, электромобили, самый быстродействующий компьютер в мире и т.п.) произвели в США «эффект спутника» (с. 9).

Лидерство Китая в сфере «чистой» энергетики, транспортных технологий, его экологически безопасные угольные электростанции, ядерные реакторы третьего и четвертого поколений, высоковольтные линии электропередачи, транспортные средства на альтернативных источниках энергии, солнечные и ветряные энергоустановки, скоростные поезда, военные разработки - все эти достижения (на таком же или более высоком технологическом уровне по сравнению с США) формирует серьезные вызовы американской технологической конкурентоспособности.

Китайское правительство поставило перед страной грандиозные цели - обеспечить Китаю лидирующую роль в инновационном движении следующего поколения, удовлетворить потребности 1,3 млрд. граждан в условиях кризиса безопасного развития, провести великое «омоложение китайской нации» (с. 9). И, действительно, правительство Китая является активным движителем технологической модернизации: расходы на ИР в 2010 г. составили 141 млрд. долл. по паритету покупательной способности (более 12% общемировых расходов на ИР) (с. 10).

В то же время правительство хорошо осознает, что национальные программы научного развития сами по себе не могут обеспечить «скачок» к намеченным целям, необходима широкая коммерциализация конкурентоспособных в международном плане технологий. Китайская политика в области НТ сегодня последовательно реализует идею, заложенную в планах национального развития: ускорение создания инновационной системы, в центре которой стоит предприятие, которое направляет рынок, а исследования и коммерциализация обеспечивают коммуникации. Таким образом,

государство не уклоняется от рынка, а становится лидером движения коммерциализации.

В реализации намеченных целей государство использует следующие меры. 1. Китайская научно-техническая бюрократия расширяет финансовую поддержку ИР корпоративных предприятий, обеспечивает взаимодействие коммерческих предприятий и исследовательских институтов, организует зоны технологического развития и базу коммерциализации. 2. В рамках национальных мега-проектов, предусмотренных долгосрочным Планом развития науки и технологий (Medium to Long-term Plan for the Development of Science and Technology (2005-2020) - MLP), государство делает большие инвестиции в ключевые технологии и инженерные проекты, имеющие коммерческую перспективу.

MLP определяет 16 мегапроектов: 1) усовершенствованные оборудование с числовым программным управлением и базовые производственные технологии; 2) контроль и лечение СПИДа, гепатита и других заболеваний; 3) базовые электронные компоненты, включая микрочипы и программное обеспечение; 4) расширенное производство интегральных микросхем; 5) инновационное развитие фармакологии; 6) генетически модифицированные организмы;

7) системы наблюдения земной поверхности высокого разрешения;

8) усовершенствованные ядерные реакторы с водяным и газовым охлаждением; 9) самолеты с большой грузоподъемностью; 10) широкомасштабная добыча нефти и газа; 11) пилотируемая космонавтика, включая исследования Луны; 12) беспроводные телекоммуникации следующего поколения; 13) контроль загрязнения воды и ее очистка; 14), 15) и 16) три необъявленных проекта.

MLP предполагает беспрецедентную мобилизацию ресурсов для проектов ИР в 11 «приоритетных областях» (priority fields), восьми зонах «передовых технологий» (frontier technology) и восьми зонах «граничных научных областей» (cutting-edge science), которые затем разделяются на 68 приоритетных тем.

- Одиннадцать «приоритетных областей»: сельское хозяйство, энергетика, окружающая среда, информационные технологии и современные услуги; производство, национальная оборона, общественная безопасность, транспорт, урбанизация и городская инфраструктура, водные и минеральные ресурсы.

- Восемь зон «передовых технологий»: высокотехнологичная энергетика, высокотехнологичное производство, аэронавтика и космонавтика, биотехнологии, информационные технологии, лазеры, новые материалы, океанические технологии.

- Восемь зон «граничных научных областей»: когнитивная наука; структура материи; базовые проблемы математики; ресурсы Земли, земные процессы, чрезвычайные ситуации, защита окружающей среды, химические процессы; процессы жизнеобеспечения; уплотненное вещество; новые методы научного эксперимента и наблюдения; технологии исследований.

В фундаментальных науках MLP выделяет четыре основные области: репродуктивная биология и биология развития; нанотех-нологии; наука о протеинах; квантовые исследования.

Программа «Ключевые технологии» действовала с 1983 г. под названием «Штурм перевала» (gongguan) и представляла собой попытку Государственной комиссии по науке и технологиям (State Science and Technology Commission - SSTC) поддержать промышленность и сельское хозяйство и реанимировать национальную инновационную систему. В 2006 г. эта программа была включена в MLP под названием «Поддержка» (zhicheng).

Ежегодные расходы по программе «Ключевые технологии» растут с 3 млрд. RMB1 в 2006 г. до 5 млрд. RMB в 2007 и 2008 гг. Доля правительственных расходов составляет примерно 18%, остальная часть передается в форме грантов, 70% которых обеспечивается промышленными предприятиями (с. 26).

Правительство КНР также поддерживает технологическое развитие промышленности посредством субсидий, политики преференций, финансирования усилий по выходу на международные рынки и широкомасштабных инвестиций. Таким образом был обеспечен рост производства телекоммуникационного оборудования, однако заметных инноваций в секторе полупроводников добиться не удалось.

Новым этапом в развитии «Стратегических зарождающихся отраслей» можно считать решение Государственного совета от 10 октября 2010 г., в котором политика поддержки высокотехноло-

1 RMB - в латинском написании Renminbi - «народные деньги» (китайский юань). - Прим. реф.

гичных предприятий становится более интенсивной, чем когда-либо.

Китайская национальная инновационная система старается поддерживать баланс между привлекаемыми иностранными технологиями и внутренними инновациями.

Описывая китайскую модель науки, авторы подчеркивают ее преемственность. Традиционными являются централизованное планирование ИР, общенациональная мобилизация человеческих и материальных ресурсов для решения общей задачи. Планирование исследований было введено в начале 1950-х годов в сотрудничестве с Советским Союзом, и в 1956 г. был принят 12-летний план. Таким образом сложилась иерархическая модель под управлением государства. Во времена «культурной революции» 1960-1970-х годов наука пережила период неопределенности, но несмотря на трудный период, она продолжала свое развитие. Успехи в сфере стратегических вооружений и космонавтики в рамках программы «Две бомбы, один спутник» (liangdan yixing) убедили многих китайских лидеров в важности активного участия правительства в структурах науки и технологий (с. 12). После конференции по науке и технологиям 1978 г. Дэн Сяопин подтвердил приверженность Китая курсу научного развития, назвав его ключевым в программе «четырех модернизаций» (сельское хозяйство, промышленность и оборона). В 2009 г. КНР израсходовала 580 млрд. ЯМБ (около 85 млрд. долл. по текущему обменному курсу) на ИР, что составило 1,7% от ВВП (с. 15).

Правительство продолжает вносить значимую долю в развитие науки, которая сегодня составляет более 4% от бюджета страны. Расходы правительства на ИР составляют 0,4% от ВВП (в США, для сравнения, этот показатель равен 0,75%). В основном правительственные средства направляются в государственные исследовательские институты и университеты, но 12,9 млрд. ЯМБ в год (14% от правительственных расходов на ИР) получают и предприятия (с. 16).

После 60 лет развития китайская национальная инновационная система (НИС) довольно обширна, в нее включены около 45 тыс. «организаций ИР всех типов» ^еШ yanjiu kaifajigou) и приблизительно 1 426 000 человек исследовательского персонала. Основные участники НИС: Китайская академия наук (КАН), вклю-

чающая 100 исследовательских институтов; 3707 государственных исследовательских институтов, подчиняющихся центральным министерствам и местным правительствам; 2305 организаций высшего образования, из которых 1354 сообщают о ведущейся в них инновационной деятельности; промышленные предприятия, в том числе 29 879 корпоративных лабораторий ИР (с. 18).

КАН называют «локомотивом» (Ииооке 1:ои), а с недавнего времени - «костяком» ^^ап) китайской НИС. В нее входят 100 исследовательских институтов, в которых трудятся около 50 тыс. исследователей. Она сыграла важную роль в достижении первых научных успехов КНР и сегодня ведет активную деятельность в различных направлениях: ядерные вооружения, высокие технологии (особенно информационные и коммуникационные), энергетика, биотехнологии, нанотехнологии и т.д.

Бюджет КАН увеличился с 9,3 млрд. ЯМБ в 2004 г. до 15,4 млрд. ЯМБ в 2008 г. Почти 35% этих сумм направляется на фундаментальные исследования, 56 - на прикладные исследования и 9% - на развитие. В 2008 г. эти суммы составляли 3,4% от национальных затрат на ИР (в 1998 г. - 5%). Однако эти цифры не говорят о снижении финансирования КАН, а свидетельствует о росте ИР, финансируемых предприятиями. За последние десять лет ученые - сотрудники КАН опубликовали 20% всех научных работ в рецензируемых журналах, на которые приходится 25% всех китайских цитирований. Кроме того, КАН владеет более 400 компаниями, созданными на базе ее институтов (с. 19).

Китайские учреждения высшего образования - значимые игроки НИС, лучшие из них успешно конкурируют с КАН в борьбе за технические таланты и за получение научных грантов в прикладных исследованиях. Китайские университеты также успешно развивают свою коммерческую деятельность, создают собственные компании, сотрудничают с другими отечественными и зарубежными компаниями. Исследовательской работой в вузах и университетах занимаются 275 тыс. штатных сотрудников. Расходы на ИР в секторе образования в 2009 г. достигли 4638 млрд. ЯМБ, что на 22,3% больше, чем в 2000 г. Из них 31% всего финансирования идет на фундаментальные исследования, 53,4 - на прикладные и 15,5% - на развитие. В 2009 г. 56% расходов финансировало правительство (центральное и местные органы власти), 36,7% обеспечили

компании и 1% составило финансирование из-за границы. На проекты ИР было потрачено 34 млрд. RMB, 51% из которых были направлены на поддержку инженерных исследований. На общенаучные исследования по проектам потрачено 17,4%, на исследования в сельском хозяйстве - 6,8, на медицинские исследования - 8,5%. Университетский сектор опубликовал 1 млн. печатных работ, получил 56 641 патент, из которых 36 241 были патентами на изобретения (с. 19).

Следует отметить, что основная часть этих достижений - заслуга так называемой группы университетов «С9»: Пекинский университет (Beijing University), Университет Цинхуа (Tsinghua University), Чжэцзянский университет в Ханчжоу (Zhejiang University), Фуданьский университет в Шанхае (Fudan University), Шанхайский транспортный университет (Shanghai Jiaotong University), Нанкин-ский университет (Nanjing University), Китайский университет науки и технологий в Хэфэе (University of Science and Technology of China in Hefei), Харбинский институт технологии (Harbin Institute of Technology) и Шанхайский транспортный университет (Xi'an Jiaotong University). Эта «Лига плюща» ответственна за 25% всех китайских научных публикаций и цитирований.

В 3707 государственных исследовательских институтах заняты 277 тыс. сотрудников (полная занятость). В 2009 г. в этом секторе потрачено 99 млрд. RMB, из которых 53,7% - на развитие экспериментальной базы, 35,2 - на прикладные исследования, 11,1% - на фундаментальные исследования. 85% средств было получено из бюджетных источников, 3 - от промышленных предприятий и 0,4% - из зарубежных источников. Исследователи государственных НИИ опубликовали 138 тыс. печатных работ, получили 15 773 патента, 12 361 из которых были патентами на изобретения (с. 20).

Промышленные предприятия сравнительно недавно стали активно участвовать в инновационной деятельности, но сегодня более 70% ИР осуществляются и финансируются предприятиями. Следует заметить, что эти данные имеют погрешность, так как многие НИИ становятся предприятиями. Сегодня более 36 тыс. китайских предприятий проводят ИР, 26 148 из них находятся в собственности государства, 26 418 предприятий - китайские, 3525 -предприятия Гонконга, Макао и Тайваня и 4707 - предприятия с иностранными инвестициями (с. 21).

В ИР промышленного сектора всего заняты 1 446 000 работников (полная занятость) - в 3 раза больше, чем в 2000 г. В 2009 г. 377 млрд. RMB было потрачено на ИР - в 7 раз больше, чем в 2000 г. 321 млрд. RMB израсходовали крупные и средние предприятия. 17% всех расходов на ИР произвели государственные компании, остальные китайские предприятия потратили на ИР 56,5%. Расходы на ИР тайваньских предприятий составили 9,7%, других зарубежных предприятий - 16,7% (с. 21).

Передача технологий от иностранных фирм остается ключевым фактором для китайских предприятий в секторе железнодорожного транспорта, альтернативной энергетики, гражданской ядерной энергетики. Важным вкладом в развитие науки Китая со стороны США являются обучение и опыт работы в американских университетах, НИИ и корпорациях.

Несмотря на все эти успехи, китайские администраторы испытывают беспокойство по поводу зависимости науки и экономики Китая от иностранных технологий и пытаются развивать «внутренние инновации». Однако их развитие, по мнению многих экспертов, тормозят некоторые недостатки национальной технической политики государства: ограничивающие стандарты, патентные нормативные ограничения и т.п., что часто противоречит интересам инновационного развития.

Серьезной проблемой для экономической безопасности США являются попытки китайцев получить доступ к новым американским промышленным и военным технологиям с целью преодолеть технологический разрыв путем шпионажа.

В целом авторы статьи приходят к выводу о том, что КНР демонстрирует впечатляющий потенциал, но существующая инновационная система достигла пределов своего развития и требует скорейшей модернизации.

С.М. Пястолов

2012.03.020. АДАМС Дж., ПЕНДЛБЕРИ Д. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ: ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИЯМ. ADAMS J., PENDLEBURY D. Materials science and technology: Global research report. - Evidence: Thomson Reuters. - 2011. - 16 p. -ISBN:1-904431-29-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.