Научная статья на тему '2012. 03. 005. Смолл г. , Ворган г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. - М. : Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с'

2012. 03. 005. Смолл г. , Ворган г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. - М. : Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
460
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗГ / ПРОГРЕСС / ХАЙ-ТЕК-РЕВОЛЮЦИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 005. Смолл г. , Ворган г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. - М. : Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с»

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

2012.03.005. СМОЛЛ Г., ВОРГАН Г. МОЗГ ОНЛАЙН. ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА / Пер. с англ. Б. Козловского. - М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2011. - 352 с.

На основании многочисленных исследований психологов, биологов и других ученых авторы делают вывод об эволюционном скачке, который произошел за последние три десятилетия. С их точки зрения, современная технологическая революция позволяет говорить об изменении работы мозга, она ведет к социальным и культурным переменам.

Цифровые технологии решительно меняют нашу жизнь. Они не только меняют наш образ жизни и дарят нам новые способы общения, но и перекраивают наш мозг. «Вероятно, мы свидетели одного из самых неожиданных, но в то же время и самых значительных переломов в истории человечества. Надо полагать, с того самого момента, когда первобытный человек догадался облегчить себе жизнь при помощи орудий труда, человеческий мозг не переживал таких быстрых и радикальных перемен» (с. 14).

Приспосабливаясь к новым технологиям, мозг теряет базовые социальные навыки, сокращается время традиционного общения лицом к лицу. Ослабевают мозговые механизмы, управляющие контактами с другими людьми, наше социальное поведение ухудшается.

Новые технологии обострили конфликт поколений. Сегодняшние 15- и 20-летние американцы, которых называют «цифровыми с рождения», не застали мира без компьютеров, Интернета и мобильных телефонов. В результате нейронные сети в их мозгу устроены иначе, чем у «цифровых иммигрантов» - людей, которые застали компьютерную революцию уже взрослыми. У последних мозг сформировался тогда, когда нормой считалось общение лицом к лицу. «На наших глазах вырастает "мозговой разрыв", пропасть

между мышлением отцов и детей. Еще недавно это называли конфликтом поколений: ценности и привычки детей (взять хотя бы музыкальные пристрастия) всегда не совпадали с ценностями отцов. Теперь разрыв приобрел новые масштабы - и можно говорить про возникновение двух разных культур» (с. 17).

Хай-тек-революция погрузила нас в состояние непрерывного рассеянного внимания (с. 39). Л. Стоун описывает это состояние как постоянную загруженность - когда вы следите за всем сразу, но ни на чем не сосредоточиваетесь. Мозг в режиме непрерывного рассеянного внимания испытывает постоянный стресс. Эту новую форму стресса авторы называют техногенным истощением мозга. Дело в том, что мозг не рассчитан на длительное отслеживание приходящей отовсюду информации. Человек чувствует себя опустошенным, появляется раздражение и даже расстройство. Техногенное истощение мозга можно ослабить, если задача будет требовать внимания к разным точкам пространства. Но лучше всего сон (60 минут) между заданиями.

По мере того как мозг современного человека развивается, растет внимательность, сознание реагирует на сигналы все быстрей и вообще со многими задачами наше мышление справляется эффективнее, чем прежде. По мнению авторов, «человек способен управлять поведением нервной системы в своих интересах, и благодаря этому мы, несомненно, сумеем достойно пережить адаптацию сознания к новым технологиям» (с. 47).

Ранний подростковый возраст - решающая стадия взросления: в это время мозг делает шаг от конкретного мышления к абстрактному. Именно в это время дети учатся улавливать чужое эмоциональное состояние, погружаться в чувства другого, сочувствовать - развивается способность к эмпатии. Но от сидения перед компьютером в наушниках возрастают шансы, что в мозгу не разовьются нейронные сети, позволяющие преодолеть этот рубеж в развитии личности.

Подросткам необходимо постоянное чувство удовольствия -они желают удовлетворять свои нужды здесь и немедленно. Недоразвитые лобные доли мешают им правильно рассуждать. Многие подростки чувствуют себя неуязвимыми - как если бы всякая опасность отскакивала от них, не задевая. По мере взросления нейронные сети в лобных долях набирают силу, и вместе с тем растет рас-

судительность. Мы развиваем в себе умение откладывать удовольствия на потом, принимать в расчет чувства других людей, планировать будущее и прикидывать, насколько опасны те или иные ситуации. К несчастью, нынешнее повальное увлечение компьютерами и видеоиграми, похоже, замедляет развитие лобных долей у многих подростков. Это ухудшает их умственные способности и социальные навыки. Если молодые люди продолжат взрослеть, не меняя привычек, нужные нейронные пути могут так никогда и не возникнуть. Это означает «попасть в заложники к собственным нейронным сетям, которые застряли на отметке "самодовольство и незрелость", и провести в таком состоянии всю сознательную жизнь» (с. 62).

Термин «многозадачность» первое время применяли только к компьютерам. Теперь им пользуются в разговоре о людях, которые берутся одновременно за несколько дел. «Цифровые от рождения» более склонны к многозадачности, чем «цифровые иммигранты». Многозадачность позволяет «цифровым от рождения» непрерывно поощрять себя и откладывать на потом долгосрочные задачи. Кроме того, новое задание воспринимается поверхностно. «Хроническая и интенсивная многозадачность способна также затормозить планомерное развитие лобной коры» (с. 63).

В современном мире люди любого возраста хватаются за много задач сразу. Встает вопрос, как сильно многозадачность бьет по эффективности нашей работы? Для разных людей ответ будет разным: все зависит от того, хорошо ли обучен мозг работать в таком режиме и не переоценивает ли человек собственные силы. Трезвая самооценка помогает вовремя притормозить и начать решать задачи по порядку.

Тяга человека к новому породила индустрию компьютерных игр. Чем больше времени подростки проводят за играми, тем реже активируются ключевые области их лобных долей. У заядлых игроков - «геймеров», которые проводят за этим занятием от двух до семи часов в сутки, - лобные доли практически всегда выключены, даже если игрок давным-давно встал из-за компьютера (с. 69). Лобные доли, как известно, отвечают за обучение, память, эмоции и даже держат под контролем наши спонтанные порывы.

Вместе с тем компьютерные игры в умеренных дозах обогащают наше сознание и совершенствуют отдельные когнитивные

механизмы. Они повышают способность распознавать образы, заставляют мыслить системно и прививают организаторские способности. «Однако чтобы преуспеть и в играх, и в жизни, полезно научиться терпению и находить толк в таких занятиях, которые не приносят немедленной награды» (с. 74).

«Цифровые иммигранты» адаптируются к цифровой реальности. Но когда человеку за 60 или слегка за 70, ухудшение работы мозга мешает пользоваться компьютерами и разнообразными гад-жетами. Появляется страх перед компьютерами. Но если человека надлежащим образом обучить, страхи перед техникой рассеиваются. Мозг «цифровых иммигрантов» обрабатывает информацию медленней, зато нейронным сетям взрослого лучше дается «картина в целом». Последние исследования показывают, что на самом деле взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. "Ментальная аэробика" полезна любому мозгу вне зависимости от возраста» (с. 81).

Мозг взрослого человека в возрасте от 35 до 50 лет бывает особенно эластичен - даже в большей степени, чем предполагали раньше. А положительные черты характера сильнее всего проявляются в 50-60 лет. В эти годы люди стремятся к предельной объективности, терпимо относятся к чужой точке зрения и эффективно выстраивают межличностные отношения. Этот тип сдвигов - эволюционное преимущество, которое поколение «цифровых от рождения» может утратить. До сих пор неизвестно, как на их мозге, с его уникальными нервными связями, сформировавшимися совсем рано, скажутся физиологические и психологические эффекты старения. «Мозгу будущего еще только предстоит заявить о себе» (с. 83).

Авторы детально останавливаются на проблеме компьютерной зависимости. Сегодня уже ясно, что те же нейронные сети мозга, превращающие людей в алкоголиков и наркоманов, отвечают за навязчивые привычки, связанные с новыми технологиями. «Практически все действия, что так нравятся людям - есть, делать покупки, заниматься сексом, играть - могут вызывать психологическую и физиологическую зависимость» (с. 87). Авторы предлагают рекомендации, помогающие противостоять компьютерной зависимости.

Внедряясь все глубже и глубже в нашу жизнь, технологии преобразуют социальную, экономическую и политическую реаль-

ность. «Эксперты-экономисты любят подчеркнуть, что высокие технологии улучшили и производительность труда и качество жизни» (с. 149).

Авторы рассматривают гендерные особенности овладения техникой. «Половые различия приводят к тому, что мозг женщин и мужчин уязвим по-разному. Чрезмерное воздействие цифровых технологий чаще становится причиной аутичного поведения у мужчин, в результате чего они реже глядят другим в глаза и реже испытывают эмпатию» (с. 159).

Новые технологии разрушают семейные традиции. Так, например, уходит из жизни семейное застолье. Многим оно кажется неважным и устаревшим ритуалом, «однако на самом деле оно не только укрепляет те нейронные сети, которые отвечают за социальные взаимодействия (островок Рейля и лобные доли), но и помогает снять стресс, который мы все непрерывно испытываем. Как это ни странно, семейные обеды защищают от деградации медиальные участки височных долей, управляющие эмоциями и памятью» (с. 160).

Благодаря развитию Интернета у злоумышленников появляются все новые и новые орудия сетевых преступлений, открывается масса неведомых ранее возможностей для кибератак. Число интернет-преступлений, совершаемых за год, все время увеличивается.

Что касается политики, то Интернет делает ее более прозрачной и понятной. Любой политтехнолог вынужден принимать Интернет во внимание. Электронная почта, текстовые сообщения, блоги и интерактивные сайты помогают политическим партиям организовывать свои предвыборные кампании, собирать пожертвования и голоса в свою пользу куда эффективней, чем если бы они придерживались старых методов.

Нет сомнений, что цифровая реальность становится сложней с каждым днем. «Чтобы оставаться на плаву, быть хорошо осведомленным и следовать социальным, политическим и экономическим трендам, нам всем нужно научиться разговаривать на одном языке - и в Сети и вне ее - и сохранять навыки общения лицом к лицу, доверяя своим инстинктам» (с. 183).

Каким будет мозг будущего, зависит от событий, происходящих сегодня. Если «цифровые иммигранты» и «цифровые от ро-

ждения» научатся не конфликтовать, а мирно и взаимовыгодно сосуществовать, то их нейронные сети лучше приспособятся к окружающей реальности.

Если техника и дальше будет развиваться нынешними темпами и в том же направлении, то мы научимся силой мысли управлять своим почтовым ящиком, поиском в Интернете и так далее. «Изучение интерфейсов между мозгом и компьютером набирает обороты: это не только поможет бороться с дефектами мозга, но и приблизит наступление эпохи, когда мы все начнем управлять гад-жетами силой мысли» (с. 312).

В недалеком будущем, считают авторы, мы получим возможность наблюдать и стимулировать активность отдельных клеток мозга, а также возможность исправлять наши нейронные сети и проверять их работоспособность при помощи пульта дистанционного управления. «В результате мы не только переживем изменение мозга под натиском технологий, но и благодаря этому станем лучше, совершеннее во всех смыслах» (с. 315).

Л.А. Боброва

2012.03.006. ЗАРНЕСКУ Н. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МАССЕ-ЭНЕРГИИ ГЛОБАЛЬНОГО МОЗГА. ZARNESCU N. Some consideration on mass-energy of the global brain // Revue roumaine de philosophie. - Bucharest, 2010. - T. 54, N 1. -P. 141-147.

В статье рассматриваются перспективы появления в результате развития всемирных коммуникаций Глобального Мозга (Global Brain, здесь и далее - ГМ). Автор задается вопросом, можно ли утилизовать и распоряжаться этой виртуальной энергией: энергией сознания и энергией ГМ? Этот мозг является голограммой, интерпретирующей голографическую Вселенную. ГМ математически конструирует конкретную реальность тем, что интерпретирует частоты другого измерения, царства осмысленной кластерной перво-реальности, которая трансцендирует время и пространство. Зарне-ску пишет, что Глобальный Мозг является метафорой для стремительно возникающей коллективистской разумной сети. Интеллектуально ориентированные самые различные люди нашли много имен для этого концепта когнитивной системы на планетарном уровне: «мировой мозг» (Г. Уэллс), глобальный ум, масс-ум

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.