УДК 159.9:373
ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР
Петрова Евгения Ивановна,
кандидат химических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск, Россия [email protected]
Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Ключевые слова: дети; компьютер; Интернет; восприятие информации; формирование мышления; здоровье и психика ребенка; виртуальное общение; компьютерная зависимость; эволюция мозга.
CHILDREN AND COMPUTER
Petrova Evgeniya Ivanovna,
Candidate of Chemical Sciences, associate professor,
FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia [email protected]
The arguments about computer benefit and harm, or more exactly, already about the role of high-tech revolution in the adults' life not only, but children' also, are under way at all social levels. Scientists, who study the problem of thinking forming of modern children and teenagers, computer and Internet influence on their physical and psychological health, come to ambiguous exclusions.
Key words: children; computer; Internet; information perception; thinking forming; health and state of mind of a child; virtual communication; computer addiction; brain evolution
О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных
программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.
Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях: проводят исследования ученые, дети спорят с родителями, родители - с учителями и т.д.
Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Современные студенты, с которыми приходится иметь дело, преподавая в вузе, часто обнаруживают неспособность долго воспринимать (слушать или читать) текст без картинок, неумение выделить главное из текста, который «скачали» из Интернета, пересказать его своими словами. У них другой способ запоминания информации.
Целью настоящей работы было понять особенности восприятия информации современными детьми и подростками, попытаться оценить вклад компьютерных методов в обучение и развитие и влияние компьютера на здоровье ребенка с тем, чтобы понять, каким образом формируется мышление студентов, как воспринимают и усваивают информацию они, эти выросшие дети.
Представляло интерес рассмотреть разные, иногда полярные, точки зрения и попытаться сформировать собственное отношение к этой очень непростой проблеме.
Приведем типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста.
Так, педагог Рина Жукова [1] считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей - отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может
стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына [2], сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером - то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы-«обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.
Однако признавая неоспоримую пользу компьютера, не следует забывать и об отрицательном влиянии этой умной машины на физическое здоровье и психику ребенка. Сайт для мам: supermams. ru [3], в частности, предупреждает, что длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате могут вызвать серьезные последствия. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:
- детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми - «стрелялками», «догонялками», «убивалками»;
- неправильное восприятие картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы;
- трудности в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как-то менять себя и предпринимать какие-либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая. Можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и
спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется.
Специальное исследование, касающееся феномена хакерства, провела доцент кафедры психологии МГУ Ю.Д. Бабаева [4]. Было опрошено 900 человек разных возрастных групп и профессий. Многие из них считают, что хакеры обладают довольно высоким уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими способностями. Однако для подтверждения или опровержения этих «житейских» представлений пока не хватает соответствующих научных данных. В научном сообществе нет также единой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Чаще всего его связывают с трудностями в общении, а также со стремлением к самоутверждению, поэтому хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен требует специального изучения.
Ученые заговорили и еще об одном явлении, связанном с цифровой революцией, - эволюции мозга [5]. «На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - утверждает известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл. - Для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения!» По мнению Смолла, назрел новый конфликт поколений - «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. У младшего поколения мозг претерпевает цифровую перепрошивку с пеленок. И, благодаря пластичности незрелый мозг цифровых аборигенов учится новому необычайно быстро. А мозг людей старшего поколения, которое Смолл называет цифровыми иммигрантами, с большим трудом приспосабливается к высоким технологиям.
Правда, у цифровых иммигрантов с их постаревшими нейронными связями, есть масса своих преимуществ. Взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. Мобилизовать и переобучить можно даже те его области, которые уже зарезервированы под конкретную задачу. Более того, после 50 лет мы начинаем упорядочивать информацию, что накопилась за дол-
гие годы жизни. К середине жизни также начинают работать оба полушария вместе, а не по отдельности, как в молодости. Это позволяет быстрее находить новые идеи. И, главное, старшее поколение умеет общаться. А у «поколения Next», которое сидит в чатах и скайпах, атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу. Кроме того, пока непонятно, как на мозге цифровых аборигенов, с его уникальными нервными связями, скажутся физиологические и психологические эффекты старения.
Итак, к каким же выводам приходят те, кто занимается проблемой влияния компьютера на восприятие информации и мышление детей?
Восприятие информации. «Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», - говорит доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» ФОМа Лариса Паутова [6]. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации», - продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.
Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда он-лайн-беседы - неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощенным. «При этом не стоит забывать, что полностью заменять одно другим нельзя, - полагает кандидат психологических наук Людмила Аншакова. - Наша психика устроена так, что человек выбирает путь наименьшего сопротивления, и возвращение к более сложному варианту требует усилий».
То же касается и самовыражения. «С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать свое мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой, отсутствие видимых эмоций обедняет общение», - считает доцент кафедры воз-
растной психологии МГПУ Татьяна Авдулова [6].
Правильный режим работы. При несоблюдении режима работы компьютер из друга превращается во врага. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. Завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. И чтобы компьютер не вредил здоровью, важно строго регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса следует проявить настойчивость и последовательность. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет - не более часа-полутора [1].
Компьютерная зависимость. Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.
Основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер - это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком [7].
Эволюция мозга. Мнения по этой проблеме разделились. По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук Виктор Черепанов [5], информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации - видео-, аудио-, говорящие игрушки, интерактивные игры. Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали «кризисом идентич-
ности». Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках.
По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Юрия Щербатова, считают, что нынешние изменения
- это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания. Смартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли.
Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.
Положительными факторами можно считать следующее:
- благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность;
- мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;
- стремительно растет средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков;
- интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.
При этом не следует забывать и об отрицательных факторах:
- Интернет уменьшает способность концентрироваться
и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется;
- мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию;
- хай-тек-революция погружает человека в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь;
- при увлечении общением он-лайн появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу;
- Интернет учит многозадачности - возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной;
- мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти;
- длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл [5] назвал техногенным истощением мозга.
Заключение
Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага, необходимы внимание и помощь родителей. Всегда следует помнить о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными длядетей.
Когда отправляться в плавание по Интернету и начинать он-лайн-общение, зависит от развития ребенка. Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов.
Единственным проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это заинтересовать тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не только пережить острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. И помочь в этом может только родительская культура, самообразование в этой области.
Библиографический список
1. Жукова, Р. Дети и компьютер: вред и польза умной машины. [Электронный ресурс.] Режим доступа: ourboys.ru>computer
2. Нарицын, Н.Н. О «вреде компьютеров». [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.naritsyn.ru
3. [Электронный ресурс.] Режим доступа: supermams.ru
4. Если ребенок интересуется только компьютером.. .[Электронный ресурс.] Режим доступа: mumskids.ru>Pages.aspx?pageid=28
5. Кузина, С. //Комсомольская правда (Еженедельник). - 2011. - 29 сентября-6 октября. - С.9.
6. Евсеева, Е. Другие дети//Труд-7. - 2009. - 21 мая.- С.24.
7. Здоровье ребенка и компьютер. [Электронный ресурс.] Режим доступа: BestReferat.ru>referat-177727.htm