Научная статья на тему '2012. 02. 073. Дрибе М. , ландх К. Культурные различия и межнациональные браки: долгосрочное исследование иммиграции в Швеции. Dribe M. , Lundh Ch. Cultural dissimilarity and intermarriage. A longitudinal study of immigrants in Sweden 1990-2005 // Internat. Migration rev. - N. Y. , 2011. - Vol. 45, n 2. - p. 297-324'

2012. 02. 073. Дрибе М. , ландх К. Культурные различия и межнациональные браки: долгосрочное исследование иммиграции в Швеции. Dribe M. , Lundh Ch. Cultural dissimilarity and intermarriage. A longitudinal study of immigrants in Sweden 1990-2005 // Internat. Migration rev. - N. Y. , 2011. - Vol. 45, n 2. - p. 297-324 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ ШВЕЦИЯ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВНЕШНЯЯ ШВЕЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Костяев С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 073. Дрибе М. , ландх К. Культурные различия и межнациональные браки: долгосрочное исследование иммиграции в Швеции. Dribe M. , Lundh Ch. Cultural dissimilarity and intermarriage. A longitudinal study of immigrants in Sweden 1990-2005 // Internat. Migration rev. - N. Y. , 2011. - Vol. 45, n 2. - p. 297-324»

продолжится до 2060 г., и население здесь увеличится до 3,8 млрд. жителей (1,7 млрд. в Индии, что больше численности населения в Китае) (с. 146). Наконец, к 2100 г. население стран с высоким ИР утроится и составит 4,2 млрд. жителей. Так, Нигерия, которая в настоящее время занимает 7-е место в мире по численности населения (158 млн. человек), может занять к 2100 г. 3-е место, так как ее население вырастет до 730 млн. жителей.

В прогнозе с максимальными показателями рождаемости -2,6 ребенка на одну женщину в 2100 г. - население мира достигнет 10,6 млрд. человек в 2050 г. и 15,8 млрд. в 2100 г. Наоборот, по прогнозу с минимальными показателями рождаемости - 1,6 ребенка на одну женщину - население Земли будет сокращаться и составит 8,1 млрд. человек в 2050 г. и 6,2 млрд. человек в 2100 г. Встает вопрос, стоит ли откладывать дебаты о возможностях планеты прокормить 8, 10 или 16 млрд. жителей к 2100 г. (с. 146)

С.Н. Куликова

2012.02.073. ДРИБЕ М., ЛАНДХ К. КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ: ДОЛГОСРОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ В ШВЕЦИИ.

DRIBE M., LUNDH Ch. Cultural dissimilarity and intermarriage. A longitudinal study of immigrants in Sweden 1990-2005 // Internat. migration rev. - N.Y., 2011. - Vol. 45, N 2. - P. 297-324.

Анализ иммиграции в Швеции за период 1990-2005 гг., проведенный шведскими исследователями, показал, что ключевую роль в ассимиляции иностранцев играют межнациональные браки. Среди 138 обследованных диаспор есть как очень закрытые (где около 70% браков заключаются внутри группы), так и очень открытые группы (где менее 5% семей создаются с представителями своей группы). Культурные факторы (ценности, религия, язык) играют в этом основную роль. Иммигранты из стран, которые существенно отличаются от принимающего государства, с меньшей степенью вероятности вступают в браки с коренными жителями.

Согласно концепции структурной ассимиляции интеграция иммигрантов представляет собой комплексный процесс, начинающийся с момента приезда в принимающую страну и завершающийся тогда, когда все различия с коренным населением стираются. Данный процесс может занять не одно поколение. Межнациональ-

ные браки являются одним из ключевых компонентов структурной ассимиляции.

Скорость интеграции зависит от индивидуальных характеристик иммигранта (возраст, пол, уровень образования), а также от структурных особенностей принимающего общества (уровень сегрегации иммигрантов). Однако, как свидетельствуют эмпирические изыскания, при выборе брачного партнера люди предпочитают индивидов со схожим возрастом, уровнем образования и дохода, языком, религией.

Межнациональные браки предполагают соблюдение следующих условий. Во-первых, будущие супруги должны иметь площадки для общения в рамках «брачного рынка». Проживание в этнических кварталах, исключенность из рынка труда, языковые барьеры, различия в ценностях, религии и т.п. могут снижать вероятность межнациональных браков. Религиозные табу на заключение брака с представителями других конфессий зачастую являются непреодолимой преградой для межнациональных браков. Во-вторых, оба будущих супруга должны иметь желание вступить в брак за пределами своих этнических групп. В-третьих, люди должны уметь преодолевать барьеры в общении.

С точки зрения теории ассимиляции вероятность заключения межнационального брака зависит от трех обстоятельств: 1) длительности пребывания иммигранта на территории принимающей страны (чем больше времени прошло с момента иммиграции, тем выше вероятность межнационального брака); 2) уровня образования (высшее образование содействует ликвидации культурных барьеров и способствует увеличению количества не только межнациональных, но даже межрасовых браков); 3) особенностей местного «брачного рынка», таких как размеры этнической группы иммигранта, доступность возможных партнеров противоположного пола, степень этнического, социоэкономического разнообразия среди жителей определенной территории.

Авторы отмечают существенное различие в степени распространенности межнациональных браков среди разных народов. Например, европейцы и американцы демонстрируют довольно высокую склонность к бракам с представителями других народов, в то время как мексиканцы и азиаты редко женятся или выходят замуж за людей другой национальности. Мусульмане также не склонны

вступать в браки не только с представителями других конфессий, но даже других этносов, исповедующих ислам. Например, сирийский эмигрант вряд ли женится на эмигрантке из Ливии.

Проанализировав 39 этнических групп иммигрантов в Швеции, авторы установили, что иммигранты из Западной Европы и США скорее вступят в брак со шведами, чем представители других национальностей, включая иммигрантов с Балкан и Восточной Европы (с. 302).

Социально-экономическое развитие оказывает влияние и на эволюцию культуры. Индустриализация приводит к переходу от традиционных к секулярным ценностям вследствие укрепления чувства контроля над силами природы. Однако из-за особенностей организации индустриального общества степень индивидуальной автономии не увеличивается. Постиндустриальная фаза развития во главу угла ставит не выживание, а самовыражение. В условиях социального государства, когда вопрос выживания не стоит на повестке дня, материальные ценности, по мнению авторов, уступают место постматериальным. Различия в ценностях между странами зависят как от уровня социально-экономического развития, так и от исторического наследия.

По данным Всемирного опроса ценностей (World values survey), который проводится под руководством Р. Инглхарта, традиционные ценности включают в себя высокую религиозность, национализм, семейные ценности, уважение власти, отрицание права женщин на аборт, неприятие развода, эвтаназии, суицида. Общества с секулярными ценностями делают акцент на самовыражении, качестве жизни, гендерном равенстве, нейтральном отношении к иностранцам, гомосексуалистам, больным СПИДом и т.п. (с. 303).

По оценкам авторов, шведское общество характеризуется высоким уровнем секуляризации культуры, тогда как США находятся в середине шкалы «секуляризм / традиционализм». Основная гипотеза исследования заключается в том, что иммигранты из стран с высоким уровнем секуляризации не склонны вступать в браки с представителями обществ с традиционными ценностями.

Вместе с тем шведское общество, хотя и является секуляризированным, традиционно характеризуется приверженностью протестантизму. Соответственно большее распространение получили

межнациональные браки шведов с иммигрантами из христианских стран, в особенности протестантских.

Владение языком принимающей страны, в данном случае шведским, является ключевым фактором формирования межнациональных браков. Но и знание других скандинавских языков, таких как норвежский или датский, может компенсировать языковые барьеры. В конце концов полезным может стать английский язык, на котором в состоянии изъясняться подавляющее большинство шведов, за исключением пожилых людей.

Объектом анализа, проведенного авторами, были жители Швеции, родившиеся в период с 1942 по 1989 г., а также иммигранты, приехавшие в Швецию в возрасте 15 лет и старше после 1967 г. (с. 305). Было выявлено три вида межнациональных браков: эндогамия - заключение брака с иммигрантом из своей страны; экзогамия с гражданином Швеции - брак с лицом, родившимся в Швеции, оба родителя которого также родились в Швеции; экзогамия с другими лицами - брак с человеком, иммигрировавшим из другой страны. Для упрощения анализа авторы рассматривают всех иммигрантов из СССР как «русских» (с. 306). По религиозной принадлежности обследованный контингент подразделяется на пять категорий: протестанты, католики, другие христиане, мусульмане, прочие религии. По языку иммигранты были классифицированы в четыре группы: скандинавы (Дания и Норвегия); англичане; «неангличане», использующие латинский алфавит; другие языки. Скандинавские языки довольно похожи и их носители достаточно легко понимают друг друга.

Авторы выяснили, что иммигранты-мужчины более эндогамны, чем женщины. Лишь 21% первых женились не на представительницах своей национальности, тогда как 39% вторых вышли замуж за шведов. Иммигранты из стран Ближнего Востока и Африки более эндогамны, чем другие: порядка 60-70% вступают в брак с соотечественниками. Мужчины - иммигранты из Восточной Европы и Азии так же эндогамны, как арабы, в то время как женщины из этих регионов более склонны выходить замуж за шведов. Например, 60% иммигрантов-мужчин Филиппин и Таиланда вступают в браки с представителями своих стран, и лишь 5% филиппинок и таиландок поступают аналогичным образом. Напротив, порядка 60-80% иммигрантов из Западной Европы, Северной Америки,

Океании (Австралии и Новой Зеландии) вступают в брак с гражданами Швеции (с. 311).

Подводя итоги, авторы указывают на то, что их выводы подтверждают существующие концепции, связывающие межнациональные браки и культурные различия. Иммигранты из близких по культуре стран чаще вступают друг с другом в браки, чем иммигранты из стран с сильно различающейся культурой.

С. С. Костяев

2012.02.074. ЖАННО Л., ПЕШ Т. ИММИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ. JE ANNEAU L., PECH T. Comptes et légendes de l'immigration // Alternatives écon. - P., 2011. - N 302. - P. 60-62.

Почти во всех странах Европы, в том числе во Франции, отмечают французские эксперты, имеют место выступления против иммиграции. Однако, как показывает анализ статистики, Франция уже давно не является страной массовой иммиграции. За этим стоит другой, более серьезный вопрос об ошибках и провалах французской системы интеграции иммигрантов.

С точки зрения французской статистики, иммигрантами считаются лица, рожденные иностранцами за границей и проживающие на территории Франции. Данное определение имеет два последствия. С одной стороны, эти лица могут быть натурализованы с момента их приезда на национальную территорию. С другой стороны, потомки иммигрантов не считаются иммигрантами. По данным Национального института демографических исследований, на 1 января 2006 г. во Франции насчитывалось 5,1 млн. иммигрантов, или 8% всего населения, из них 3,6 млн. приходилось на иностранцев (5,8% всего населения) (с. 60).

Если применять методику ООН для подсчета иностранцев, то в 2010 г. численность иммигрантов во Франции составила 10,6%. В любом случае показатель численности иммигрантов не только ниже, чем в Испании (14%), Германии (13%), Австрии (15,6%) и США (13,5%), но он не меняется последнее десятилетие. Основную массу иммигрантов составляют выходцы из Алжира и Марокко, затем идут выходцы из Португалии, Италии и Испании. Большинству этих иммигрантов более 55 лет. Далее идут иммигранты из Турции, Туниса, Великобритании и Германии. В целом 35% общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.