Научная статья на тему '2012. 02. 021. Черников А. П. Поэт рода царского: судьба и творчество Константина Романова. - Калуга: Изд-во Калужского гос. Ун-та, 2011. - 204 с'

2012. 02. 021. Черников А. П. Поэт рода царского: судьба и творчество Константина Романова. - Калуга: Изд-во Калужского гос. Ун-та, 2011. - 204 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Р. (РОМАНОВ К.К.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 021. Черников А. П. Поэт рода царского: судьба и творчество Константина Романова. - Калуга: Изд-во Калужского гос. Ун-та, 2011. - 204 с»

2012.02.021. ЧЕРНИКОВ А.П. ПОЭТ РОДА ЦАРСКОГО: СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО КОНСТАНТИНА РОМАНОВА. - Калуга: Изд-во Калужского гос. ун-та, 2011. - 204 с.

В своей монографии доктор филологических наук А.П. Черников (профессор Калужского гос. ун-та им. К.Э. Циолковского) оспаривает распространенное мнение о том, что творчество поэта, драматурга и переводчика великого князя Константина Костанти-новича Романова (1858-1915) относится к литературе второго ряда. Автор называет «К.Р.» (так подписывал он свои произведения) одним из лучших поэтов конца XIX - начала XX в.

Поэт жизнеутверждающих чувств, он в самом начале своего творческого пути заявил о себе как наследнике и продолжателе лучших, пушкинских, традиций русской лирики. «Мысль о свободе творчества, об ответственности поэта за свои "святые песнопенья" пронизывает многие его стихотворения» (с. 63). Поэтическую устремленность, по мысли К.Р., определяет Божественная красота мира и объемлющая этот мир любовь. Непосредственное влияние на формирование поэта оказала лирика А. А. Фета; высоко ценил он и поэзию А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. Свое творчество он обращал не к узкому кругу почитателей прекрасного, но к широкому читателю. Цель поэзии он видел в воспитании эстетических чувств, высоких нравственных качеств. К.Р. стремился к совершенству поэтической формы, которой придавал основополагающее значение. Его поэзия - пример тщательной работы над словом, при этом одним из основных критериев художественности для него была «строгая простота в выражении чувств, мыслей, настроений»; он противился «вычурности и зауми» (с. 69).

Исследователь не приемлет бытующее мнение об отсутствии у К. Р. гражданских тем и мотивов, указывая, в частности, на стихотворения патриотической направленности и называя образ России «ключевым концептом» его поэзии. Стихи, написанные во время неоднократных пребываний К.Р. за границей, проникнуты чувством тоски по родине («Колокола», 1887) и предваряют ностальгические произведения русских писателей-эмигрантов первой половины ХХ в.

Ярким примером гражданской лирики исследователь называет многочисленные стихотворения солдатской тематики, в том числе циклы «Из полковой жизни» и «Солдатские сонеты», кото-

рые представляют собой зарисовки казарменной и лагерной жизни; они проникнуты искренним чувством любви к русскому солдату. Особое место занимает баллада «Умер, бедняга! В больнице военной...» (1883), в которой отчетливо звучит тема тяжкой солдатской доли. «Жизненная правда, простота строения фразы, умение показать трагедию человека, ушедшего из жизни в юные годы, нескрываемое сочувствие автора подобной судьбе - все это обеспечило произведению поистине небывалый успех и популярность» (с. 81). Стихотворение, изобилующее просторечиями и народными фразеологизмами, публиковалось в десятках народных песенников, где печатались и многочисленные переделки баллады. Наиболее интенсивное распространение баллада К.Р. получила в годы Русско-японской, а затем и Первой мировой войны; новую жизнь она обрела во время и после Великой Отечественной войны. Существуют три экранизации баллады: две под названием «Солдатская жизнь» (обе -1916), третья относится к 1917 г.

Другим популярным произведением К.Р. стала баллада «Уволен» (1888), повествующая о том, как крестьянский парень, отслуживший свой срок и дослужившийся до командира, вернувшись в родную деревню, находит лишь могилы своих родных -отца и матери, жены и сына. Сходный сюжетный мотив разрабатывали впоследствии М.В. Исаковский («Враги сожгли родную хату») и К.М. Симонов («Старая солдатская»), но в отличие от их произведений в балладе К.Р. «присутствует эсхатологическая надежда на то, что Господь не оставит Своим вниманием солдата-сироту» (с. 88).

Отчетливо прозвучали гражданские мотивы в большом стихотворении «Марко Маркович» (1899), проникнутом размышлениями об исторических судьбах Сербии и Черногории; в нем подчеркнута и великая миссия России - защитницы мира на юге Европы.

Как человек глубоко воцерковленный, К.Р. полагал, что «истинное творчество всегда от Бога, что оно есть результат взаимодействия Божественной благодати и свободной воли человека» (с. 70). Поэтому сокровенным творческим заветом стали для поэта слова А. С. Пушкина: «Веленью Божию, о муза, будь послушна». О том, что поэзия для К.Р. была выражением религиозно-фило-

софского восприятия мира, свидетельствовало самое первое опубликованное им стихотворение «Псалмопевец Давид» (1881).

Религиозными чувствами, молитвенным состоянием проникнуты и любовная, и гражданская, и пейзажная лирика К.Р.: «Когда, провидя близкую разлуку» (1886), «Молитва» (1886), «Колокола» (1887), «Когда креста нести нет мочи» (1899) и др. К.Р. постоянно обращался к теме страданий Христа и страданий человека за него; в частности, поэма «Севастиан-Мученик» (1887) стала, по мнению исследователя, напоминанием живым о милосердии, о необходимости любви к ближнему. Нередко К.Р. перелагал тексты Священного писания, широко используя библейские аллюзии и реминисценции. Изображению последних дней земной жизни Иисуса Христа посвящена его драма «Царь Иудейский» (1913), написанная белым стихом.

Для лирики К. Р., как и для всей русской поэзии, характерна неразрывная связь темы родины с темой природы. Любимые поэтом времена года - весна и лето: «Поэтика цвета, запаха, звука, нередко их синэстезия в произведениях Константина Романова» -все это «предвосхищает творческие искания поэтов-символистов» (с. 119).

Образцами реалистического переосмысления традиционно романтической для русской поэзии темы юга исследователь называет стихотворения «В Крым» и «Из Крыма», написанные в 1911 г. Их лирический герой спешит вернуться с юга в любимый с детства край Центральной России, где «душистая свежесть берез», «милый дом», горящая на столе свеча (образ, позаимствованный позднее Б.Л. Пастернаком). Пейзажная лирика К.Р. проникнута философскими размышлениями о жизни: весеннее пробуждение природы становится символом преображения души поэта; созерцание осеннего увядания вызывает размышления о смерти, но «без боли и страданий», как это происходит в природе (с. 132). Излюбленный прием К.Р. - олицетворение, его образы природы одушевлены и потому они ближе, понятнее человеку.

Многие стихотворения построены как своего рода исповедь лирического героя своей собеседнице («Любовью ль сердце разгорится...», 1889). Поэт развивал традицию русской медитативной элегии 1820-1830-х годов, широко используя приемы диалогического общения между поэтом и его адресатом: различные обраще-

ния, местоимения «ты» и «вы», вопросительную и восклицательную интонацию, придающую стихам характер непринужденной беседы.

Среди жанров, к которым обращался поэт - элегия, идиллия, мадригал, послание, баллада, эпитафии, поэма, сонет. К.Р. заявил о себе и как смелый экспериментатор, сочетая в одной строфе двусложные и трехсложные размеры, рифмованный и белый стих. Яркий пример биметрии - стихотворение «Ты победил, Галилеянин» (1882) Исключительно важную роль в его поэтическом творчестве играла строфика, помогая выявлению внутреннего содержания, своеобразия лирических сюжетов. Большое внимание поэт уделял музыкальности и цветописи, замечая в письме к П.И. Чайковскому (13 сентября 1888 г.), что «между красками и звуками есть какая-то связь» (цит. по: с. 70). Многие стихотворения К.Р. положены на музыку П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым, А.К. Глазуновым, в том числе получивший широкую известность романс «Растворил я окно...» (1885).

Прекрасный переводчик, К.Р. стал одним из зачинателей русской переводческой школы (перевел драмы «Ифигения Тавриде» И.В. Гёте, «Мессинская невеста» Ф. Шиллера и др.). Творчество К.Р. - своеобразный мост между русской поэзий второй половины XIX в. и ее Серебряным веком, обобщает А.П. Черников.

В книге также рассматриваются основные этапы жизненного пути поэта - представителя императорской династии Романовых, внука Николая I, племянника Александра II, двоюродного дяди последнего российского императора Николая II.

Т.Г. Юрченко

Зарубежная литература

2012.02.022. КАТАНИ С. БЕЗУМИЕ ИМЕЕТ МЕТОД: «ИНОБЫТИЕ РАЗУМА» В РАССКАЗЕ ЭТА. ГОФМАНА «ОБЕТ». CATANI S. Der Wahnsinn hat Methode: Das «Andere der Vernunft» in E.T.A. Hoffmanns Erzählung «Das Gelübte» // Zeitschrift für deutsche Philologie. - B., 2010. - Bd. 129, Heft 1. - S. 173-183.

Стефани Катани (университет Бамберга) обращается к одному из наименее известных и малоизученных произведений Гофмана - рассказу «Обет» (1817) из цикла «Ночные истории». По мне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.