Научная статья на тему '2012. 01. 033. Маунсeлл Дж. Б. Роман романиста? Maunsell J. B. A novelist's novel? // times literary supplement. - L. , 2011. - 30. 03. - p. 16'

2012. 01. 033. Маунсeлл Дж. Б. Роман романиста? Maunsell J. B. A novelist's novel? // times literary supplement. - L. , 2011. - 30. 03. - p. 16 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Красавченко Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 033. Маунсeлл Дж. Б. Роман романиста? Maunsell J. B. A novelist's novel? // times literary supplement. - L. , 2011. - 30. 03. - p. 16»

2012.01.033. МАУНСЕЛЛ Дж.Б. РОМАН РОМАНИСТА? MAUNSELL J.B. A novelist's novel? // Times literary supplement. -L., 2011. - 30.03. - P. 16.

Лондонский писатель и критик Джером Бойд Маунселл оценивает новую книгу известного английского писателя Дэвида Лод-жа «Человек, скроенный из частей»1 - биографический роман о Герберте Уэллсе, в котором документ сочетается с вымыслом.

Лодж не впервые пишет биографию писателя. В 2006 г. он издал документальную книгу «Год Генри Джеймса. История романа»2, в которую включил автобиографическое эссе о том, как он в 2004 г. написал роман о Генри Джеймсе под названием «Автор, автор» (Author, Author), которая случайно (и не очень удачно) вышла в свет вскоре после публикации в том же году биографического романа американского писателя Колма Тойбина «Мастер» («The Master») - тоже о Генри Джеймсе и о том же этапе его литературной карьеры, когда писатель пережил кризис, вызванный провалом постановки пьесы «Гай Домвилл» (1895).

В эссе, вошедшем в книгу о Джеймсе, Д. Лодж пишет о наблюдающемся в последние десятилетия расцвете своего рода «субжанра» «биографического романа о писателе». Он упоминает в этой связи произведения Дж.М. Кутзее, Пенелопы Фицджералд, Малколма Брэдбери, Берил Бейнбридж, Джулиана Барнса и др. Д. Лодж замечает, что многие романисты (явно включая и себя в их число) обращались к жанру биографического романа на сравнительно позднем этапе своего творчества, и размышляет о том, почему столь многих писателей привлек к себе этот жанр. Некоторые его тезисы перекликаются с положениями «нового журнализма» 1960-1970-х годов и с нападками на роман американского автора Дэвида Шилдса в книге «Голод по реальности: Манифест»3. В повороте к биографическому роману Лодж усматривает характерный для постмодернизма симптом «вырождения веры» в «вымышленное повествование», «признак вырождения и усталости».

1 Lodge D. A man of parts. - L., 2011.

2 Lodge D. The year of Henry James: The story of a novel. - L., 2006.

3 Shields D. Reality hunger: Manifesto. - N.Y., 2010.

Биографический роман о писателе - это, по мнению Дж.Б. Маунселла, странный, обманчивый гибрид: такую книгу можно целиком составить из других книг путем коллажа. А главная хитрость кроется в конечном продукте, который может с легкостью сойти за классический реалистический роман. Это «двусмысленный» жанр, который можно воспринимать и как вымысел, и как «факт». Построение биографического романа на фактах импонирует читателям и, возможно, писателям, которые больше не верят в серьезность вымысла. Такая стратегия связана также с ощущением кризиса литературной биографии в эпоху, когда читателя интересует прежде всего подлинность происшедшего. Биографический роман «честен», его автор не претендует на «авторитетность» и искусно решает вечный вопрос об этичности вторжения в область личного, постоянно возникающий в связи с литературной биографией.

Комментируя собственные «университетские» романы «Академический обмен» (1975), «Мир тесен» (1984), «Славная профессия» (1988) Лодж неизменно настаивал на вымышленности своих текстов. В книгах «Автор, автор» и «Человек, скроенный из частей» он, наоборот, заявляет о верности фактам. Он хочет, чтобы читатель поверил в то, что все описанное действительно произошло. Воображение здесь основывается не на вымысле, выдумке, а на эмпатии и интуиции. И в результате Лодж обеспечивает себе «слепую веру читателя». Он пишет роман о реальном человеке

Как и в книге «Автор, автор», биография об Уэллсе в начале и в конце окаймлена рамкой последних дней жизни писателя. Книгу открывает и завершает описание жизни Уэллса дома на Ганновер Террейс близ Риджент Парка в окружении семьи в основном в 1944 г., когда Вторая мировая война приближается к концу. В пределах этой «рамки» дан подробный хронологически выстроенный «отчет» о ранней славе Уэллса - с 1880-х до середины 1920-х годов, хотя в центре биографии находится период между 1902-1914 гг.

Книгу об Уэллсе можно рассматривать как вторую часть биографического диптиха, первая ее часть - «Автор, автор». Уэллс является противоположностью Джеймсу. Оба они проделали путь к мировой славе (у Уэллса - даже большей) и оба в конце оказались в Англии, став почти соседями: Джеймс в городке Рае, Уэллс - в Сандгейте. Но пути их были очень разными; как и литературные

дарования, и характеры, особенно в том, что касалось личных привязанностей. Если Джеймс проявил не очень ясной природы неспособность к любви, Уэллс был постоянно в водовороте эмоциональных переживаний, любовных историй и сложных ситуаций.

Жизнь Уэллса - это подарок любому романисту. Основываясь на источниках, Д. Лодж построил жизнеописание Уэллса на его любовных отношениях - так, как это сделал сам Уэллс в объемном сочинении «Постскриптум» в двухтомном «Эксперименте автобиографии» (1934), который не раз переписывался и был посмертно издан сыном писателя в 1984 г. под названием «Влюбленный Г.Дж. Уэллс» («H.G. Wells in Love»). «Человек, скроенный из частей» напоминает «Влюбленного Уэллса», но это издание без «купюр». Д. Лодж подробно воспроизводит историю двух его женитьб: на Изабелл и Джейн и длинный ряд любовных романов - с Розамунд Блонд, Дороти Ричардсон, Эмбер Ривз, Вайолет Хант, Элизабет фон Арним, Ребеккой Уэст, Мурой Будберг. Д. Лодж дает «женщинам Уэллса» большую возможность высказаться, чем Уэллс в своем «Постскриптуме». У английской феминистки-фабианки Эмбер Ривз и у писательницы Ребекки Уэст были дети от Уэллса. Но и у жены Уэллса - Джейн, смиренно переносившей все эскапады мужа, было двое детей во время их долгого брака с 1895 г. до смерти Джейн от рака в 1927 г. Джейн, в биографии, написанной Лоджем, - наиболее сдержанная, молчаливая и, возможно, поэтому самая таинственная участница драмы жизни Уэллса.

Стиль биографии - ясный, чистый и не лишен изящества, чувствуется, что «за сценой» была проделана огромная, кропотливая работа. Иногда Лодж лишь перефразирует целые страницы из «Влюбленного Уэллса» или «Эксперимента» и воспоминаний современников. А порой придумывает целые сцены и, основываясь на мелких документальных деталях, правдоподобно передает суть любовной истории.

Книга Лоджа отличается от традиционной литературной биографии. В нескольких главах Уэллс разговаривает сам с собой или же обдумывает от первого лица свои идеи про себя.

Наиболее забавны эпизоды, в которых персонажи (сам Джеймс) из книги Лоджа «Автор, автор» появляются на страницах биографии Уэллса. Цитируются «уничтожающие» письма, написанные Уэллсу Джеймсом, и тем не менее Джеймс высоко ценил

своего коллегу. Дж.Б. Маунселл ссылается на воспоминания в книге «Взгляд назад» (1934) американской писательницы Эдит Уор-тон, дружившей с Джеймсом: мастер проявлял интерес к нескольким современным романам, в том числе Конрада и Уэллса, и признался ей, что Уэллс ему очень нравится: все, что он пишет, живо и энергетично.

В литературоведческой книге «Романист на перекрестке» (1971) Лодж заметил, что лучшие произведения Уэллса были созданы им в ранний период. Известно, что и сам Уэллс говорил Арнольду Беннетту в 1917 г.: «Мой бум закончился. Я - вчерашний день». Лодж и теперь считает, что Уэллс выдохся в 1920-1940-е годы, хотя почти каждый год выпускал новые книги.

В «Человеке, скроенном из частей» Уэллс думает о своей жизни: «Если учесть все за и против, то была ли эта история историей успеха или неудачи?» Однако Д. Лодж не подсчитывает «за» и «против», он сосредоточен на периоде великого успеха, а далее начиная с 1920-х годов фокусирует свое внимание лишь на отдельных эпизодах, исключая период 1944-1946 гг. По мнению Дж. Б. Маунселла, лучше было бы вообще о чем-то не писать, чем писать мимоходом, эпизодично.

Сам Лодж вошел в историю английской литературы как автор скорее фарсовых, чем сатирических романов. Но здесь, как считает Дж.Б. Маунселл, он упустил шанс, который дает биографический роман, - создание психологического портрета. Конечно, трудно схватить суть характера Уэллса. Он - весь на поверхности. Но в конечном итоге писатель сам судил себя строже, чем Лодж. В «Постскриптуме» он писал: «История моих отношений с женщинами - это, в основном, история жадности, глупости и великих надежд». Однако Лодж склонен избегать темных сторон жизни Уэллса, предпочитая показывать гения - занятного, комического, бодрого, не очень глубокого, практичного и вместе с тем «не от мира сего».

Т.Н. Красавченко

2012.01.034. ДИК Дж.К. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА О РЕКЛАМЕ В ЛИТЕРАТУРЕ: ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ. DICK J.K. La pop culture. De la publicité dans la poésie: Le renversement de l'ordre économique // Trans: Revue de littérature générale et

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.