никогда не нужно торопиться, чтобы занять свое место под солнцем» (Ф. Рот, с. 32).
Список литературы
1. Bylynd S. Merry Levov's BLT crusade: Food-fueled revolt in Roth's American pastoral // Philip Roth studies. - West Lafayette: Purdue univ. press, 2010. - Vol. 6, N 1. - P. 3-30.
2. Caputo J. Between good and evil // Caputo J. Against ethics: Confrontations to a poetics of obligation with constant reference to deconstruction. - Bloomington: Inel-iana univ. press, 1993. - P. 20-41.
3. Parrish T. The end of identity: Philip Roth's «American pastoral» // Shofar: An interdisciplinary journal of Jewish studies. - West Lafayette: Purdue univ. press, 2000. - Vol. 19, N 1. - P. 89-99.
4. Royal D.P. Contesting the historical pastoral in Philip Roth's American trilogy // American fiction of the 1990s. - L.: Rothledge, 2008. - P. 6-28.
Е.А. Цурганова
2012.01.032. ХОББС А. ПРОЧТЕНИЕ ТЕЛА В «АМЕРИКАНСКОЙ ПАСТОРАЛИ» ФИЛИПА РОТА.
HOBBS A. Reading the body in Philip Roth's American pastoral // Philip Roth studies. - West Lafayette: Purdue univ. press, 2010. -Vol. 6, N 1. - P. 69-83.
Профессор Кембриджского университета (Великобритания) Алекса Хоббс изучает проблему тела в литературном тексте как средоточения смысла. В данной статье материалом исследования стал роман Филипа Рота «Американская пастораль» (1997), где присутствует персонаж, являющийся идеалом героя-мужчины, и на примере судьбы которого рассматривается влияние внешности на становление личности.
Главный герой «Американской пасторали» Сеймур «Швед» Лейвоу - представитель третьего поколения американских евреев, променявший еврейский городской Ньюарк на деревенский Олд-Римрок. Роман охватывает практически всю жизнь персонажа: от отроческого возраста до крушения личного мира в результате террористических действий его дочери Мерри в период вьетнамской войны и смерти от рака простаты.
Швед был поразительно красив. «Ни у кого из нескольких блондинистых евреев нашей почти стопроцентно еврейской бесплатной средней школы не было ничего похожего на волевой под-
бородок и застывшую на лице бесстрашность этого светловолосого голубоглазого викинга, родившегося в нашем роду-племени» (с. 9)1. Юноша был уникально одаренным спортсменом: нападающий в футболе, центровой в баскетболе, первый базовый в бейсболе. В начале романа Швед представляется героем-атлетом, сформированным по образу и подобию типичного американца, чья внешность должна являться залогом удавшейся жизни. Многие восхищаются Сеймуром, однако сам он не ценит свои победы и, кажется, совсем не замечает совершенства своего тела, отличающего его от ньюаркских соплеменников. Он будто бы не участвует в формировании своей индивидуальности, читатель видит его только глазами общества, в котором он живет. Ощущение непричастности героя к формированию своего Я усиливается тем, что, описывая историю семьи и социальную среду, в которой Сеймур вырос, Ф. Рот не дает представления о характере юного Лейвоу. Он - никто, чистый лист, ждущий оценки со стороны общества.
Насколько тело Сеймура, его физические навыки определяют степень его успеха, настолько черты его лица определяют его личность. Недаром причиной его прозвища «Швед» в первую очередь явилась его внешность. Необычные черты лица выделяют или, как уточняет А. Хоббс, отделяют его от общины, где он жил изначально. Будучи евреем, он имел внешность уроженца севера, что внушало его соседям впечатление об успехе и процветании этого персонажа. Более того, привлекательная внешность должна была говорить окружающим о соответствующем моральном облике. Порядочность Шведа подтверждается тем, что в нем, по мнению окружающих, сосредоточены три основных добродетели: красота, характер, сила.
Создавая портрет Шведа, Рот, по мнению А. Хоббс, утрирует стереотипические черты, делая героя схожим со знаменитым героем комиксов Капитаном Америкой. Оба они обладают теми же, но сильно преувеличенными по сравнению с другими людьми способностями, т.е. ловкостью, силой, выносливостью, быстротой реакций. Прозвище Сеймура заменяет ему костюм, какие обычно носят
1 Рот Ф. Американская пастораль. - М.; СПб.: Лимбус пресс, 2007. - 539 с. Далее страницы даны по этому изданию.
герои комиксов. Но есть и отличие: если Капитан спасает мир, то Швед сохраняет американские идеалы только для своей общины. Он становится символом, выразителем идей надежды, невинности, чистоты. Его физическая сила воплощает силу американской нации, а спортивные победы кажутся предзнаменованием победы во вьетнамской войне.
Итак, перед нами типичный WASP (белый американский протестант) вопреки своему происхождению - и тем он, как считает Ф. Рот, сходен с Джоном Кеннеди. Шведу, как и президенту, сопутствовал успех, несмотря на религиозную принадлежность. Жизнь обоих закончилась трагедией. «Его благородная внешность, его фантастическая жизненная сила, его слава, полная уверенность в том, что, будучи героем, он свободен от всех сомнений, - все эти отличительные мужские черты странным образом спровоцировали что-то вроде политического убийства, что заставляет сравнивать его судьбу... с судьбой Кеннеди, Джона Ф. Кеннеди, другого любимца фортуны, бывшего всего на десять лет старше Шведа, блестящего олицетворения Америки, предательски убитого еще молодым всего за пять лет до того, как дочь Шведа выразила свой яростный протест против войны Кеннеди-Джонсона и пустила под откос жизнь своего отца» (Ф. Рот, с. 112).
Путь, приведший героя «Американской пасторали» к краху, начинается, когда из еврейского мальчика Сеймура он превращается в американца Шведа. Смена имени становится шагом, отделившим его как от родовой общины, так и от того американского мира, который его окружает. Переезд в Олд-Римрок делает отказ от «корней» более явственным. От судьбы идеального американца его отгораживает сама история и еще дочь, ставшая на путь террора.
Герои помещены автором в 60-е годы, во времена вьетнамской войны, когда в США поднимается волна протеста, разделяющая общество и изменяющая привычный уклад. Именно в такой момент, полагает А. Хоббс, необходимо было найти или создать идеального героя. Проблема в том, что идеал, как правило, оказывается обычным человеком, переживающим то же, что и остальные. Швед, осознавая действия дочери, утрачивает веру в Американскую мечту. Не имея возможности вернуться к началу пути, изменить себя, он утрачивает жизнь.
Я.Г. Гудкова