Научная статья на тему '2012. 01. 023. Финансовый кризис и усиление политики глобального сотрудничества. The financial crisis and the strengthening of global policy cooperation // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2011. - n 1. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201101en. Pdf'

2012. 01. 023. Финансовый кризис и усиление политики глобального сотрудничества. The financial crisis and the strengthening of global policy cooperation // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2011. - n 1. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201101en. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 023. Финансовый кризис и усиление политики глобального сотрудничества. The financial crisis and the strengthening of global policy cooperation // month. Bull. Of ECB. - Frankfurt A. main, 2011. - n 1. - mode of access: http://www. ECB. Int/pub/pdf/mobu/mb201101en. Pdf»

Такая эволюция создаст единую эффективную структуру международной экономической кооперации.

В долгосрочном плане должно появиться более влиятельное и легитимное международное ведомство, которое будет использовать свои возможности для противостояния несовершенствам и фрикционным издержкам. Хотя такое ведомство кажется очень отдаленной перспективой, у него есть предшественник, обеспечивающий интернализацию трансграничных факторов в международной торговле, - это ВТО.

После кризиса самая очевидная проблема на глобальном уровне заключается в том, чтобы дисбалансы вновь не начали расти. Продолжающийся рост долга в странах-должниках делает их особенно уязвимыми к резким изменениям в динамике сбережений в странах с профицитом. Повышение долгосрочных процентных ставок неизбежно, что приведет к падению цен на активы. Эти слабые места опасны для всех, а потому признание общей заинтересованности в устойчивой структуре мирового спроса выгодно всем.

Г.В. Семеко

2012.01.023. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГЛОБАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

The financial crisis and the strengthening of global policy cooperation // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2011. - N 1. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201101en.pdf

Недавний глобальный финансовый кризис выявил серьезные проблемы и недостатки макроэкономического надзора, международной валютной системы (МВС) и международного финансирования. В докризисный период МВС характеризовалась рядом особенностей, многие из которых сохранились и поныне: 1) в рамках МВС сосуществуют режимы плавающих и режимы фиксированных валютных курсов; 2) в ходе либерализации движения капиталов в 1990-е годы многие страны - как развитые, так и развивающиеся -начали устранять ограничения на ввоз и вывоз капиталов; 3) несмотря на изменения, произошедшие в МВС с 1971 г., доллар сохранил очень важную роль в МВС в качестве расчетной и резервной валюты; 4) в ходе последнего десятилетия МВС стала свидетелем ускоренного накопления официальных валютных ре-

зервов в ограниченном числе стран; 5) МВС наложилась на международную финансовую систему, характеризующуюся наличием нерегулируемых финансовых рынков; 6) несмотря на принятие на международном уровне некоторых правил и процедур, обеспечивающих эффективное функционирование рынков, со временем появляются новые черты финансовой системы, связанные с различными решениями разных стран, например в области режима валютных курсов.

Кризис обнаружил, что чрезвычайный рост мировой экономики в докризисный период явился результатом комбинации намерений частного и государственного секторов, обслуживаемых инновационным и динамичным финансовым сектором и МВС. Многомерная природа финансового кризиса вызвала многочисленные предписания государственных властей, направленных на восстановление международной финансовой системы, улучшение МВС и возврат к равновесному росту экономики в национальных и глобальных масштабах.

Необходимость совершенствования надзора. Усиливающееся взаимодействие стран требует заключения соглашений о многостороннем надзоре. Во время кризиса были испытаны примеры такого надзора. Так, на саммите «группы 20» (G20) в сентябре 2009 г. в Питтсбурге был принят рамочный проект для быстрого, устойчивого и уравновешенного роста, чтобы гарантировать взаимную совместимость национальных политик в деле достижения общих целей. МВФ, со своей стороны, несет ответственность за такое общественное благо, как валютная стабильность в международных масштабах.

Надзор за финансовым сектором. Для этого необходимо было создать центральную инстанцию, и G20 преобразовала Форум финансовой стабильности в Совет финансовой стабильности (Conseil de la stabilité Financière, CSF), расширив его состав и доверив ему решение ряда новых задач. CSF стал органом, призванным координировать решение вопросов финансовой стабильности на глобальном уровне. Главная особенность CSF состоит в его тесном сотрудничестве с другими институтами, результаты которого дважды в год представляются Международному валютному и финансовому комитету (Comité monétaire et financier international, CMFI). МВФ, CSF и Банк международных расчетов (БМР) совместно раз-

работали основные направления политики национальных органов в отношении институтов, инструментов и финансовых рынков, имеющих системное значение (Guidance to Assess the Systemic Importance of Financial Institutions, Markets and Instruments: Initial Considerations). CSF сотрудничает с регулирующими органами в деле разработки рекомендаций по ограничению процикличности и с БМР - по разработке стандартов бухучета и отчетности с учетом макропруденциальных норм.

Двусторонний надзор. Как известно, МВФ регулярно контролирует способы, с помощью которых страны-члены выполняют свои обязательства. За последние 20 лет МВФ принял ряд мер для усиления двустороннего надзора в ответ на критические замечания Независимого бюро оценки (Independent Evaluation Office). Для улучшения двусторонней оценки в условиях кризиса разработаны меры по трем следующим направлениям: а) поиски показателей, принимаемых во внимание при формулировании рекомендаций МВФ; б) извлечение уроков из опыта двустороннего надзора; в) усиление надзора за потоками капиталов, чтобы, с одной стороны, использовать преимущества либерализации международного движения капиталов для экономического роста, а с другой - ограничить связанные с этим риски.

Совершенствование механизмов разрешения кризисов. В условиях кризиса на международном и региональном уровнях были приняты меры по оказанию помощи странам, испытывающим финансовые трудности. По решению Лондонского саммита G20 ресурсы МВФ были утроены и составили 750 млрд. долл., что позволило МВФ заключить новые соглашения о займах (Nouveaux accords d'emprunt, NAE). В ноябре 2010 г. МВФ принял решение об увеличении долей стран, что увеличило его ресурсы. В 2010 г. в рамках реформы МВФ были разработаны новые типы займов, в том числе линия модулированных кредитов (ligne de crédit modulable, LCM) и линия превентивных кредитов (ligne de crédit préventive, LCP).

Другие способы усиления международного сотрудничества. Некоторые специалисты предлагают создать искусственную международную валюту, которая может принять форму либо корзины валют, либо наднациональной фидуциарной валюты. К первому типу относятся специальные права заимствования (СПЗ), сторон-

ники которых считают, что они: а) выполняют функции резерва стоимости и расчетной единицы, которая более стабильна и менее волатильна, чем составляющие их валюты; б) делают менее необходимым урегулирование реальных валютных курсов; в) позволяют инвесторам при определении цен активов лучше учитывать глобальные валютные условия. Усиление роли СПЗ требует не только увеличения их эмиссии в МВФ, но и развития частного

рынка СПЗ. _

Л.А. Зубченко

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2012.01.024. ДОКЛАД ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА О РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2011 г. EEAG Report on the European economy 2011 // IFO-Schnelldienst. -München, 2011. - Jg. 64, N 6. - S. 29-35.

В десятом докладе Европейского экспертного совета (European economic advisory group, EEAG) отмечается, что наблюдающийся в некоторых странах ЕС кризис суверенной задолженности означает окончание периода мягких бюджетных ограничений, во время которого значительный импорт капиталов привел к быстрому экономическому росту с одновременным увеличением диспропорций во внешней торговле. Наступившая фаза жестких бюджетных ограничений и мер по экономии расходов похожа на развитие в прошлом десятилетии. Мир раскалывается на страны, экспортирующие капитал, которые быстро приходят в себя от последствий глобального финансово-экономического кризиса, и на капиталоимпортирующие страны, которые с трудом восстанавливают свою экономику. Западные страны пытаются управлять мягкой денежно-кредитной политикой с помощью кейнсианской программы расходов и проводят щедрые меры по спасению банков, хотя при этом им пришлось увеличить налоговое бремя. Что касается роста государственной задолженности, то она значительно увеличилась еще до финансового кризиса.

Введение евро привело к формированию общего рынка долгосрочных капиталов, который способствовал устранению больших различий в уровнях процентных ставок между странами. Об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.