Научная статья на тему '2011.04.016. САРКОЗИ Н. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ «ГРУППЫ 8» И «ГРУППЫ 20». INTERVENTION DE M. LE PRéSIDENT DE LA RéPUBLIQUE. - MODE OF ACCESS: HTTP://GLOBAL-CURRENCIES.ORG/SMI/FR/TELECHAR/DISCOURS/INTERVENTION_AVANT_ G20-G8.PDF'

2011.04.016. САРКОЗИ Н. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ «ГРУППЫ 8» И «ГРУППЫ 20». INTERVENTION DE M. LE PRéSIDENT DE LA RéPUBLIQUE. - MODE OF ACCESS: HTTP://GLOBAL-CURRENCIES.ORG/SMI/FR/TELECHAR/DISCOURS/INTERVENTION_AVANT_ G20-G8.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.04.016. САРКОЗИ Н. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ «ГРУППЫ 8» И «ГРУППЫ 20». INTERVENTION DE M. LE PRéSIDENT DE LA RéPUBLIQUE. - MODE OF ACCESS: HTTP://GLOBAL-CURRENCIES.ORG/SMI/FR/TELECHAR/DISCOURS/INTERVENTION_AVANT_ G20-G8.PDF»

сельскохозяйственных цен оказывают влияние и такие факторы, как повышение мировых цен на нефть и снижение запасов сельскохозяйственной продукции.

В 2010 г. цены на сельхозпродукцию быстро росли: за шесть месяцев цены на пшеницу и сою возросли на 50%, а цены на сахар достигли самого высокого за последние 30 лет уровня. Одной из главных причин этого являются неблагоприятные климатические условия, например засухи в России и наводнения в Австралии, а также спекулятивные операции на рынках продовольствия. В РС на оплату продовольствия расходуется 80-90% семейных бюджетов, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 15%. За последние десятилетия объемы инвестиций в сельское хозяйство многих PC снижаются пои олновоеменном увеличении импорта

I политики, выгодной н.

няющий роль предсе-л в качестве одной из ;ых, в том числе сель-едлагает более точно венных запасов и вы-з волатильность цен. [ в G20 является борь-ia товарных биржах. î цен в 2008 г. объем с в пять раз. На этот нца, как хедж-фонды, лер. направленных на сырьевых товаров и пьных рынков.

Л.А. Зубченко

2011.04.016. САРКОЗИ Н. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ «ГРУППЫ 8» И «ГРУППЫ 20».

Intervention de M. le Président de la République. - Mode of access: http://global-currencies. org/smi/fr/telechar/discours/Intervention_avant_ G20-G8.pdf

Выступая на пресс-конференции, посвященной председательству Франции в «группе 8» (G8) и «группе 20» (G20), прези-

дент Франции Н. Саркози наметил основные задачи этих организаций на ближайшее время. По его словам, цель Франции - добиться конкретных результатов, что отвечает требованиям общественного мнения.

Председательские амбиции Н. Саркози просты: «Поскольку мы живем в новом мире, мы нуждаемся в новых идеях». Новый мир характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями в соотношении сил между мировыми экономическими державами. После Второй мировой войны, когда были созданы ООН, МВФ, Всемирный банк и ГАТТ, на долю США приходилось 45% мирового ВВП. В 1975 г., когда была создана «группа 7» (07), на долю США и Западной Европы приходилось 2/3 мирового ВВП. С конца 1990-х годов происходит чрезвычайно быстрое нарушение этого равновесия. За 10 лет (2000-2010 гг.) доля Китая в мировом ВВП более чем удвоилась, и по этому показателю Китай превзошел Японию, превратившись во вторую экономическую державу мира. В 2050 г. Китай станет первой экономической державой мира, опередив США, Индия - третьей и Бразилия - четвертой. Ясно, что все созданные в 1945 г. организации опирались на равновесие, которого сегодня больше не существует. Именно этими трансформациями объясняется создание 020, на долю стран-членов которой приходится 85% мирового ВВП. Другой вывод, вытекающий из изменений в экономическом равновесии, состоит в том, что мир стал полностью взаимозависимым и все более волатильным, и дисбалансы в нем возрастают не только со все большей скоростью, но и во все больших масштабах.

За последние 40 лет произошло 125 банковских кризисов, при этом скорость их наступления за последние 20 лет значительно возросла. С начала 1990-х годов мир 42 раза столкнулся с внезапной приостановкой международного движения капиталов. Так, в 2008-2009 гг. поток капиталов в страны Азии в течение нескольких дней уменьшился в два раза. Каким образом страны могут управлять подобной нестабильностью и сопротивляться ей? Это абсолютно невозможно. На валютных рынках также наблюдаются чрезвычайные явления. Ежедневная сумма валютных сделок составляет более 4000 млрд. долл.; эта сумма с 2007 г. возрастает на 20% в год, тогда как в 2004-2007 гг. она увеличилась на 72%. Последствия ускорения нестабильности могут быть очень серьезными.

Волатильность наблюдается и на рынках сырья и энергоносителей: в 2008 г. за шесть месяцев цена барреля нефти марки Brent упала со 140 долл. до 40 долл., т.е. снизилась более чем втрое. Вряд ли потребление энергии за эти шесть месяцев также уменьшилось втрое. На рынке сельскохозяйственного сырья цены за 20 последних лет увеличились втрое. Между тем объем мирового сельскохозяйственного производства к 2050 г. должен быть увеличен на 70%, чтобы прокормить 9 млрд. жителей планеты. Сельскохозяйственные цены продолжают расти. На конец декабря 2010 г. они превзошли пиковый уровень 2008 г., который был годом голодных бунтов. Беспорядки на международном валютном рынке обусловили появление беспрецедентных диспропорций в платежных балансах стран, которые с 2000 г. возросли вдвое.

Такие глобальные проблемы, как изменения климата и вызов развития, должны решаться на глобальном уровне. Развивающимся странам обещана помощь в 100 млрд. долл. в год. Но как сдержать это обещание странам, имеющим беспрецедентные бюджетные дефициты? Без использования инновационных способов финансирования это невозможно. G8 должна открыть публичные дебаты на политическом уровне по этому вопросу, в том числе с использованием Интернета.

Главный приоритет председательства Франции в G20 состоит в том, чтобы обеспечить реализацию решений, принятых на пяти прошедших саммитах G20. В первую очередь это касается финансового регулирования. За последние два года в этом отношении был достигнут значительный прогресс: приняты новые правила о достаточности банковских капиталов, о регулировании хедж-фондов и банковских бонусов, рассматривается вопрос о налогообложении банков, направленном на ограничение системных рисков. С апреля 2009 г. с налоговыми гаванями были подписаны 600 соглашений о налоговой прозрачности и об обмене налоговой информацией. 13 стран в налоговых целях отказались от банковской тайны.

Еще одной целью G20 является решение проблем развития. На саммите в Каннах будет одобрен список конкретных проектов, обеспеченных финансированием. Что касается инновационных способов финансирования, то Франция выступает за введение налога на финансовые трансакции, считая этот налог моральным, по-

лезным для ограничения спекуляций и эффективным для поисков новых ресурсов для финансирования развития. Считая налог на финансовые операции наилучшим решением проблем финансирования, Франция готова обсуждать и другие способы инновационного финансирования.

В области занятости и решения социальных проблем социальные партнеры будут объединены в рамках 020. Впервые накануне саммита 020 будут организованы социальный саммит и саммит руководителей предприятий. Одним из важных вопросов является включение Международной организации труда в систему мирового управления.

Франция выступает против возврата к системе фиксированных валютных курсов, поскольку она не соответствует нынешней экономической реальности. Франция не хочет подрывать доллар, который играет ведущую роль и потому должен быть сильной валютой, как об этом часто заявляет президент Б. Обама. Франция не является также сторонницей контроля над движением капиталов. Вопросы об эффективном функционировании международной валютной системы должны рассматриваться не с идеологической, а с прагматической точки зрения. Цель Франции - добиться согласия с партнерами по конкретным предложениям. Ее позиция проста: появление новых экономических держав неизбежно приведет к появлению новых международных валют. Отсюда вытекает цель -улучшить международное сотрудничество на службе роста, для чего следует добиться общего согласия по поводу показателей, которые позволят измерять и анализировать постоянные диспропорции. Разработка таких показателей - первостепенная и важная задача Франции. При этом каждая страна должна представить меры экономической политики и структурных реформ, направленные на уменьшение экономических диспропорций.

Как уменьшить потребности стран в накоплении официальных резервов? Когда страны в течение нескольких дней лишаются капиталов, они пытаются застраховаться от этих рисков, значительно увеличивая свои резервы. Но это непродуктивное накопление резервов оказывает очень сильное давление и представляет собой дорогостоящую стратегию. Следует помочь МВФ создать новые кредитные линии для стран, испытывающих трудности.

Как лучше регулировать международные потоки капиталов? Недавние односторонние меры стран в этой области ставят вопрос о разработке многосторонних правил. Франция намерена предложить G20 разработку кодекса хорошего поведения в области управления международными потоками капиталов. Кроме того, МВФ должен выполнять надзор в этой области на основе специально разработанных критериев определения диспропорций.

Как обеспечить переход к интернационализации новых валют? 42 года назад были созданы специальные права заимствования (СПЗ). После 42 лет существования СПЗ можно ли согласиться с включением в СПЗ такой новой валюты, как китайский юань? С удовлетворением можно отметить, что в недавних дискуссиях между президентами США и Китая рассматривался вопрос о включении юаня в СПЗ. Хотя эти вопросы за время французского председательства не будут урегулированы, Франция поддержит дебаты, которые не следует больше откладывать.

Еще одной неотложной проблемой является волатильность сельскохозяйственных цен. Если ничего не будет сделано, усилится риск голодных бунтов в наиболее бедных странах, что окажет неблагоприятное воздействие на рост мировой экономики. Возможны четыре направления действий:

- регулирование финансов на рынках сырья; на некоторых из них не существует базовых правил, направленных на предотвращение рыночных злоупотреблений и манипуляций с ценами. Соответствующие работы ведутся в США и Европе, хотя нужны общие правила;

- усиление прозрачности рынков, чтобы обеспечить предсказуемость и определять перспективы в области производства, потребления и создания запасов;

- усиление механизмов продовольственной безопасности, принятие кодекса хорошего поведения и создание чрезвычайных запасов. К сожалению, даже фонды продовольственной помощи вынуждены приобретать сельскохозяйственные продукты по завышенным ценам, что, конечно, неприемлемо;

- рассмотрение вопроса о том, каким образом поставить на службу наиболее бедным странам новые страховые финансовые инструменты (nouveaux instruments financiers d'assurance), позво-

2011.04.017-019

ляющие защититься от повышения цен и событий, негативно влияющих на урожай.

Л.А. Зубченко

2011.04.017-019. НУАЙЕ К. СТАБИЛЬНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. (Сводный реферат).

1. NOYER Chr. La stabilité financière internationale. - Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/telechar/discours/2010/.pdf

2. NOYER Chr. Il faut une évolution ordonnée des taux de change. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/discours/ 20101014-rtl.htm

3. NOYER Chr. La surévaluation de l'euro est une vision simplificatrice. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/fr/instit/discours/ 20101027-les-echos.htm

К. Нуайе, глава Банка Франции, отмечает, что нынешний финансовый кризис, зародившийся в США, очень быстро стал глобальным, поскольку финансовые рынки тесно взаимосвязаны в мировом масштабе. Углубление финансовой интеграции в течение последних десятилетий привело к значительному перемещению сбережений из одних стран в другие. В дополнение к этому рост международных потоков капиталов способствовал возникновению диспропорций по текущим статьям платежных балансов разных стран, которые приобрели устойчивый характер. К тому же за последние десятилетия международные условия претерпели значительные изменения. Валютно-финансовая система стала «многополярной». Все большее число стран - как развитых, так и развивающихся - становились активными участниками мировых финансовых рынков.

Формы участия в международной финансовой системе все более диверсифицируются в зависимости от экономического и демографического положения стран, уровня их развития и - что особенно важно - от социальной политики. Эти различия между странами сохранятся надолго, что не позволяет точно определить формы сосуществования и взаимодействия национальных финансовых систем. Оптимисты считают возможным создать конфигурацию международного движения капиталов с учетом взаимных интересов стран с формирующимися рынками и США. Пессимисты, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.