ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ
МЕТОДЫ
2011.04.002. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМИДЖА СУБЪЕКТА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ / Гришаева Л.И., Катанова Е.Н., Кашкина О.В., Бойко М.А. - Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2010. - 319 с. -Библиогр.: с. 289-309.
В коллективной монографии на примере изучения политического дискурса в культурах с устоявшимися традициями политического взаимодействия субъектов с разными характеристиками (британской, американской и немецкой) описывается корреляция номинативных и дискурсивных стратегий, реализуемых в разных коммуникативных условиях субъектами политической коммуникации для достижения своих целей. Выявляются особенности построения данного вида коммуникации в зависимости от типа и характера адресата.
Монография содержит предисловие от авторов, введение, четыре главы (1. «Имидж в контексте современной политической культуры»; 2. «Политический дискурс: Сущность, свойства, стратегии»; 3. «Средства и способы конструирования имиджа единичного субъекта политической коммуникации»; 4. «Коллективный субъект политической коммуникации и средства конструирования его имиджа в массмедиа») и заключение.
В работе помимо прочего говорится, что взаимодействие субъектов в конкретных коммуникативных условиях в самом общем виде можно описать как реализацию дискурсивной стратегии, которую коммуникант выбирает из некоторого набора, известного в той или иной мере каждому носителю языковой культуры. Для реализации любой дискурсивной стратегии коммуникант распола-
гает более или менее богатой совокупностью разнородных изо-функциональных номинативных средств. Последние используются таким образом, что позволяют коммуниканту по-разному профилировать один и тот же комплекс гетерогенных, гетерохронных, гете-росубстратных сведений о мире, необходимых и достаточных для осуществления актуальной интеракции. Тем самым коммуникант выбирает одну из потенциально возможных в данных коммуникативных условиях номинативных стратегий.
Адресант вербализует разнородные сведения о мире разными механизмами вербализации (лексико-семантическими, грамматическими, формально-структурными, словообразовательными, тексто-грамматическими). Тем самым соответствующие механизмы активизируют одновременно сведения о мире и у адресата, поскольку оба коммуниканта представляют собой разные варианты одного и того же инварианта.
Дискурсивная стратегия - это некий план действий по достижению цели деятельности через выбор интерактантом одного из нескольких вероятных способов ее реализации.
Критерием разграничения дискурсивных стратегий может служить цель интеракции, которую субъект политической коммуникации сознательно или неосознанно стремится достичь через использование известных ему вербальных и невербальных средств коммуникации. Поскольку цели политической коммуникации разнородны и многообразны, хотя и сводимы в конечном итоге к захвату, удержанию власти, то и дискурсивные стратегии также не могут не быть многочисленными и разнообразными.
Анализ способов реализации дискурсивных стратегий в политическом дискурсе убеждает в том, что чрезвычайно затруднительно выстроить их внутренне непротиворечивую типологию. Это связано в том числе с тем, что, с одной стороны, субъекты политической коммуникации могут в одной и той же интеракции выступать то как носители личностной, то как носители коллективной идентичности. Для анализа процесса и результата коммуникации это имеет значение постольку, поскольку в соответствующих условиях активизируются разные комплексы сведений, а также разные схемы взаимодействия. С другой стороны, реализация любой интеракции в политической коммуникации подчинена как универсальным для коммуникации закономерностям, так и специфическим
для политического дискурса тенденциям. По этой причине вычленяются дискурсивные стратегии по разным основаниям:
- ориентация на кооперативное или конфликтное взаимодействие между участниками политической коммуникации;
- ориентация на участника коммуникации: стратегии на самопрезентацию единичного и / или коллективного субъекта в качестве адресанта - стратегии на презентацию единичного и / или коллективного объекта социальной перцепции в качестве адресата -стратегии на презентацию единичного и / или коллективного объекта социальной перцепции в качестве не-коммуниканта данной интеракции;
- ориентация на особенности профилирования комплекса сведений: стратегии пейоризации «своего» / «чужого» / «другого» -стратегии мелиоризации «своего» / «чужого» / «другого»; оффен-зивные и дефензивные стратегии;
- ориентация на социокультурно релевантные нормы ожидания: стратегии на укрепление социально значимых стереотипов о «своем» / «чужом» / «другом» - стратегии на разрушение социально значимых стереотипов о «своем» / «чужом» / «другом» - стратегии на модификацию социально значимых стереотипов о «своем» / «чужом» / «другом», т.е. стратегии, реализация которых не противоречит культурно релевантным нормам ожидания, и стратегии, реализация которых идет вразрез с социокультурно-релевантными нормами ожидания относительно организации интеракции;
- ориентация на тип субъекта коммуникации (единичный и / или коллективный): стратегии, ориентированные на адресата с тщательно отобранными характеристиками - стратегии, ориентированные на тонко дифференцированного адресата;
- ориентация на тип «социального лица» субъекта имиджа: стратегии, реализация которых предполагает апелляцию либо к «позитивному», либо к «негативному» социальному лицу единичного и / или коллективного субъекта рецепции;
- ориентация на характер решаемой в актуальных условиях коммуникативной задачи: стратегии на поддержание собственного имиджа единичного и / или коллективного субъекта - стратегии на разрушение имиджа «чужого» и / или «другого» единичного и / или коллективного субъекта - стратегии на совместное решение общей цели.
Реализация соответствующих дискурсивных стратегий подчиняется, с одной стороны, общезначимым социокультурно-релевантным нормам ожидания организации интеракции, с другой стороны, следование соответствующим образцам не является императивным и безальтернативным для конкретного субъекта коммуникации в конкретных коммуникативных условиях.
При анализе способов реализации стратегий автор считает целесообразным учитывать разнообразие техник, использование которых либо способствует максимально быстрому достижению цели субъекта, либо препятствует этому, либо существенно затрудняет, либо позволяет минимизировать негативные последствия от воздействия тех или иных неблагоприятных для развития интеракции факторов.
Номинативная стратегия в целом характеризуется как некий план действий по именованию сведений о мире, который реализуется через выбор способов перспективизации, профилирования комплекса знаний, актуальных для осуществления интеракции. Потенциально возможные в конкретной лингвокультуре способы реализации номинативной деятельности по именованию отдельных элементов внеязыковой действительности, а также ее фрагментов обеспечивают выбор такого средства именования, которое активизирует у адресата сведения, аналогичные в идеале таковым у адресанта.
В дискурсивной деятельности в любых условиях субъект сознательно или неосознанно осуществляет выбор одного из изо-функциональньгх номинативных средств, благодаря чему активизируются некоторые комплексы сведений о мире. Акт номинации элемента и / или фрагмента внеязыковой действительности тесно связан с когнитивной и дискурсивной деятельностью, т.е. с обработкой знаний о мире и использованием их при осуществлении социально значимой деятельности по достижению некоторой цели.
В условиях политической коммуникации номинативная деятельность приобретает особое значение, поскольку, будучи тесно связанной с когнитивной деятельностью, в том числе и с концептуализацией и категоризацией сведений о мире, номинация объектов социальной перцепции предопределяет осмысление ситуации в целом адресатом, т.е. другим участником коммуникации. Тем са-
мым имеет место влияние со стороны адресанта на выбор адресатом способов организации интеракции.
Лингвистическими критериями для разграничения номинативных стратегий разного типа являются лексическая и грамматическая семантика номинативных средств, характер и тип референции языковых средств к референтам того или иного типа, синтаксическая семантика предложения как имени ситуации, стилистическая характеристика и сфера употребления языкового средства как механизмы специализации языкового средства. На основании этих критериев выделяются номинативные стратегии прямой / косвенной идентификации, прямого / косвенного атрибутирования, стратегия акцентирования определенного рода и типа информации, стратегия обозначения через контраст и др.
Варьирование номинативными стратегиями позволяет адресанту дифференцировать сведения о том или ином элементе вне-языковой действительности, уточнять, дополнять, корректировать их, представлять с разных точек зрения один и тот же комплекс знаний, менять ракурс его рассмотрения и т.п. В результате адресант может даже способствовать трансформации некоторого фрагмента картины мира, имеющейся у адресата, через конструирование информационных структур. Решение адресанта в пользу той или иной номинативной стратегии чрезвычайно значимо как для процесса, так и для результата коммуникации.
Выбор адресантом номинативной стратегии коррелирует с когнитивной стратегией, предопределяющей концептуализацию и категоризацию сведений о мире субъектами познания и коммуникации.
Когнитивной основой для решения когнитивных и коммуникативных задач в политической коммуникации являются процессы, происходящие при концептуализации и категоризации сведений о мире, воспринимаемых субъектом в актуальной интеракции.
Когнитивным основанием для интерпретации сведений, воспринимаемых субъектом политической коммуникации, в качестве сведений о «своем» и / или «чужом» / «другом» является осознанный или бессознательный выбор первичной когнитивной рамки восприятия социально релевантной информации. В результате этого меняются когнитивный фон и когнитивная фигура, что приводит к разному профилированию одного и того же комплекса информации.
С учетом агональности политической коммуникации особо выделяются прежде всего стратегии, нацеленные на пейоризацию, т.е. профилирование в первую очередь негативных для субъектов и / или объектов социальной перцепции сведений, или мелиоризацию, т.е. профилирование в основном или исключительно положительной для субъектов и / или объектов социальной перцепции информации, образа единичного или коллективного субъектов.
Когнитивными механизмами, лежащими в основе соответствующих процессов, являются соположение, достраивание, развитие, сравнение и перспективизация, благодаря которым в одном и том же комплексе сведений по-разному профилируются знания о воспринимаемой действительности в разных условиях. Тем самым становится понятным возникновение различий при концептуализации и категоризации сведений о единичном и / или коллективном субъекте политической коммуникации, воспринимаемых субъектами с разной личностной и коллективной идентичностью.
Говоря об имидже как совокупности гетерогенных, гетеро-хронных, гетеросубстратных сведений о единичном или коллективном субъекте, авторы подчеркивают, что он является результатом двух процессов: либо целенаправленного воздействия адресанта на адресата политической коммуникации, т.е. конструирования имиджа, либо этот образ складывается (формируется) у адресата политической коммуникации независимо от намерений и действий адресанта, а нередко даже вопреки последним.
Имидж остается на протяжении длительного промежутка времени неизменным и когерентным, что способствует самоидентификации и идентификации субъекта имиджа в разных коммуникативных условиях.
Имидж субъекта всегда опирается на комплекс сведений, относящихся к идентичности коллективного субъекта. Имидж, опирающийся на сведения из ядерной части коллективной идентичности, оказывается наиболее устойчивым и максимально эффективным в соответствующей языковой культуре, чем и объясняется чрезвычайно высокая степень устойчивости образцов для обработки вне-языковой действительности (в том числе и концептуальных метафор), транслируемых в политической коммуникации, клишированность при использовании языковых средств, повторяемость действий, возврат к, казалось бы, навсегда исчерпавшей себя риторике и т.п.
Анализ средств и способов реализации номинативных и дискурсивных стратегий при конструировании имиджа субъектами, обладающими разной культурной идентичностью и действующими в специфических коммуникативных условиях, позволяет исследователю на материале фрагментов их деятельности выявлять и изучать диалектику универсального и специфического, учитывая при этом универсальные закономерности организации дискурса и параметры, обусловливающие специфику их реализации в различных культурах.
Сходство в использовании языка представителями разных языковых сообществ может быть обусловлено множеством факторов, в том числе идентичными дискурсивными условиями, в которых осуществляется интеракция, типологическим сходством дискурсивных стратегий, типологическим родством культур и структурными особенностями языка, на котором говорят представители этих лингвокультур.
Расхождения обусловлены разными ценностными ориента-циями в разных сообществах, особыми культурными традициями и конвенциями, существующими в этих сообществах, а также особенностями организации политического дискурса в специфической среде.
Таким образом, характер использования языка субъектами политической коммуникации основывается на структуре личностной и коллективной идентичности. По этой причине так важно изучать средства конструирования имиджа через изучение идентичности коммуникантов. Анализ дискурсивного поведения субъектов с учетом их идентичности особенно значим в политической коммуникации, поскольку манипулирование политиками созанием адресата основывается на принципах владения обоими коммуникантами общими знаниями, на разного рода социокультурно-релевантных стереотипах, актуальных в обществе в тот или иной период его существования.
А.М. Кузнецов
2011.04.003. КАРАСИК В.И. ЯЗЫКОВАЯ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. - М.: Гнозис, 2010. - 351 с. - Библиогр.: с. 311-351.
В книге рассматриваются различные аспекты рутинного и креативного общения, эмблематической, аллегорической и симво-