1999 г. Стратегия перехода была зафиксирована в программе «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство». Авторы программы ставили задачу развития информационных технологий как фактора обеспечения эффективного управления государством и поставки качественных коммуникационных услуг, широкой инфраструктуры э-правительства и интеграции с правительствами различных уровней (на уровнях - ЕС, национальных правительств и локальных органов власти). Великобритания является примером исключительно большого внимания к стандартам, протоколам, призванным гарантировать совместимость государственных инфокоммуникационных комплексов и технологий.
Е.В. Качан
2011.03.019. ГУБИН П.Е. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - М.: ИРИС ГРУПП, 2010. - 222 с.
Предметом монографии доктора юридических наук, профессора П.Е. Губина являются права и обязанности по поводу информации, принадлежащие субъектам предпринимательской деятельности. В отличие от прав и обязанностей иных лиц, граждан и некоммерческих организаций права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности представляют собой отдельное самостоятельное правовое явление. Автором освещаются вопросы реализации прав, в частности в контексте коммерческой выгоды, а также связанное с этим регулирование взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности и государства.
Ввиду того, что право предпринимателей на информацию изложено в законодательстве фрагментарно, отсутствуют эффективные способы защиты данного права. Таким образом, представляется актуальным теоретическое осмысление прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности по поводу информации, а также изучение норм действующего российского законодательства и соответствующего опыта зарубежных стран.
Монография состоит из трех глав. Первая глава посвящена субъектам предпринимательской деятельности и правоотношениям в области информации; вторая - реализации прав предпринимателей на получение информации; третья - праву на получение информации и вопросам ответственности за ее непредоставление.
Рассмотрение вопросов, связанных с субъектами предпринимательской деятельности и правоотношениями в области информации, включает в себя определение значения, понятия и видов информации в сфере предпринимательской деятельности, а также определение списка прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности в области информации.
Говоря о значении информации в сфере предпринимательской деятельности, автор перечисляет те сферы в жизни современного «информационного» общества, которые приходят на смену индустриальному. Информатизация многих сфер человеческой деятельности влияет на экономику, превращая ее в «информационную» экономику. Возникает оборот информации в новой для традиционного права форме - электронной.
Сама по себе информация также признается объектом права, так как существует независимо от воли и сознания субъекта, может являться предметом господства субъекта правового отношения и способна удовлетворять имущественные и личные неимущественные потребности субъектов. Однако в отличие от режима классических объектов интеллектуальной собственности информация составляет особенный объект.
Возрастает спрос на информацию, и как следствие динамично развивается рынок услуг по предоставлению информации. Например, интернет-ресурсы предоставляют платную возможность ознакомиться с любой информацией, опубликованной в СМИ. Все более распространенным явлением становится заключение сделок посредством глобальной сети.
Однако в практическом смысле актуальны вопросы: что является более значимым для целей правового регулирования - информация либо форма ее материального выражения; может ли информация являться объектом имущественных прав? Кроме того, в законодательстве отсутствуют определения таких понятий, как «информационный продукт», «информационные услуги».
К смежным проблемам автор относит те, которые связаны с оборотом права собственности, а именно правоотношения по поводу вещей и нематериальных объектов. Автор считает, что только та информация, в отношении которой имеется интерес, может иметь правовое значение.
Разнообразие и неоднородность права предпринимателя на информацию в различных правоотношениях требуют от законодателя раскрывать содержание права на информацию в специальных нормативных актах, посвященных отдельным аспектам деятельности предпринимателей. Предлагается принятие правового акта, посвященного статусу субъекта предпринимательской деятельности. В подобном правовом акте должно быть зафиксировано универсальное право на получение информации.
Автор рассматривает вопросы реализации прав предпринимателей на получение информации в нескольких укрупненных группах правоотношений между:
- субъектами предпринимательской деятельности и субъектами, наделенными властными полномочиями;
- субъектами предпринимательской деятельности;
- субъектами предпринимательской деятельности и потребителями;
- субъектами предпринимательской деятельности и участниками рынка.
По мнению автора, полагаться на рыночные механизмы как на единственный регулятор отношений по поводу предоставления информации нецелесообразно. Эффективность понуждения к предоставлению информации зависит исключительно от желания обязанного лица добровольно выполнить судебное решение. Возмещение убытков также предлагается в качестве меры, возможной для применения в случае необходимости защиты права на получение информации.
Наилучшим способом защиты права на получение информации автор считает предоставление субъектам предпринимательской деятельности прямого непосредственного доступа к открытым информационным ресурсам государства. К таким ресурсам предлагается отнести Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестры лицензий, выданных субъектам предпринимательской деятельности, и пр. Предоставление возможности такого доступа исключит саму возможность нарушения права на информацию и обеспечит мгновенную и эффективную реализацию этого права.
И.А. Лисицын-Светланов