ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
2011.03.018. ИВАНОВ ВВ., КОРОБОВА АН.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 382 с. - (Нац. проекты). - Библиогр.: с. 373380.
Спецификой директивных органов управления сегодня является монополизм, устойчивое, независимое от профессионализма финансирование функций, множественность коллективных и индивидуальных интересов, зачастую противоречащих друг другу, политико-деловой цикл активности, высокая сложность объекта и системы управления, неопределенность показателей конечного результата деятельности. Эти факторы стимулируют значительный уровень пассивности и инертности к использованию инноваций. На их преодоление направлены современные информационные технологии, позволяющие государственным и муниципальным служащим принимать эффективные управленческие решения для обеспечения модернизации экономики и комфортного проживания населения.
В книге детально рассмотрены вопросы стратегического управления территорией, нацеленного на результат, модели создания экономических кластеров и антимонопольного регулирования для устойчивого роста конкурентоспособности, механизмы антикризисного управления и инновационного развития, методы бюджетного и надзорного администрирования, инструменты использования электронных регламентов и электронных площадок для размещения госзаказов. Разобраны сложные технологии, описаны требования и принципы решения задач, есть специальные формулы, с помощью которых можно сформировать задания специалистам, занимающимся стратегическим управлением, и информационным службам по автоматизации обработки данных.
Авторы перечисляют современные тенденции развития государственного и муниципального управления, обусловленные глобальными информационными технологиями:
- в технологической сфере - увеличение скорости трансграничной передачи информации кардинально изменило масштабы тиражирования знаний, Интернет стал прочной основой для новых каналов информирования и оказания государственных услуг;
- в экономической среде технологическое развитие привело к появлению глобальной деловой сети как фактора производства, нового института рыночной экономики, выравнивающего условия международной конкуренции, способствующего росту ТНК, сокращению транзакционных издержек. Экономические факторы постепенно смещают акценты в политической сфере от центробежных тенденций к сотрудничеству и кооперации, созданию условий для интеграции национальных экономик, производств, трудовых ресурсов в глобальные бизнес-процессы, привлечения международных инвестиций. Основные двигатели глобализации - мульти-национальные компании - трансформируются в новые организационные формы. Под влиянием внешних факторов органы власти, являющиеся по масштабу и размерам крупными транснациональными организациями, также должны подвергаться аналогичным изменениям. Эти изменения приводят, по мнению авторов, к пересмотру принципов построения системы управления с переходом на более плоские горизонтальные иерархии, к упрощению административных процессов;
- в социальной - Интернет становится виртуальной реальностью, аналогом реальных коммуникаций, виртуальным множеством саморегулирующихся социальных сетей, обеспечивающих стимуляцию общественных процессов;
- в социально-культурной среде - новые технологии позволили ослабить роль привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодолеть национальную ограниченность, что повысило мобильность в территориальном, духовном и психологическом отношениях.
Система государственного и муниципального управления с появлением новых технологий и возможностей, глобальных вызовов стремительно превращается в цифровое клиентоориентирован-ное правительство. Среди множества определений электронного
правительства (э-правительство) авторы выделяют несколько характерных. Организация экономического сотрудничества и развития определяет э-правительство как использование ИКТ, в частности Интернета, для улучшения качества управления. Некоторые определяют э-правительство как любое применение ИКТ в государственном секторе. Более узкое определение: э-правительство -это on-line предоставление государственных услуг. Как замечают авторы, в целях нерационального расходования ограниченных бюджетных средств целесообразно рассматривать э-правительство под углом эффективного государственного управления, основанного на использовании информационных и коммуникационных технологий и ориентированного на граждан. Авторы подробно останавливаются на существенных характеристиках и динамике развития э-правительства стран-лидеров, на результатах исследовании электронной готовности, проведенного ООН, основных моделях создания э-правительства (англо-американская, континен-тально-европейская, азиатская).
Одним из лидеров внедрения программ э-правительства считаются США. Характерной чертой этих программ является накопленная база данных по типовым решениям, универсальным справочникам и стандартам оказания услуг. Основной акцент сделан на создании информационных супермагистралей и «сервисной власти». Общая ответственность за э-правительство и формирование стратегии была возложена на наиболее влиятельное ведомство, обладающее рычагами давления и мотивации в виде финансовых ресурсов и обязательных предписаний, - Департамент управления и бюджета США. Федеральная ИТ-архитектура - это концептуальная модель описания в координированной, структурированной форме деятельности федерального правительства и публичных организаций с функциональной точки зрения вне зависимости от организационных структур, реализующих соответствующие функции, с целью улучшения их деятельности за счет использования информационных технологий. Другой концептуально важной американской инициативой в сфере создания э-правительства стала проработка определений, понятий и стандартов компетентно-базированной архитектуры.
Традиционным лидером создания программы информатизации э-правительства является и Великобритания, реализующая ее с
1999 г. Стратегия перехода была зафиксирована в программе «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство». Авторы программы ставили задачу развития информационных технологий как фактора обеспечения эффективного управления государством и поставки качественных коммуникационных услуг, широкой инфраструктуры э-правительства и интеграции с правительствами различных уровней (на уровнях - ЕС, национальных правительств и локальных органов власти). Великобритания является примером исключительно большого внимания к стандартам, протоколам, призванным гарантировать совместимость государственных инфокоммуникационных комплексов и технологий.
Е.В. Качан
2011.03.019. ГУБИН П.Е. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - М.: ИРИС ГРУПП, 2010. - 222 с.
Предметом монографии доктора юридических наук, профессора П.Е. Губина являются права и обязанности по поводу информации, принадлежащие субъектам предпринимательской деятельности. В отличие от прав и обязанностей иных лиц, граждан и некоммерческих организаций права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности представляют собой отдельное самостоятельное правовое явление. Автором освещаются вопросы реализации прав, в частности в контексте коммерческой выгоды, а также связанное с этим регулирование взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности и государства.
Ввиду того, что право предпринимателей на информацию изложено в законодательстве фрагментарно, отсутствуют эффективные способы защиты данного права. Таким образом, представляется актуальным теоретическое осмысление прав и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности по поводу информации, а также изучение норм действующего российского законодательства и соответствующего опыта зарубежных стран.
Монография состоит из трех глав. Первая глава посвящена субъектам предпринимательской деятельности и правоотношениям в области информации; вторая - реализации прав предпринимателей на получение информации; третья - праву на получение информации и вопросам ответственности за ее непредоставление.