Научная статья на тему '2011. 03. 013. Раисел И. Человеческое знание в контексте когнитивной психологии. Ruisel I. human knowledge in the context of cognitive Psychology // Studia psychol. - Br. , 2010. - Vol. 52, n 4. - p. 267-283'

2011. 03. 013. Раисел И. Человеческое знание в контексте когнитивной психологии. Ruisel I. human knowledge in the context of cognitive Psychology // Studia psychol. - Br. , 2010. - Vol. 52, n 4. - p. 267-283 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / МУДРОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 013. Раисел И. Человеческое знание в контексте когнитивной психологии. Ruisel I. human knowledge in the context of cognitive Psychology // Studia psychol. - Br. , 2010. - Vol. 52, n 4. - p. 267-283»

оптимизмом смотрит в будущее и уверена: это научное направление выживет, несмотря на катаклизмы (с. 63).

Т. В. Виноградова

2011.03.013. РАИСЕЛ И. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. RUISEL I. Human knowledge in the context of cognitive psychology // Studia psychol. - Br., 2010. - Vol. 52, N 4. - P. 267-283.

Ключевые слова: познавательные способности; когнитивная психология; интеллект; мудрость.

Автор - сотрудник Института экспериментальной психологии (Словакия) - подводит итоги исследований, позволяющих создать когнитивный портрет человека, и анализирует ключевые аспекты этого портрета.

Когнитивная психология - это одна из ведущих современных школ, которая в 1960-е годы совершила вторую, после бихевиоризма, революцию в американской психологии. Английский термин «cognition» (познание) происходит от латинского глагола «cognoso» (открывать, изучать, исследовать). Согласно одному из создателей когнитивной психологии У. Найссеру, «познание - это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется» (цит. по: с. 267).

Когнитивной психологии свойственна особая эмпирическая методология, которая исходит из аналогии между познавательными процессами и процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве (с. 268). К числу важнейших ее принципов относится трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными планами, правилами и стратегиями.

Что же объединило представителей этой научной области? Прежде всего, отказ от двух образов человека: 1) реактивного человека (созданного бихевиоризмом), чье поведение детерминировано окружающей средой; 2) несовершенного человека (созданного психоанализом), которым управляют бессознательные и противоречивые мотивы. В противоположность этому когнитивная психо-

логия исходит из того, что человек - это независимый субъект, который наблюдает мир вокруг себя, предсказывает, строит гипотезы и планы, проводит эксперименты, делает заключения и использует приобретенные знания для того, чтобы успешно функционировать в этом мире, т.е. в определенном смысле занимается тем же, чем и ученый-исследователь.

Когнитивный портрет человека - это описание поведения человека как опосредованного познавательными факторами. Психические процессы и поведение индивида зависят от информации, которую он получает из внешнего мира, а также информации, которая хранится в его долговременной памяти. Безусловно, влияние этой информации не носит линейного характера: человек сам организует приобретенное знание о мире и собственную деятельность и сам во многом определяет свою судьбу.

Среди ряда теоретических концептов, которые могут быть использованы при создании когнитивного портрета человека, наиболее продуктивными автор считает теорию личностных конструктов Г. А. Келли (1955) и теорию переработки информации А. Ньюэлла и Г. А. Саймона (1972).

Согласно Г.А. Келли, человек - это исследователь, который независимо и последовательно строит образ мира и самого себя, исходя из системы категориальных шкал - «личностных конструктов». Опираясь на этот образ реальности, человек предвосхищает (конструирует) гипотезы о будущих событиях. Если эти гипотезы не подтверждаются, тогда он либо перестраивает свою систему личностных конструктов, либо заставляет меняться реальность таким образом, чтобы она отвечала его желаниям.

Переживание таких эмоций, как тревога, страх, враждебность, агрессивность или чувство вины, служит сигналом того, что необходимо изменить систему личностных конструктов. Повышенная тревожность, например, часто возникает в связи с событиями, которые человек не понимает и не способен предсказать в рамках своего прошлого и текущего опыта. Это может привести к появлению так называемой когнитивной триады - негативному восприятию себя, мира и будущего (с. 269).

Концепция личностных конструктов не единственный пример модели самообучающегося человека. Тот же самый принцип заложен в теории переработки информации, предложенной А. Нью-

эллом и Г. Саймоном. В рамках этого информационного подхода психические процессы рассматриваются как процессы манипулирования абстрактными символами. Свою конечную цель его сторонники видят в построении моделей, имитирующих способы и стратегии, которые использует человек при решении когнитивных задач.

Исследования, посвященные решению задач, занимают центральное место в когнитивной психологии, в чем сказывается влияние гештальтистов. Были описаны два способа решения задач. Первый способ - это использование алгоритмов; этот путь трудный и долгий, но он обеспечивает высокую точность. Второй - использование эвристик; этот путь гораздо короче, но и менее точен. Благодаря появлению компьютерной технологии изучение способов решения разного рода когнитивных задач было расширено, и возникла новая область - искусственный интеллект (ИИ).

ИИ - направление в компьютерной технологии, ставящее перед собой цель создания компьютеризированных систем с использованием аналогов интеллектуальных функций человека. В рамках ИИ возникла проблема оперирования знаниями - та составляющая триады познания, которая, в отличие от двух других (приобретение и структурирование знаний), почти не затрагивалась в науках о человеке. Понятно, что особое значение для развития этого направления имело создание в середине 1950-х годов современных языков программирования. Через десять лет в этой области насчитывалось уже более 4 тыс. публикаций. Наиболее известными программами этого периода стали «Логик-теоретик» (1956) А. Ньюэлла и Г. Саймона, первая в мире компьютерная модель мышления, доказывающая теоремы из области формальной логики, и разработанная на ее основе программа «Универсальный решатель проблем» (1960).

Наиболее существенным моментом следующего периода развития этой области стали признание и операционализация с помощью компьютерных программ того факта, что знание может быть представлено в памяти не только в форме статичных структур -базы данных или декларативного знания, но и в форме операций -процедурного знания. Работой, открывшей этот новый этап исследования на стыке когнитивной психологии и ИИ, была вышедшая в 1972 г. обширная монография А. Ньюэлла и Г. Саймона, в которой

они обобщили опыт моделирования доказательства геометрических теорем, решения криптоарифметических задач и игры в шахматы.

Большое значение при создании когнитивного портрета человека имеет определение свойственного ему когнитивного стиля. Когнитивный стиль - многомерный личностный конструкт, рассматриваемый как совокупность индивидуально специфических и устойчивых особенностей и склонностей к определенным способам переработки информации и принятия решений. Когнитивный стиль -это континуум, где на одном полюсе находится склонность к обобщенному, глобальному восприятию информации, а на другом -тенденция выделять отдельные элементы из организованного фона.

Индивидов, относящихся к первому типу, принято называть «зависимыми от поля». Они испытывают трудности в выделении фигуры из фона, а соответственно, не способны вырваться из контекста при анализе интеллектуальных проблем. Индивиды, которых называют «независимыми от поля», придерживаются противоположной стратегии. Было проведено большое количество исследований, в которых обнаружены значимые корреляции «поле-зависимости» с гендером испытуемых, уровнем образования, успеваемостью, различными личностными и социально-психологическими показателями.

К настоящему времени описано большое количество дихотомий, характеризующих различия в когнитивных стилях. Например, рефлексивность или импульсивность, ориентация на эвристики или на алгоритмы, склонность к широкой или к узкой категоризации. Индивиды также отличаются в зависимости от того, какие решения они предпочитают, - адаптивные или инновационные.

Помимо когнитивных стилей выделяют также когнитивные схемы как основы организации индивидуального опыта. Под этим термином, введенным Ф.С. Бартлеттом в 1932 г., понимают когнитивную структуру, которая является абстрактной репрезентацией типичных событий, объектов, предложений, сюжетов. Всякое новое знание пополняет эту схематическую организацию опыта, которая влияет на восприятие и переработку информации и реконструирует знание, хранящееся в памяти. Такая конструктивная перестройка приводит материал в соответствие с познавательными стереотипами и нормами, принятыми в данной социальной среде. Когнитивные схемы могут быть как универсальными, т.е. общими

для всех людей, так и индивидуальными, поскольку они являются результатом субъективного опыта и личной истории.

Многие ситуации повседневной жизни регулируются не только с помощью когнитивных схем, но и с помощью их особой формы, а именно сценариев. Сценарии рассматриваются как более или менее абстрактное описание последовательности определенных действий, типичных и уместных для данной ситуации. Индивиды усваивают сотни сценариев, или скриптов, путем прямого или опосредованного опыта (например, скрипт посещения ресторана, похорон, путешествия по воздуху, проведения чайной церемонии и пр.) (с. 576).

Как уже отмечалось, базовые понятия когнитивной психологии во многом опираются на метафору «человек как ученый»: человек наблюдает мир, формулирует гипотезы, строит планы и обобщает. Не только философы (Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм), но и ученые-естествоиспытатели (М. Фарадей, Э. Мах и А. Эйнштейн) особое внимание уделяли когнитивным процессам, от которых зависит успешное проведение научных исследований. В свою очередь, наука как высшее достижение человеческого разума привлекала внимание основателей современной психологии - У. Джеймса и В. Вундта, а позднее М. Вертхаймера, Ж. Пиаже и др. В последние десятилетия предпринимаются попытки разработать когнитивную психологию науки или - еще шире - создать общую психологическую теорию мышления. Но в чем состоят особенности научного мышления?

Исследователи ищут ответ на этот вопрос различными путями: изучая биографии знаменитых ученых, анализируя повседневную жизнь научной лаборатории, проводя психологические исследования особенностей творческого мышления или изучая лабораторные записи и дневники ученых. В качестве примера биографического подхода автор ссылается на многолетние и подробные исследования Г.Е. Грубера, посвященные созданию теории эволюции Ч. Дарвином.

Некоторые специалисты используют этнографический подход. Например, К. Дунбар (K. Dunbar, 1995) в течение года тщательным образом фиксировал все, что происходило в четырех независимых лабораториях в исследованиях по молекулярной биологии. Он обнаружил, в частности, что аналогии играют ре-

шающую роль в развитии и распространении гипотез. Некоторые из описанных им механизмов построения аналогий напоминали стратегии, к которым прибегал Дж.К. Максвелл, формулируя теорию электромагнитных волн.

Другие эксперты занимались изучением особенностей научного мышления, используя специальные тестовые задания. Так, П. Уэсон и П.Н. Джонсон-Лэйрд (P. Wason, P.N. Johnson-Laird, 1972) в своей работе применяли тесты индуктивного мышления. Они установили, что индивиды отдают предпочтение данным, которые подтверждают их собственные гипотезы, и игнорируют требование искать факты, их опровергающие. Обнаружение субъективных аспектов в решении проблем автор считает одной из главных целей когнитивной психологии науки.

Богатым источником информации для когнитивных психологов науки служат лабораторные записи и дневники ученых. Примером могут служить подробные записи, которые ежедневно вел известный английский физик М. Фарадей. Благодаря этой информации ученые установили связь между опытами Фарадея в акустике и открытием им в 1831 г. электромагнитной индукции. Д. Кулкарни и Г.А. Саймон (D. Kulkarni, G.A. Simon, 1990) тщательно проанализировали протоколы экспериментов и лабораторные записи, которые вел английский биохимик Г. Кребс, работая над своим открытием, которое сейчас известно как метаболический цикл. Проведя множество экспериментов, они создали компьютерную программу, которая имитирует методы и стратегии, использовавшиеся Г. Кребсом. «Именно психология, - считает автор, - способна понять, что представляет собой наука в целом» (с. 278).

Хорошо известно, что когнитивная наука позволила дать новое определение интеллекту. Сейчас интеллект рассматривают как общую способность к познанию и решению проблем, определяющую успешность любой деятельности и лежащую в основе других способностей. В отличие от этого, в начале прошлого века интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформиро-ванности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. Именно этот уровень в вербальной и математической областях диагностировали традиционные тесты

КИ. Исторически сформировались два главных подхода к изучению интеллекта - академический и практический.

Пиком познания автор считает мудрость, к которой люди стремились во все времена. Сейчас мудрость вновь вошла в круг интересов наук о человеке (не только в психологии, но и в философии, этике, теологии, культурной антропологии и этнографии). «Если специальные знания приносят немедленные результаты, то плоды мудрости надо ждать долго... но лишь она позволяет понять, что хорошо и что плохо для человека» (с. 281).

Когнитивная психология, пишет автор в заключение, пытается раскрыть роль знания в контексте человеческого существования; по сути, она означает победу рационализма в долгих философских спорах о природе человека. Благодаря ей возникает образ homo sapiens, который активно и рационально регулирует свое поведение, формирует свою внешнюю среду и преследует определенные жизненные цели. Когнитивный портрет человека, представленный выше, свидетельствует о том, что «его носитель - это самостоятельная сущность, которая наблюдает мир, предвидит, формулирует гипотезы и планы, проводит эксперименты, делает заключения и с помощью приобретенного знания приспосабливается к миру или изменяет его» (с. 282).

Т.В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.