принимать решения, которые были бы несовместимы с нормами международных конвенций.
Проблема подчинения судов и правомочность принимаемых решений находятся в центре внимания парламента Шотландии. Ситуация в Северной Ирландии отличается непропорционально большим числом дел, связанных с нарушением прав человека. При этом позиция судов состоит в том, чтобы как можно чаще применять Европейскую конвенцию и Акт о правах человека.
В работе затрагиваются некоторые проблемы социального обеспечения, в том числе в отношении пенсий, предоставления социальных услуг и реализации права на образование, решения по которым принимаются на уровне местных властей. Местные власти формируются путем выборов и должны отчитываться перед избирателями. Однако на практике их свобода действий жестко ограничена стандартными доктринами административного права. В результате их решения не пользуются должным уважением со стороны судов.
В монографии рассмотрены позиция консервативной партии, ее критическое отношение к Акту о правах человека, предложения по его реформированию и, возможно, даже по его отмене. В сложившихся условиях при существующем отношении к Акту и проблеме прав человека авторы призывают практиков и судей усилить внимание к принципам обычного права.
Е.В. Клинова
2011.03.013. МАККИВЕР Д. АКТ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И АНТИТЕРРОРИЗМ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ: ОДИН ВЕЛИКИЙ СКАЧОК ПАРЛАМЕНТА ВПЕРЕД, НО МОГУТ ЛИ СУДЫ ЗАМЕДЛИТЬ ПОСТОЯННОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ НЕГО? MCKEEVER D. The Human rights Act and anti-terrorism in the United Kingdom: One great leap forward by Parliament, but are the courts able to slow the steady retreat that gas followed? // Public law. - L., 2010. -January. - P. 110-139.
Автор статьи Дэвид МакКивер - консультант ООН, Верховный комиссар ООН по проблемам беженцев. Десятая годовщина принятия Акта о правах человека была отмечена в конце 2008 г. многочисленными комментариями о силе и слабости Акта, его пользе и отрицательных последствиях. Дебаты продолжались и в
2009 г., обсуждались потенциальная отмена Акта и принятие билля о правах.
В первой части статьи рассмотрен правовой режим, который Акт стремился установить. Во второй и третьей частях определены основные проблемы, которые предстоит обсудить, включая проблему определения понятия «терроризм», а также рассмотрены некоторые наиболее значительные антитеррористические меры.
В то время как основные дебаты были посвящены антитеррористическому законодательству, и в частности проблеме ограничения свободы, в статье в связи с Актом подробно исследуется право на частную собственность, дается характеристика современного уголовного права, иммиграционного законодательства, права на убежище, деятельности судов. Автор пытается найти ответ на вопрос: могут ли суды блокировать или хотя бы замедлить отступление от принципов, предусмотренных Актом. Завершает статью рассмотрение некоторых практических последствий антитеррористического законодательства в Соединенном Королевстве (СК) в последние годы.
Оценивая значение Акта о правах человека как важнейшее событие в истории английского законодательства (the Great leap), а также предвидя его воздействие на развитие английского права в будущем, автор подчеркивает, что Акт оказал большое влияние на многие сферы английского права, и прежде всего на защиту права собственности, а также на развитие уголовного права, иммиграционного законодательства. На практике он имел «горизонтальный эффект»: объявлял незаконным решения судов, несовместимые с Европейской конвенцией о правах человека, обязывая суды обращаться к Конвенции даже в тех случаях, когда речь шла о частных спорах. Закон инкорпорировал ст. 3 Европейской конвенции о правах человека, которая предусматривает недопущение пыток, негуманного или унижающего достоинство обращения.
Вопрос о правах человека приобрел более важное значение, чем это было до 1998 г. Цель Акта состояла в том, чтобы придать большую силу национальному законодательству в области защиты прав человека и обязательствам, взятым СК по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). Без преувеличения можно утверждать, отмечается в статье, что появление Акта повлияло на развитие конституционного
права в СК. Однако, по признанию объединенного комитета по правам человека при Парламенте СК, возможности Акта о правах человека на практике реализованы далеко не полностью, прежде всего по вине правительства, которое либо запаздывало, либо просто не предпринимало действий против террористов. Правовые меры по обузданию терроризма часто откровенно игнорировали приложение Акта и цели, поставленные при его разработке и принятии.
В 1997 г. правительство Великобритании опубликовало в Белой книге текст Билля о правах человека. Его цель состояла в представлении народу СК возможностей проводить в жизнь права человека с помощью английских судов, а не передавать их в Комиссию по правам человека и в Страсбургский суд. Билль должен усилить осознание прав человека в стране и содействовать решению проблем прав человека во внешней политике СК.
В марте 2009 г. правительство определило потенциальные возможности Билля о правах, цель которого состояла не в разработке дополнительных прав, которые могут быть использованы национальными судами, а в кодификации уже существующих и усилении индивидуальной ответственности перед обществом.
Основное внимание в статье уделено анализу антитеррористических актов, принятых в первое десятилетие XXI в. Трудно не согласиться с теми, подчеркивает автор, кто считает, что принятие антитеррористических актов явилось вынужденной мерой, основная цель которой состояла в успокоении общественного мнения, охваченного паническими настроениями.
В статье затрагивается проблема определения понятия «терроризм», которая на протяжении многих лет и в наши дни является препятствием для достижения согласия на международном и национальном уровнях. В частности, на международном уровне до сих пор не решен вопрос о том, следует ли считать использование насилия в политических целях легитимным.
В Антитеррористическом акте 2000 г. дается наиболее широкое определение терроризма, в частности, касающееся политических, религиозных и идеологических случаев, действий или их угрозы, «которые наносят серьезный ущерб собственности». Акт 2000 г. наделяет министра внутренних дел правом объявлять вне закона организации, подозреваемые в связи с террористами; задер-
живать в течение 48 часов и в случае необходимости продлевать до семи дней задержание лиц, подозреваемых в террористических преступлениях; считать преступлением подготовку вооруженных формирований террористических организаций, распространение и сбор информации, которые могут быть использованы в «террористических целях».
По данным Министерства внутренних дел на октябрь 2005 г., свыше 750 человек были арестованы по Акту 2000 г. и только 20 из них были обвинены в совершении преступления. В результате новых антитеррористических актов в период 2000-2005 гг. выявлено 40 новых преступлений террористического характера.
Поправки 2006 г. явились ответом на взрывы в Лондоне в 2005 г. Они определяли новые преступления, которые могут быть отнесены к разряду террористических, в их числе: подстрекательство к терроризму; распространение литературы террористической направленности; подготовка террористов; подготовка террористических актов.
По оценке автора статьи, поправки 2006 г. не внесли существенных изменений в определение «терроризм». Их цель состояла в «ликвидации разрыва» между определением «терроризм» в английском праве и в различных конвенциях, которые СК намерено претворить в жизнь.
Однако, проанализировав международные конвенции в части, касающейся определений «терроризм», автор приходит к выводу, что определение терроризма в СК, хотя и учитывает подход Европейского союза к проблеме, тем не менее расширяет границы определения «терроризм», данные во многих международных конвенциях.
Роль судов в содействии и защите прав человека, в противодействии отклонениям от претворения в жизнь прав человека, предусмотренных английским законодательством, Конвенцией рассмотрена в статье на многочисленных примерах. Наиболее подробно исследуется применение судами ст. 3 Конвенции. В качестве одного из примеров рассмотрено дело индейского сепаратиста («Chahal v. United Kingdom, 1997 г.), обвиняемого в угрозе национальной безопасности СК. Ему было отказано в убежище, поскольку правительство оценило его действия как наносящие угрозу национальной безопасности. Европейский Суд по правам человека, в
который было передано дело, вынес решение, согласно которому озабоченность национальной безопасностью не может оправдать мер, предпринимаемых правительством СК, в действиях которого Суд усмотрел нарушение ст. 3 Конвенции.
В статье рассмотрено применение ст. 10 Конвенции о свободе выражения, праве на отстаивание своего мнения и получение информации без всяких препятствий, которая была включена в разделы 57 и 58 Антитеррористического акта 2000 г.
В настоящее время суды защищают от действий исполнительной власти, которая пытается нарушить индивидуальные права. В этом смысле можно считать, что суды помогают созданию режима, предусмотренного Актом о правах человека. Согласно Акту, суды СК должны «принимать во внимание» тот факт, что прецедентное право, к которому прибегают институты в Страсбурге, когда речь идет о защите прав, предусмотренных Конвенцией, должны «насколько это возможно» влиять на законодательство СК. Практически английские суды рассматривают юриспруденцию Страсбурга как наиболее полное отражение прав, предусмотренных Конвенцией. Вместе с тем, как свидетельствуют примеры, приведенные в статье, английские суды в некоторых случаях могут обеспечить более высокий уровень защиты прав человека.
Предпринимаемые правительством СК меры по противодействию терроризму являются свидетельством активизации защиты прав человека. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Акту о правах человека. Вместе с тем возникло много проблем, связанных с применением антитеррористического законодательства, которые превратились в серьезные препятствия для эффективного применения Акта. Трудности эти связаны не только с формой антитеррористического законодательства, но и со структурой самого Акта.
Начиная с 2000 г., с момента введения в силу Акта о правах человека, национальные суды СК часто обращались в парламент за помощью о его толковании. Предоставление парламенту высших полномочий в соответствии с Актом означает, что благоприятное судебное решение имеет слишком малое значение в судьбе лиц, которых это касается. Действия парламента и исполнительной власти на практике могут быть отступлением от принципов и целей Акта, поэтому суды стремятся противодействовать этой тенденции. Устранение недостатков существующего режима является «весьма
актуальным», подчеркивается в статье, их следует учитывать при обсуждении вопроса о принятии билля о правах.
Е.В. Клинова
2011.03.014. ВЕРЖЕЛИ Д. РАВНОВЕСИЕ ВЛАСТЕЙ:
КОНСТИТУЦИОННАЯ УТОПИЯ.
VERGELY D. L'équilibre des pouvoirs: une utopie constitutionnelle // Rev. du droit public et de la science politique en France et à l' étranger. -P., 2009. - N 5. - Р. 1452-1472.
Статья доктора публичного права, работающего в Университете Пари-10, посвящена изучению проблемы применения теории равновесия властей в конституционном законодательстве Франции. Рассматривая ее использование в разные периоды французской конституционной истории (Конституция 1795 г., Директория и Вторая республика), автор стремится показать, как оно варьировалось и видоизменялось, а также достоинства и недостатки ее использования в эти эпохи. Заключительная часть статьи описывает эволюцию теории в результате последних обширных конституционных изменений 2008 г.
Обращаясь к знаменитой работе Ш. Монтескье «О духе законов»1, автор утверждает, что основное назначение теории разделения властей состоит в установлении умеренных политических режимов (с. 1452). В наибольшей мере теория разделения властей в духе Ш. Монтескье была закреплена в положениях французских конституций 1795 и 1848 гг., чтобы законсервировать, заморозить революционные процессы во Франции. Исследователь французских конституций Ж. Годешо утверждал, что в 1795 г. «новая Конституция была призвана консолидировать правление буржуазии и обеспечить ей мирное пользование»2 преимуществами, доставшимися ей в результате революции. По этому основанию буржуазия отвергла все, что в предшествующих конституциях было закреплено под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо. Конституция 1795 г., напротив, наполнилась идеями Ш. Монтескье; в частности, это относится к системе разделения властей и роли «промежуточных корпусов» («corps intermédiaires»), т.е. органов, формируемых путем выборов.
1 Монтескье Ш. О духе законов. - М., 1999.
2
Godechot J. Les constitutions de la France depuis 1789. - Р., 2006. - P. 94.