Научная статья на тему '2011.03.013. ФИЛЬЮ Ж.П. ОПРЕДЕЛИТЬ «АЛЬ-КАИДУ». FILIU J.P. DéFINIR AL-QAIDA // CRITIQUE INTERN. - P., 2010. - N 47. - P. 112-133'

2011.03.013. ФИЛЬЮ Ж.П. ОПРЕДЕЛИТЬ «АЛЬ-КАИДУ». FILIU J.P. DéFINIR AL-QAIDA // CRITIQUE INTERN. - P., 2010. - N 47. - P. 112-133 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬ-КАИДА / ДЖИХАД / ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.03.013. ФИЛЬЮ Ж.П. ОПРЕДЕЛИТЬ «АЛЬ-КАИДУ». FILIU J.P. DéFINIR AL-QAIDA // CRITIQUE INTERN. - P., 2010. - N 47. - P. 112-133»

циональном правительстве и на важных таможенных постах в Бени и Касинди. При этом роль лидеров боевиков как покровителей торговли начала активно оспариваться офицерами конголезской армии и служащими таможни, не входящими в РЦД-МЛ. Многие бизнесмены начали импортировать топливо под защитой военных. Между различными воинскими частями возникали столкновения за право контроля трансграничной торговли.

Торговцы Бутембо создали свои собственные организации для лоббирования интересов и влияния на местную и национальную политику. Одной из таких групп было «Международное братство товарищей». Первоначально созданное для предоставления микрокредитов это сообщество выросло до влиятельной на местном уровне группы и активно работало во время и после войны, участвуя в назначении мэров и губернаторов, а позднее и в выборах политиков общегосударственного уровня (с. 579).

По мнению автора, «бизнесмены рассматривали повстанцев как приемлемую замену "коррумпированным" государственным чиновникам и силам безопасности, которые ассоциировались с произволом... политики в Киншасе продолжали рассматриваться как упаднические, коррумпированные и ленивые» (с. 581). Повстанцы Бутембо рассматривались как сила, сумевшая установить понятную и стабильную систему управления. По мнению автора, сегодняшнее отличие африканской государственности от «традиционных» моделей заключается «в возрастающей тенденции включения нетрадиционных участников. в особенности международного капитала» (с. 583). «Это постоянное балансирование между мировым капитализмом и местными формами управления, вероятно, будет определять развитие африканской государственности в ближайшие годы» (с. 583).

В.С. Олишевко

2011.03.013. ФИЛЬЮ Ж.П. ОПРЕДЕЛИТЬ «АЛЬ-КАИДУ». FILIU J.P. Définir Al-Qaida // Critique intern. - P., 2010. - N 47. -P. 112-133.

Преподаватель Института политических исследований (Париж) анализирует сущность организации «Аль-Каиды».

В современных исследованиях, посвященных исламистским движениям, все пристальнее рассматривается понятие салафизма.

В отличие от фундаментализма или интегризма салафизм (сала-фийя) не заимствован из понятийного аппарата изучения иудаизма и христианства. Салафизм - движение за возврат к чистоте ислама эпохи четырех первых халифов (632-661) и начала правления Умайядов в Дамаске (661-750). Эта первая стадия развития ислама отмечена расколом (фитна) на суннитов и шиитов. В IX в. оформились четыре школы суннизма. Из их основателей выделялся Ахмад ибн Ханбал (780-855), настаивавший на несотворенности Корана. К ханбалитской школе принадлежал сириец ибн Таймийя (12631328), стоявший за очищение ислама перед лицом крестоносцев и монголов. Позднее к той же школе принадлежал ибн Абд-уль-Ваххаб (1703-1787), строго монотеистическое учение которого подняли на щит Сауды в Аравии.

По классификации Бернара Ружье существует три разновидности салафизма1.

• Реформистский салафизм уходит корнями в воинствующий панисламизм, который основали в конце XIX в. перс Джамал-уд-дин аль-Афгани и египтянин Мухаммад Абду с целью противодействовать европейскому колониализму. Теми же идеями вдохновлялся египтянин Хасан аль-Банна - основатель «Братьев-мусульман» в 1928 г. В 1960-е годы тысячи членов этой организации нашли убежище в Саудовской Аравии.

• Буквалистский салафизм (salafisme litteraliste) - идейное течение. Основатель - сирийский шейх Насир-уд-дин аль-Албани (1914-1999). Эта разновидность салафизма аполитична и даже ан-типолитична (Албани призывал палестинцев не сопротивляться израильской оккупации, а бежать).

• Джихадистский салафизм - разновидность, возникшая в контексте помощи Саудовской Аравии афганскому джихаду против СССР (1979-1989). Ключевой фигурой здесь был Абдулла Азам (1941-1989), бывший лидер иорданских «Братьев-мусульман», порвавший с реформистским салафизмом. В 1984 г. Азам вместе с бин Ладеном создал в Пешаваре Бюро услуг, которое способствовало мобилизации тысяч арабских добровольцев, едущих в Афганистан. В 1988 г. бин Ладен основал «Аль-Каиду», члены которой

1 Rougier B. (dir.) Qu'est-ce que le salafisme? - P.: PUF, 2008. - P. 15-19. -Здесь и далее описание по реф. источнику.

официально признали его эмиром. Вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г привело к коренной перестройке в салафитском движении. «Братья-мусульмане» по сути поддержали Багдад, боровшийся с сотнями тысяч американских военных на святой земле ислама.

«"Аль-Каида" появилась в джихадистском пространстве лагеря салафитов, которое оказалось основательно расколотым из-за кризиса лета 1990 г и травмы, нанесенной обращением Саудовской Аравии за помощью к армии "неверных": буквалистский салафизм был по сути кооптирован в ваххабитские сети внутренней легитимации и внешнего прозелитизма, тогда как реформистский сала-физм вдохновлял политическое сопротивление местным режимам, в том числе в Саудовской Аравии. И все же внутри джихадистского салафизма "Аль-Каида" очень рано заняла особое место, сочетая вдохновляемую панисламизмом воинственность и социально-революционный проект» (с. 116-117). Это сочетание соответствовало тандему в руководстве организацией: бин Ладен стоял за воинствующий панисламизм, а Айман аз-Завахири стоял за тотальную войну с правительствами «отступников».

Формализация классической доктрины джихада восходит к различию между наступательным джихадом (джихад ат-талаб) и оборонительным джихадом (джихад ад-дафъ), под которым понимали защиту правоверных и их территории. Азам в 1983 г выпустил фатву с призывом к неафганцам присоединяться к джихаду в Афганистане. Несмотря на поддержку антисоветской кампании Саудовской Аравией, фатва Азама так и не получила поддержки со стороны алимов, которые отдавали себе отчет о догматическом и политическом риске. Развитие догматики «Аль-Каиды» получило продолжение в 1992 г., когда Завахири разработал диалектическую связь между «близким врагом» (мусульманами-отступниками) и «дальним врагом» (неверными). Вслед за идейным организатором убийства президента Египта Садата Абд-ус-Саламом Фарагом он объявил, что борьба с правительствами отступников актуальнее. В 1998 г. бин Ладен и Завахири основали «Мировой исламский фронт джихада против евреев и крестоносцев», объявив долгом мусульман убивать американцев и их союзников, будь то гражданские или военные лица. Это был разрыв с исламским правом, которое всегда проводило различия между гражданскими и военными мишенями; что касается джихада, особенно в его индивидуальном

измерении, он может быть предписан только в отношении какой-то территории или населения, которые следовало защищать. Таким образом, «Аль-Каида» изобрела новую форму джихада, которую можно называть «глобальной» в отличие от джихада «национального» или «локального».

Втягивание «Аль-Каиды» в джихад нового типа позволяет понять конфликтный характер ее отношений с националистическими движениями, пусть и ведущимися под знаменем джихада. В Боснии, Чечне, Кашмире «Аль-Каида» заключала союз с группировками, которые открыто выступали против националистической борьбы. В Леванте существует непреодолимый антагонизм между «Аль-Каидой» и Хамас или «Хизбаллахом». Глобальный характер джихада «Аль-Каиды» помогает объяснить и ее неспособность сотрудничать с Вооруженной исламской группой в Алжире. Имеет смысл оставить термин «джихадисты» за салафитами-джихадис-тами («Аль-Каида» и др.), а термин «моджахеды» применять к боевикам, занятым в джихаде национального типа.

В науке анализ социальных движений начался с исследования политических систем Западной Европы и Северной Америки. Социальные движения, которые Сидни Тэрроу определяет как «коллективные вызовы, основанные на общих целях и разделяемой солидарности, существующие в продолжительном взаимодействии с элитами, противниками и властями»1, исследуются как рациональные факторы мобилизации материальных и нематериальных ресурсов. Исламистская мобилизация привела к появлению работ, которые проливают свет на диалектику отбора кадров организацией, и включению сетей таких организаций в существующую социальную ткань. Томас Хеггхаммер в недавнем исследовании рассматривает исламизм как «семью» социальных движений и выделяет взаимодействия между низовым (микро: отбор кадров и радикализация), средним (мезо: мобилизация политических деятелей) и высоким уровнями (макро: действия государства и мобилизация исламистского лагеря)2. Автор разработал операционную типологию исламистского активизма, в котором «Аль-Каида» представляет собой лишь воинствующую версию глобального панисламизма. Эта ин-

1 Tarrow S. Power in movement: social movements, collective action and politics. - N.Y.: Cambridge univ. press, 1994. - P. 4.

2 Hegghammer T. Jihad in Saudi Arabia. - N.Y.: Cambridge univ. press, 2010.

терпретация, которая подчеркивает глобальную специфику «Аль-Каиды», весьма четкая, хотя остается вопрос: каким образом эта организация подпитывает свои планетарные амбиции, используя в собственных целях националистические, социально-революционные или антишиитские движения внутри исламистского лагеря, где она в явном меньшинстве?

Другой автор, Стефан Лакруа, применяет к анализу исламизма в Саудовской Аравии модель циклов протеста С. Тэрроу: за восходящей фазой мобилизации следует пик, а затем период демобилизации; для последней характерен двойственный процесс институционализации (с кооптацией бывших бунтарей) и радикализации (меньшинства). В саудовском случае Лакруа датирует «пик мобилизации» осенью 1990 г., когда призыв режима к США оказать военную помощь вызвал волну протестов по всей стране. Правда, в то же время этот «пик» привел к перестройке салафитского лагеря. Согласно Лакруа, цикл протестов завершился в 2005 г., когда «Аль-Каида» осуществила свои последние крупные теракты в Саудовской Аравии.

Для лучшего понимания «Аль-Каиды» нелишне привлечь сравнительный анализ итальянских «Красных бригад» и немецкой «Фракции Красной армии»1. Проведено резкое различие между децентрализованными и относительно прагматичными «организациями социального движения» и авторитарным элитизмом изолированных групп, откуда выходят собственно террористические организации. По многим параметрам «Аль-Каида» стоит ближе к «Фракции Красной армии» первых лет существования, чем к «Красным бригадам»: эмиграция как переход к террору, харизматическое лидерство, постоянные перемещения активистов с подрывными целями. Другая группа, характер деятельности которой перекликается с таковым «Аль-Каиды», - «Японская Красная армия» (с. 125).

Автор работы о терроризме психиатр и социолог Марк Сэй-джмен2 обращает внимание на то, что «глобальный салафитский джихад» возник в ситуации ссылки и утраты корней: отъезд из Аф-

1 Deila Porta D. Social movements, political violence, and the state: a comparative analysis of Italy and Germany. - N.Y.: Cambridge univ. press, 1995.

2 Sageman M. Understanding terror networks. - Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 2004.

ганистана в 1991 г. и возвращение туда в 1996 г. радикализовали движение. Для формирования «Аль-Каиды» характерна детеррито-риализация. Изучив случаи 172 террористов, Сэйджмен заключил, что «социальное движение» нового типа носит явно космополитический характер, а членов вербует из среднего класса, а не из слоев, пораженных нищетой и невежеством. Автор подчеркивает роль Интернета как средства связи между человеком и виртуальной мусульманской общиной. Неудивительно, что попав в конкретные условия той или иной страны, такие исламисты часто не понимали реальной ситуации. Население Афганистана, а затем Ирака не принимало их самопожертвования, а иногда видело в них врагов.

Опровержение тезисов Сэйджмена представил политолог Брюс Хоффманн1. Он критикует Сэйджмена за недооценку гибкости и способности «Аль-Каиды» к адаптации, настаивая на важности импульсов, которые давала «центральная "Аль-Каида"» (по классификации Сэйджмена) сетям глобального джихада. Противоречия между двумя позициями могут быть сняты точкой зрения испанского политолога Фернандо Рейнареса, который пишет, что взрывы 2004 г. в Мадриде ставят вопрос не столько об «аморфном», сколько о «полиморфном» джихаде как результате сложного взаимодействия локальных и глобальных компонентов2.

В структуре «Аль-Каиды» к настоящему моменту можно выделить несколько частей: 1) «центральная "Аль-Каида"» - группировка вокруг бин Ладена и Завахири в племенной зоне Пакистана. Ее военная деятельность в Афганистане и Пакистане относительно ограниченна, что она пытается компенсировать пропагандой в Интернете; 2) «"Аль-Каида" на Аравийском полуострове» возникла в Саудовской Аравии после 2001 г. Теракты 2003-2005 гг. оттолкнули от нее большинство исламистов, и в январе 2009 г. эта ветвь переместилась в Йемен; 3) «"Аль-Каида" в Ираке» возникла из группы «Единство и джихад», которую основал в Афганистане в 2000 г. иорданец Абу Мусаб Заркави. После его смерти в 2006 г. эта ветвь потеряла позиции в Багдаде и западных провинциях Ирака, отступив на север страны; 4) «"Аль-Каида" в исламском Магрибе» выросла из Салафитской группы проповеди и борьбы, которую осно-

1 Hoffmann B. Inside terrorism. - N.Y.: Columbia univ. press, 1999; его же The myth of grass-root terrorism // Foreign affairs.- Vol. 87, N 3. - May-June 2008.

2 El Pais. - 11 марта 2009 г.

вал в 1998 г. Абд-уль-Малик Друкдал. Несмотря на эффектные теракты с участием камикадзе в столице Алжира, эта ветвь оказалась неспособна распространить свое влияние за пределы партизанских зон Кабилии (с. 131-132).

Это разделение «Аль-Каиды» мало отвечает образу «сети сетей», который сложился у иных исследователей; напротив, перед нами транснациональная организация, окостенелость (rigidité) которой гарантирует ей выживание. Ключевым здесь является личная лояльность членов движения бин Ладену, и в случае его исчезновения будущее организации неясно.

К.А. Фурсов

2011.03.014. ВАЛЕРИ М. ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЮТСЯ, НО ВСЕГДА В ТЕНИ: ШИИТЫ В ОМАНЕ ПРИ СУЛТАНЕ КАБУСЕ. VALERI M. High visibility, low profile: the shi'a in Oman under sultan Qaboos // Intern. j. of Middle East studies. - Cambridge, 2010. -Vol. 42, N 2. - P. 251-268.

Автор (Эксетерский университет, Великобритания) рассматривает положение шиитов в Омане в контексте событий на Ближнем Востоке. Агрессия США против Ирака в 2003 г. привела к беспрецедентным изменениям во внутренней политике большинства стран региона. Это связано не столько с усилением демократических сил в этих странах - развитие событий, желательное для Запада и всячески последним поощрявшееся, - сколько с активизацией исламистов (в чем отразилось распространившееся среди широких народных масс возмущение действиями США и их союзников) при одновременном падении авторитета режимов, так или иначе США поддерживающих. Увеличилось и влияние шиитов, почувствовавших прилив энтузиазма после падения С. Хусейна, жестоко притеснявшего шиитов в Ираке. Одним из свидетельств шиитского подъема стали, например, военные успехи ливанского «Хизбаллах» в противостоянии Израилю летом 2006 г. Обеспокоенность усилением шиитов не замедлила сказаться в международных отношениях. Устойчивое и весьма распространенное опасение (на деле вполне мифотворческого характера) относительно «шиитского полумесяца» - якобы возникающего союза шиитов стран Персидского залива, Ирана, Ирака, Сирии и Ливана - было сформулировано в декабре 2004 г. иорданским королем Абдаллахом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.