Научная статья на тему '2006. 04. 046. Хеггхаммер T. глобальный джихадизм после иракской войны. Hegghammer T. Global jihadism after the Iraq war // middle East J. - Wash. , 2006. - Vol. 60, n 1. - P. 11-32'

2006. 04. 046. Хеггхаммер T. глобальный джихадизм после иракской войны. Hegghammer T. Global jihadism after the Iraq war // middle East J. - Wash. , 2006. - Vol. 60, n 1. - P. 11-32 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЛЬ-КАИДА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 046. Хеггхаммер T. глобальный джихадизм после иракской войны. Hegghammer T. Global jihadism after the Iraq war // middle East J. - Wash. , 2006. - Vol. 60, n 1. - P. 11-32»

Хаотическая ситуация, сложившаяся в Ираке после свержения Саддама Хусейна, доказывает, «насколько нереалистическим было американское упование на то, что путем интервенции извне и устранения старого порядка можно взяться за создание нового демократического порядка иракской общественной и политической системы по образцу западной демократии» (045, с. 101—102).

При этом были допущены ошибки не только в оценке ситуации в стране и «демократического проекта», но и роли палестинского вопроса в политическом самосознании практически всех арабов. Повсюду в арабском мире (и за его пределами) существует уверенность, что американская администрация стала пособником Израиля в его политике, направленной на военное и политическое устранение «палестинской проблемы». «Своим некритическим альянсом с правительством Израиля, почитаемым за "единственную демократию на Ближнем Востоке", ... Буш способствует дискредитации также и концепции демократии» (045, с. 102).

Ю.И. Комар

2006.04.046. ХЕГГХАММЕР T. ГЛОБАЛЬНЫЙ ДЖИХАДИЗМ ПОСЛЕ ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ.

HEGGHAMMER T. Global jihadism after the Iraq war // Middle East j. -Wash., 2006. - Vol. 60, N 1. - P. 11-32.

Большинство экспертов, - пишет автор (сотрудник Norwegian Defence Research Establishment), сходятся в том, что американская агрессия против Ирака оказала негативное воздействие на так называемую глобальную «войну против терроризма». Оккупация Ирака американцами вызвала крайнее раздражение в мусульманском мире. Ирак заменил Афганистан в качестве зоны подготовки новых поколений воинствующих исламистов. Однако, считает автор, большинство аналитиков фиксируют количественный рост антиамериканизма и исламского радикализма в мусульманском мире, тогда как необходимо взглянуть на качественные изменения в идеологии ислама после 2003 г. и ответить на вопрос: как война и оккупация Ирака повлияли на идеологическое развитие так называемого глобального джихадистского движения. Ответ на этот вопрос в свою очередь требует ответов на следующие вопросы:

- Насколько важен Ирак для современного джихадистского движения?

- Насколько едины джихадисты в своих взглядах на войну в Ираке?

- Как повлияли война и оккупация на их общий анализ конфронтации с США и Западом в целом?

- Как изменились взгляды джихадистов после вторжения в

Ирак?

Под исламизмом Хеггхаммер понимает «исламский активизм» в целом. Воинствующие группы - лишь небольшая и маргинальная часть исламистского политического ландшафта. У воинствующего ислама - своя собственная интеллектуальная история, в которой глобальный джихадизм (ГД) является довольно новым явлением. Первые из современных исламистских групп появились на Ближнем Востоке в 1960-70-е годы. Их главным врагом были местные политические режимы. В 1980-е и 1990-е годы исламизм как структура идей был воспринят националистами и сепаратистами во многих местах (Палестина, Чечня); исламисты «второй волны» боролись не за власть, но за территорию (с. 13). Третий тип воинствующего исламизма - ГД - возник в середине 1990-х годов как результат изменений, внесенных в 1996 г. Усамой бин Ладеном в ранее принятую доктрину: теперь борьба против США («дальний враг») становилась важнее борьбы против местных режимов («ближний враг»); создание исламского государства в Египте и освобождение Палестины становились функцией защиты исламского мира в целом от Запада и США. После 1996 г. усамовские «братья по оружию» начали наносить террористические удары по «западным» целям во всем мире.

Свое «оперативное» выражение ГД нашел прежде всего в деятельности «Аль-Каиды» (возникла между 1996 и 2001 гг.). Эта организация заняла уникальное место в истории терроризма, поскольку, обладая территориальной базой, стала образовательным институтом глобального терроризма и партизанской войны. Хотя численность организации не превышает 300-500 человек, в ее лагерях прошли подготовку 10-20 тыс. радикализированных мусульман (с. 14). В этих лагерях сформировалась ультрамаскулинная культура насилия, вырабатывающая брутальный тип поведения и чувство принадлежности к авангарду святого глобального воинства.

Вторжение США в Афганистан лишило «Аль-Каиду» ее территориальной базы и заставило её лидеров скрываться в погранич-

ном районе между Афганистаном и Пакистаном. В результате уже в 2002 г. организационная сцепка ослабла, многие лидеры среднего уровня оказались дезориентированы; «вторжение в Афганистан разрушило "Аль-Каиду" как организацию в аналитически полезном смысле этого слова. Вместо этого возникло крайне разнородное и плохо связанное идеологическое движение, которое многие продолжают именовать "Аль-Каидой" за отсутствием лучшего названия» (с. 14). Однако автор предпочитает говорить о «глобальном джихадистском движении», поскольку это лучше отражает децентрализованный и многополярный характер движения. Старая "Аль-Каида" раскололась на пять относительно автономных региональных кластеров, центрами притяжения которых стали Ирак («Аль-Каида земли двух рек»), Саудовская Аравия («Аль-Каида Аравийского полуострова»), Афганистан/Пакистан, Юго-Восточная Азия и Европа/Северная Америка. Два фактора делают глобальных джи-хадистов «более глобальными» по сравнению с другими воинствующими исламистами: 1) они рассматривают своё противостояние с США как глобальную конфронтацию с союзом евреев и крестоносцев; 2) их формы действия носят транснациональный характер.

Хеггхаммер выделяет пять типов акторов, определяющих нынешнюю джихадистскую идеологию.

1. Руководство «Аль-Каиды» - бин Ладен и аль-Завахири, обладающие в исламистских кругах почти мифическим статусом и огромным влиянием. Они в основном делают заявления общего характера, дают указания политического или стратегического характера, а потому их декларации часто становятся объектом интерпретации.

2. Религиозные книжники (scholars). Как правило, это пожилые люди, получившие религиозное образование, не связанные непосредственно с боевиками и проживающие в основном в Саудовской Аравии и Великобритании. Роль этих «шейхов джихада» -рассылать фетвы, столь необходимые в борьбе с неверными. После событий 11 сентября 2001 г. большую часть этих деятелей посадили в тюрьму или держат под домашним арестом.

3. Мыслители-стратеги (наиболее известные из них - Юсуф аль-Айкри, Абу Мус'аб аль Сури, Абу Умар ас-Саиф). Как правило, это лица 20-30 лет; будучи членами боевых групп, они обычно не

принимают участие в боевых действиях. Их дело писать книги, статьи и распространять их содержание, прежде всего по Интернету.

4. Организации, активные воинственные формирования, которые издают свои журналы и имеют свои сайты в Интернете.

5. «Низовые радикалы» - тысячи анонимных участников радикальных исламистских форумов в Интернете, таких как «аль-Ансар» («Поддерживающие»), «аль Кал'а» («Цитадель»), «аль-Ислах» («Реформа»).

Главное идеологическое изменение ГД в последние годы -превращение Ирака в основное поле боя с союзом евреев и крестоносцев; об этом говорят и руководители «Аль-Каиды», и книжники, и стратеги. Причины просты: именно Ирак воплощает страдания мусульман от рук американцев; именно Ирак занимает положение в центре мусульманского мира; возможности победы здесь оцениваются выше, чем на других фронтах исламско-западной борьбы.

Второе важное изменение автор видит в том, что иракский конфликт привнес в джихадистское движение ряд проблем, вызвавших в нем разногласия. Основные споры развернулись по двум вопросам - о том, как конкретно Ирак соотносится с другими фронтами антизападной борьбы (особенно географически и культурно периферийными по отношению к арабскому миру - Палестина, Чечня, Афганистан, Европа и др.) и о том, как нужно вести войну в Ираке. Спор о том, является ли Европа легитимным полем боя в борьбе за Ирак, особенно обострился после взрывов в Мадриде в 2004 г. и в Лондоне в 2005 г. Хотя многие исламисты не скрывали своей радости, Абу Мус'аб аль-Сури признал, что часть жертв мадридского взрыва была ни в чём не повинными людьми, а шейх Абу Басир осудил взрывы в Лондоне (с. 25).

Сопротивление джихадистов американцам в Ираке становится всё более жестоким, сопровождаясь взрывами, похищением людей, обезглавливанием гражданских лиц и т.п. До войны в Ираке такие действия в целом были не характерны для радикальных суннитских групп. Однако в среде джихадистов дискутируется не моральный аспект ведения войны, а её эффективность. Обсуждается также вопрос, можно ли убивать суннитов-коллаборационистов (шофёры, переводчики и т.д.), шиитов и гражданских лиц из западных стран (журналисты и т.п.). Особое место занимает проблема

отношения к иракским шиитам, возглавляемым Абу мус'аб аз-Заркави1. В прошлом джихадисты подчёркивали панисламизм и единство мусульман перед лицом внешнего врага. Хотя салафит-ский дискурс всегда был яростно антишиитским, исламисты никогда не относились к шиитам как к потенциальным мишеням, как это происходит сегодня в Ираке. Наиболее вероятно, что аз-Заркави укрепился в необходимости такой стратегии во время пребывания в Пакистане, где насилие против шиитов стало нормой с середины 1980-х годов. Однако многим подход аз-Заркави не по душе; влиятельный шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси подверг критике террор против шиитов.

Третье «послеиракское» идеологическое изменение - превращение так называемых «джихадистских стратегических исследований» в особый жанр джихадистской литературы. Тексты этого жанра, цель которых - определить наилучшую военную стратегию, светские по стилю, академические по подходу и объективные по своим оценкам. «Стратегические тексты» появились в 1980-е годы во время войны в Афганистане, однако их было немного. С осени 2002 г. их количество резко выросло, их качество стало намного выше, а само понятие стратегии в том виде, в каком оно используется в них, стало включать целый ряд невоенных измерений, противостояние США - политическое, экономическое, психологическое.

Хороший пример - подписанный «Анонимом» документ «Джихадистский Ирак - ожидания и надежды». Главный аргумент: только одно заставит США уйти из Ирака - экономическая цена оккупации (с. 29). Слабейшим звеном в коалиции «аноним» называет Испанию, в связи с чем рекомендует нанесение военных ударов именно по испанскому контингенту. Главная цель определяется просто: заставить американцев уйти из Ирака.

Четвёртое идеологическое изменение ГД связано с понятием врага - оно расширилось и изменилось; существенно увеличился список стран-врагов, в него попали Норвегия, Польша, Япония, Южная Корея и др. Растет количество текстов, в которых клеймятся те арабские режимы Персидского залива (Кувейт, Катар), которые сотрудничают с США.

1 Убит в июне 2006 г. - Прим. реф.

Оценивая ситуацию в целом, автор считает, что иракская война обеспечила глобальных джихадистов фокусной точкой в их борьбе с США. В то же время Ирак стал настолько привлекательным полем боя, что ослабил кампании террористов в других местах. Иракский конфликт способствовал качественному развитию стратегической мысли джихадистов и усилил их враждебность по отношению к Европе и некоторым странам Персидского залива.

А.И. Фурсов

2006.04.047. ВЭСТ МО. ГЛОБАЛЬНАЯ АФРИКА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ.

WEST M.O. Global Africa. The Emergence and evolution of an idea // Review. - Binghamton, 2005. - Vol. 28, N 1. - P. 85-108.

Автор рассматривает основные периоды в изучении черной диаспоры. Понятие африканской диаспоры (АД) до сих пор остается весьма расплывчатым. Продолжаются споры по поводу границ АД. Наиболее распространена теория «Черной Атлантики», согласно которой АД могут считаться лишь те африканцы, которые проживают на территории США и Европы. Такой гидроцентрический подход неизбежно ведет к выделению помимо «Черной Атлантики» «Черного Средиземноморья», «Черной зоны Индийского океана» и «Черной зоны Тихого океана». Неточность понятия АД объясняется тем, что оно лишь в небольшой степени «подразумевает культурно-историческое единство и общую скоординированную работу во имя освобождения и развития черных как в Африке, так и во всем мире» (с. 86).

Начало признанию АД, по мнению автора, положили четыре события в конце XVIII в. - развитие аболиционизма, Американская и Французская революции и Гаитянское восстание. При этом ставшая достаточно заметной группа черных интеллектуалов существовала только на территории западной цивилизации и целью своей ставила «преобразование Африки и африканцев по образу буржуазных обществ североатлантической цивилизации» (с. 88).

Автор подчеркивает, что продажа черных рабов в мусульманские страны создала восточную АД, которая на конец XVIII в. была столь же многочисленна, как и западная - 12 млн. чел. (там же). При этом, в отличие от Запада, африканцы в мусульманских странах к этому времени занимали значительное число важных государственных постов и играли более значительную роль в культу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.