ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
2011.02.038. ЗАЩИТА КЛИМАТА. (Реферативный обзор).
Защита климата на мировом уровне не продвигается надлежащим образом, несмотря на некоторые улучшения экологического состояния в Европе. Вследствие этого перед европейскими учеными встает вопрос о том, что можно предпринять собственными силами, чтобы улучшить ситуацию для будущих поколений.
Вольфганг Каль (1) рассматривает меры, которые можно реализовать на самом низком уровне государственной власти в Германии - на коммунальном. Германия поставила перед собой задачу уменьшить выбросы парниковых газов с 1990 по 2020 г. на 40%. Это станет возможным только в том случае, если, как пишет автор, произойдет вторая индустриальная революция, а именно «революция энергетическая». Для этого необходимо разделение функций государства, в котором и коммунам (общинам) отводится определенная роль.
Одна из главных, очень значимых и денежных сфер деятельности коммун - строительное планирование. Коммуны по крайне сложной схеме определяют, как застраивается район: вид застройки (населенный, промышленный и т.д.), тип зданий, расположение центров обеспечения населения и др. Для этих целей немецкое строительное право предлагает коммунам несколько инструментов в строительстве, планировании, использовании территорий (строительный план). В рамках всех видов этой строго регламентируемой в том числе Строительным кодексом Германии деятельности необходимо учитывать и потребности охраны климата.
Помимо вышеуказанных существует и такой инструмент, как договор о градостроительстве, потенциал которого, по мнению В. Каля, практикой еще не исчерпан. В рамках таких договоров могут предусматриваться виды энергообеспечения, способствующие охране климата.
Выбором источника энергии коммунальные власти занимаются регулярно. Например, тепловые сети помогают избежать выбросов парниковых газов, но повышают квоту выбросов углекислого газа, поэтому необходимо принять обдуманное с экологической точки зрения решение. Коммуны имеют право предписать подключения к тепловым сетям. В свое время это вызывало протесты, но Высший административный суд в решении по соответствующему делу подтвердил допустимость принуждения, оправдав его необходимостью защиты климата. Несмотря на это решение, дискуссии в литературе не прекратились, на что Федерация отреагировала законодательной новеллой, дополнительно подтверждающей потребности защиты климата.
С точки зрения немецкого конституционного права такое вмешательство в право собственности требует конституционно легитимированного оправдания, которое проверяется всегда по одной и той же конституционной трехступенчатой схеме. Проведя данную проверку, В. Каль приходит к выводу, что оправдание принуждения с конституционной точки зрения потерпит крах. Все зависит от обстоятельств отдельного дела, что не сопутствует транспарентности управления. Поэтому автор призывает к развитию долгосрочных концепций энергообеспечения на коммунальном уровне.
В своей статье «Значение защиты климата при разрешении деятельности угольных шахт и допуске уменьшений добычи угля» Рода Верхеен (2) предупреждает читателей об опасностях современной угледобывающей политики. Несмотря на экологическую необходимость сократить выбросы на 95%, десяток угольных шахт находятся в стадии строительства, а еще двенадцать - на стадии планирования, хотя в этом нет ни малейшей потребности. Так, в землях Саксонии и Бранденбурге конкретно планируется расширение и постройка новых угольных шахт, что означает 885 млн. т дополнительных выбросов СО2 максимально неэффективным путем.
В вопросах защиты климата речь давно идет не о профилактике, а о глобальном уменьшении опасности. Автор призывает не только законодателя, но и суды к признанию ответственности за происходящее, исходя из предписаний ст. 20 Конституции ФРГ. Р. Верхеен показывает, какие существуют юридические возможности на стадии планирования и получения разрешений (по законодательству об охране воздуха и вод) для предотвращения разрастания
производства столь неэффективной энергии. Органы власти, несмотря на юридические возможности, не принимают защиту климата всерьез.
Автор приводит позитивный пример вынесенного административным судом в Берлине решения о запрете уличных ламп для одного ресторана, несмотря на то, что владелец ресторана доказал потери в обороте на 50%. Он в своем иске против вынесенного управлением запрета этих ламп ссылался на то, что, даже запретив все лампы такого рода во всем Берлине, нельзя будет существенно с низить мировые выбросы. Суд посчитал этот аргумент неудачным, сказав, что только многочисленные локальные меры могут разрешить проблему на долгий срок.
Корнелия Цим также начинает свою работу (3) с напоминания о том, что выбросы должны быть уменьшены на 80-95%. Необходимой является, по ее мнению, полная декарбонизация промышленности. Однако вряд ли это будет претворено в жизнь, если существенно не улучшится охрана климата. Она приводит данные о том, насколько не выполняются запланированные меры: так вместо запланированных 270 млн. т уменьшения выбросов в год достигнуто 219,4.
Автор подробно рассматривает дефицит мер по охране климата, начиная с мер энергообеспечения зданий. Как и В. Каль, она приходит к выводу о недостаточности мер, неисполнении предписаний и отсутствии контроля.
В области эффективности энергии, работы автомобилей и электробытовых приборов действует некоторое количество нормативных актов, в том числе и постановления о маркировке использования энергии автомобилями. С помощью тестов экологические организации доказали многочисленные нарушения в данной области, при этом государственный контроль почти не ведется и административные процессы с наложением штрафов не проводятся. Автор приводит пример из судебной практики. Фирма «Ламборджини» подала в суд иск с целью добиться нераспространения на себя требований о маркировке об использовании энергии как информации, необходимой для покупки автомобиля, аргументируя тем, что их покупателей подобная информация не интересует, так как для них цена использованного бензина не имеет значения.
К. Цим призывает государственные органы выполнять свои конституционные задачи. В частности, Федерация, видя, что земли не исполняют европейские постановления, должна принять меры по абз. 3 и 4 ст. 84 Конституции Германии и заставить их сделать это. Бездействие опасно в контексте грозящей климатической катастрофы и не может быть оправдано ссылками на плохое финансирование.
Список литературы
1. Kahl W. Klimaschutz durch die Kommunen - Möglichkeiten und Grenzen Zeitschrift für Umweltrecht. - Bremen, 2010. - N 9. - S. 395-493.
2. Verheyen R. Die Bedeutung des Klimaschutzes bei der Genehmigung von Kohlekraftwerken und bei der Zulassung des Kohleabbaus // Ibid. - S. 404-410.
3. Ziehm C. Vollzugsdefizite im Bereich des Klimaschutzrechts // Ibid. - S. 411-417.
А.А. Рёрихт
2011.02.039. ПЁРДИ Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СПУТНИКОВОГО НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. PURDY R. Using earth observation technologies for better regulatory compliance and enforcement of environmental laws // J. of environmental law. - Oxford, 2010. - Vol. 22, N 1. - P. 59- 87.
Технологии спутникового наблюдения (далее - СН) земли являются инновационным методом экологического мониторинга и контроля за соблюдением природоохранного законодательства и правоприменением. Задача статьи показать, как технологии СН земли используются в контексте обеспечения эколого-правового режима, и рассмотреть, при каких обстоятельствах эти технологии могли бы использоваться в будущем.
2000 год стал поворотным этапом развития этих технологий, и сегодня разрешающая способность спутниковых сенсоров составляет 0,3 м, что позволяет видеть здания, корабли и даже автомобили. Спутниковое наблюдение дает возможность определять такие крупные источники сброса отходов и сточных вод, как, например, большая труба на промышленном объекте. Разрешающая способность следующего поколения спутников будет только улучшаться, достигая нескольких сантиметров, что значительно расширит возможности мониторинга.