Научная статья на тему '2011. 02. 020. Гриффитс В. , Вебстер Э. Что определяет исследования и разработки на уровне фирмы: внутренние или внешние факторы? Griffiths W. , Webster E. What governs firm-level r&d: internal or external factors? // Technovation. - 2010. - n 30. - p. 471-481. - doi:10. 1016/j. Technovation. 2010. 03. 005'

2011. 02. 020. Гриффитс В. , Вебстер Э. Что определяет исследования и разработки на уровне фирмы: внутренние или внешние факторы? Griffiths W. , Webster E. What governs firm-level r&d: internal or external factors? // Technovation. - 2010. - n 30. - p. 471-481. - doi:10. 1016/j. Technovation. 2010. 03. 005 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР / АБСОРБЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шипкова О. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 020. Гриффитс В. , Вебстер Э. Что определяет исследования и разработки на уровне фирмы: внутренние или внешние факторы? Griffiths W. , Webster E. What governs firm-level r&d: internal or external factors? // Technovation. - 2010. - n 30. - p. 471-481. - doi:10. 1016/j. Technovation. 2010. 03. 005»

но и стать основой для изменения организационной культуры и ее открытия для активного внешнего лицензирования.

В заключение в статье подчеркивается, что фирмы должны комплексно оценивать свои текущие и будущие технологические активы с учетом внутренних и внешних возможностей использования технологий. Возрастающая открытость инновационных процессов приводит к переосмыслению традиционных взглядов, касающихся взаимосвязи продуктового маркетинга и технологического лицензирования. Эти два канала коммерциализации технологий являются скорее дополняющими, чем заменяющими друг друга. Разнообразие стратегических мотивов технологического лицензирования подчеркивает взаимосвязь между производственным бизнесом и лицензированием технологий. В процессе открытых инноваций технологическое лицензирование не является дополнительным видом деятельности, а должно быть интегрировано в стратегию компании, в частности посредством разработки комплексных планов (дорожных карт) коммерциализации технологий.

О. Т. Шипкова

2011.02.020. ГРИФФИТС В., ВЕБСТЕР Э. ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ НА УРОВНЕ ФИРМЫ:

ВНУТРЕННИЕ ИЛИ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ?

GRIFFITHS W., WEBSTER E. What governs firm-level R&D: Internal

or external factors? // Technovation. - 2010. - N 30. - P. 471-481. -

DOI:10.1016/j.technovation.2010.03.005

Ключевые слова: ИР; абсорбционный потенциал; инновации; технологические возможности.

Авторы статьи - В. Гриффитс (Центр микроэконометрики, Университет Мельбурна, Австралия) и Э. Вебстер (Факультет экономики, Мельбурнский институт прикладной экономики и социальных исследований, Австралийский институт исследования интеллектуальной собственности, Университет Мельбурна, Австралия) - предприняли попытку синтезировать два подхода (экономический и управленческий) к исследованию детерминантов корпоративных ИР, объединив внешние и внутренние факторы в одной модели и оценив их значимость на основе информации по крупным компаниям Австралии в период с 1990 по 2005 г.

Исследуя детерминанты ИР, экономисты акцентируют внимание на структурных (в ранних исследованиях) и системных (в более поздних работах) факторах: концентрации рынка, размере предприятия, возможности получения результата и его применения. В научной литературе по управлению традиционно рассматриваются внутренние и операционные факторы: стратегическая позиция фирмы, потенциал ее развития и характеристики человеческого капитала. Таким образом, детерминанты, изучаемые экономистами, характеризуют внешнюю среду фирмы, а изучаемые учеными в области менеджмента - внутреннюю. Такое раздвоение в научной литературе авторы считают контрпродуктивным, так как оно затрудняет разработку взвешенной политики стимулирования ИР. Исследования, призванные помочь решить эту проблему, должны проводиться в рамках обоих направлений (экономического и управленческого), сочетать внешние и внутренние факторы и осуществлять одновременную проверку их воздействия.

Результаты проведенного авторами исследования показали, что большая часть активности в области ИР на уровне фирмы объясняется инвариантными во времени факторами, которые являются внутренними и специфическими для отдельной фирмы. Изменяющиеся во времени детерминанты, например рост в данной отрасли, оказывают незначительное влияние, поэтому инвариантные во времени факторы доминируют. Значимые внутренние детерминанты включают характеристики управленческих подходов, реализующихся в фирме, ее конкурентной стратегии и стратегии присвоения. Однако, подчеркивают авторы, полученные результаты являются предварительными, поскольку не удалось четко установить степень влияния факторов внешней среды на внутреннее поведение фирмы.

Информационная база исследования составлена на основе четырех источников: «Обзоров IBISWorld» (панельные данные за 16 лет по всем австралийским организациям с ежегодным торговым оборотом более 50 млн. австр. долл.) и Института Мельбурна (авторский опрос крупных австралийских компаний в период с октября 2001 г. по декабрь 2005 г.), «Исследований CHI» (ежегодные данные по компаниям США, касающиеся технологической информации) и Австралийского бюро статистики (информация отраслевого уровня).

На первом этапе исследования авторы оценивают модель, в которой зависимой переменной являются расходы на ИР. В качестве внешних объясняющих переменных авторы включают в модель: возможности, предоставляемые научной средой технологической сферы, в которой работает фирма; внешние эффекты, генерируемые знаниями и возникающие вследствие проведения ИР на связанных с фирмой предприятиях; технические условия получения дохода от ИР; рост отраслевого спроса; концентрацию в отрасли и доступ к высокорисковым инвестиционным средствам. В качестве внутренних объясняющих переменных выступают: характеристики управленческих подходов фирмы (подходов к управлению), ее конкурентной стратегии, подходов к управлению человеческими ресурсами и методов, используемых для предупреждения имитации (или экспроприации) инноваций фирмы. Кроме того, в модель вводятся фиксированные эффекты, которые вобрали в себя ненаблюдаемые детерминанты, специфические для отдельной фирмы в определенный период времени, а также большую часть влияния относительно инвариантных во времени объясняющих переменных. Авторы оценили три варианта модели. В первом варианте фиксированные эффекты были заменены на фиктивные переменные, характеризующие отрасль, тип компании и собственности. Второй и третий варианты уравнения включили фиксированные эффекты фирм и два альтернативных варианта оценки внешних эффектов, генерируемых знаниями: отраслевые ИР и персонал, занятый в области отраслевых ИР.

На втором этапе исследования оценивается модель, в которой зависимой переменной являются фиксированные эффекты, а объясняющими - инвариантные во времени детерминанты. Причем отмечается, что отнесение переменной к панельным или кросс-секционным (перекрестным) индикаторам определялось не теоретическими гипотезами, а доступностью информации. Исходя из этого, панельные переменные включили: размер фирмы, научные возможности, отраслевые ИР, отраслевой рост и доступ к внутренним финансовым ресурсам. Инвариантными во времени переменными оказались показатели формы собственности фирмы, конкурентной стратегии, методов управления человеческими ресурсами и предупреждения экспроприации в виде имитации новых продуктов и процессов фирмы.

Чтобы убедиться в том, что научные возможности являются экзогенным параметром, авторы используют данные по США. Первым индикатором научных возможностей является продолжительность технологического цикла. Он показывает, как быстро меняется технология, и определяется медианным возрастом (в годах) ссылок, указанных на титульных листах американских патентов. Второй индикатор - количество ссылок на передовые патенты в каждой технологической области (количество ссылок на патент от полученных впоследствии патентов), который показывает, как часто технология используется в последующих технологических прорывах. Авторы статьи считают, что коммерческая ценность и скорость технологических изменений не должны заметно варьироваться от страны к стране, поэтому данные по США вполне применимы для характеристики технологической среды Австралии. Они увязали ежегодную статистическую информацию Австралийского бюро статистики по росту производительности и уровню ИР-активности с данными по отдельным компаниям. В качестве меры потенциальных внешних эффектов от распространения знания используются оценки активности в области ИР на отраслевом уровне по Австралии (расходы на ИР и персонал, занятый в области ИР, альтернативно).

Каждая переменная из авторского опроса конструируется как усредненная оценка ответов по семибалльной шкале на несколько вопросов. Эти переменные включили внешние и внутренние факторы. Внешние детерминанты представлены типом собственности (фиктивная переменная), конкуренцией в отрасли (индекс Херфин-даля), волатильностью продуктового рынка (измеряющей изменчивость спроса, конкурентов, технологий) и состязательностью (оценивающей легкость входа на продуктовый рынок). Внутренние детерминанты охватывают следующие характеристики:

• управленческие подходы: самоуверенный (отражает отношение менеджеров к риску); агрессивный (показывает, насколько предвосхищающим является менеджмент и как охотно менеджеры инициируют конфликты с компаниями-конкурентами); систематический (измеряет использование в управлении формального количественного анализа в противовес интуитивной информации при принятии решений);

• коммуникации (различные процедуры коммуникаций с персоналом, вовлекающие его напрямую в принятие решений, и учет предложений персонала);

• внутрифирменное обучение (использование новых продуктов и процессов через внешние средства информирования: неформальные сети, публикации, технические заседания и пр.);

• конкурентная стратегия (нацеленность на повышение эффективности, ориентированность на клиента, лидерство по продукту, ценовая конкуренция);

• методы управления людскими ресурсами (удержание талантливого персонала, работа в команде, денежные вознаграждения);

• методы предупреждения экспроприации (патенты, коммерческая тайна, период освоения нового продукта, переход вниз по кривой обучения, контроль дистрибуции, бренды и маркетинг, организационные ноу-хау, организационный потенциал, сложность продукта и производства).

Главной проблемой оценки моделей стали пропущенные данные по ИР. Информация по расходам на ИР была взята из ежегодных отчетов компаний и дополнена данными телефонных опросов. Однако 81% фирм не сообщали о расходах на ИР. Авторы считают, что пропущенные данные по расходам на ИР - это сочетание реально нулевых расходов, несообщения о них и несообщения о них вследствие их незначительных размеров. Поэтому они предполагают, что пропущенные данные вероятнее всего имеют положительные значения. По результатам оценки моделей авторы выявили, что уровень расходов на ИР положительно зависит от размера фирмы, но является неэластичным (это означает, что предприятия средних размеров более активно осуществляют ИР, чем крупные). Коэффициенты технологического цикла оказались значимыми (с отрицательным знаком) только в модели с отраслевыми фиктивными переменными (это означает, что предприятия, работающие в отраслях с быстро меняющимися технологиями, более активно осуществляют ИР, при прочих равных условиях). Переменная, отражающая экзогенные изменения спроса, была последовательно значимой с положительным знаком, что подтверждает гипотезу о движущей рыночной силе инноваций. Из двух переменных, харак-

теризующих доступ к финансовым ресурсам, значимой оказалась только чистая прибыль до налогообложения.

В результате оценки моделей на втором этапе исследования было выявлено, что управленческие характеристики, отражающие агрессивность менеджеров при инициировании конкуренции, степень коммуникации в фирме с работниками, лидерство по продукту и использование патентов, а также сложность продукта и производства для защиты своих конкурентных преимуществ являются главными факторами, обусловливающими высокий уровень фиксированных эффектов. При прочих равных условиях, чем менее агрессивны фирмы в отношении своих конкурентов, чем более склонны к борьбе за лидерство по продукту, тем они активнее осуществляют ИР. Чем больше они используют коммуникационных процедур и чем более склонны к патентованию, ноу-хау и усложнению продукта, тем выше их уровень ИР. Однако, подчеркивают авторы, использованные кросс-секционные данные не позволяют им сделать выводы о причинно-следственных взаимосвязях. При оценке второй модели переменная, указывающая на иностранную собственность, оказалась незначимой после включения в модель управленческих и иных внутренних переменных. Это свидетельствует о том, что известная всем большая склонность иностранных МНК в сравнении с национальными фирмами к инвестициям в ИР, при прочих равных условиях, может быть объяснена их внутренними методами управления. Ни одна переменная, описывающая внешние по отношению к фирме факторы, такие как форма собственности и конкурентоспособность отрасли, не оказалась значимой после включения в модель внутренних управленческих характеристик.

Авторы пришли к следующему выаоду: инвариантные во времени специфические для фирмы переменные доминируют в детерминации ИР. Полученные результаты - важная информация для разработки корпоративной политики. Так, инновационная активность подразумевает долгосрочную стратегию, включающую определенные управленческие подходы, использование обширных внутрифирменных коммуникационных технологий и практик для предупреждения абсорбции.

О.Т. Шипкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.