Научная статья на тему '2011. 02. 011. Караева Л. Б. Английская литературная биография: трансформация жанра в ХХ В. - Нальчик: Издательство М. И В. Котляровых, 2009. - 276 с'

2011. 02. 011. Караева Л. Б. Английская литературная биография: трансформация жанра в ХХ В. - Нальчик: Издательство М. И В. Котляровых, 2009. - 276 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 02. 011. Караева Л. Б. Английская литературная биография: трансформация жанра в ХХ В. - Нальчик: Издательство М. И В. Котляровых, 2009. - 276 с»

так плюралистична или же так раздроблена, - заключает Ж.-М. Шеф-фер, можно радоваться или печалиться. Во всяком случае, мы безусловно обязаны с этим считаться» (с. 185).

Е.В. Лозинская

2011.02.011. КАРАЕВА Л.Б. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА В ХХ в. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2009. - 276 с.

Книга Лейли Басхануковны Караевой - системное, теоретическое и историко-литературное исследование жанра автобиографии в английской литературе ХХ в. В связи с выявлением истоков и традиций жанра в книге охвачен и XIX в.

Автобиография (и биография) - излюбленный жанр английских литераторов и читателей, имеющий глубокие традиции - как в античности (Августин), так и в английской литературе ХУ11-Х1Х вв. Автору книги удалось найти свой подход к живому, очень конкретному, ускользающему от теоретического анализа, трудному для исследователя материалу автобиографий, убедительно показать, что этот органичный для английской литературы жанр обладает своими особенностями, рожденными воздействием внелитератур-ных факторов и имманентной эстетико-литературной эволюцией. В результате исследовательница, подобно рентгену, «просвечивает» автобиографии, выявляет их «костяк» и выстраивает свою концепцию. Она прослеживает эволюцию жанра, его трансформации и представляет его как идеологически и эстетически разнообразный, многоликий и вместе с тем целостный феномен.

В основе книги - анализ автобиографий крупных английских литераторов: в разной степени известных в России - Томаса де Куинси, Энтони Троллопа, Герберта Уэллса, Роберта Грейвза, Дорис Лессинг, Мартина Эмиса, а также мало или практически не известных у нас, но значительных для понимания английской культуры и весьма ценимых в Англии - знаменитого теолога Дж.Г. Ньюмена, прозаиков Эдмунда Госса, Дж.К. Пауиса, поэтессы Кэтлин Рейн.

В своей методологии Л.Б. Караева основывается на трудах М.М. Бахтина, В.Н. Топорова, Р. Барта, философов-психоаналитиков З. Фрейда и К.Г. Юнга, а также западных и отечественных теоретиков и историков постмодернизма - Ж. Лакана, Э. Брасс, И. Ильина и др. В исследовании сочетаются сравнительно-истори-

ческий, структурно-семиотический, мифопоэтический и интертекстуальный методы исследования.

В книге - три главы, в каждой из которых три подраздела. На основе анализа эволюции жанра автобиографии исследовательница прослеживает эволюцию английской литературы.

В первой главе «Английская автобиография: от XIX века к ХХ» (название говорит само за себя) выясняется, как «в прошлом будущее зреет». Л.Б. Караева рассматривает знаменитую автобиографию писателя-романтика Томаса де Куинси «Исповедь английского курильщика опиума» (1822) и считает ее первой в английской литературе светской автобиографией, которая сочетает дидактические цели с возобладавшей в ХХ в. терапевтической функцией и предваряет (в плане сочетания сознательного и бессознательного начал) открытия З. Фрейда и К. Юнга, оказавших огромное воздействие на автобиографию ХХ в.

Далее впервые в нашем литературоведении столь подробно исследуется духовная биография кардинала Дж.Г. Ньюмена «Apologia pro Vita sua» (1864), представленная как кульминация жанра классической духовной автобиографии, истоки которой восходят к «Исповеди» Августина. В третьем подразделе первой главы образцом литературной, писательской автобиографии, сосредоточенной на литературной карьере, литературной тематике, именуется «Автобиография» (1883) известного викторианского романиста Энтони Троллопа, завершающего, по мнению автора книги, традицию викторианской литературной автобиографии.

В центре второй главы - жанровые трансформации литературной автобиографии первой половины ХХ в. Здесь рассмотрена психологическая, приближающаяся к жанру романа литературная автобиография «Отец и сын» (1907) известного мастера викторианской литературной биографии Эдмунда Госса. Книга сохраняет следы воздействия романтической традиции и вместе с тем является ярким свидетельством духовного кризиса, утраты человеком веры, сопровождающих наступление ХХ в. Далее в плане влияния З. Фрейда на эволюцию жанра исследуется психологическая автобиография знаменитого поэта и романиста, участника Первой мировой войны Роберта Грейвза «Прощание со всем этим» (1929) как образец «терапевтической» автобиографии, позволяющей избавиться от «яда воспоминаний о войне». Рассматривается также

«Опыт автобиографии» (1934) Герберта Уэллса, сочетающий элементы психологизма с социальным началом, с детерминистским взглядом на человека.

В этой же главе представлена «Автобиография» (1934) практически не известного у нас крупного писателя-модерниста Джона Каупера Пауиса как яркое свидетельство процесса ремифологиза-ции, наблюдавшегося в английской литературе с начала ХХ в., и как произведение, содержащее своеобразную модель антропоцен-тричного мира, в фокусе которого - человек-волшебник.

Еще одну антропоцентричную модель мира и проявление процесса ремифологизации Л.Б. Караева находит в трехтомной автобиографии (1973-1977) поэтессы и критика Кэтлин Рэйн, анализом которой открывается третья глава. Автобиография К. Рэйн толкуется как концентрат мифов и архетипов - плод влияния теории Юнга и кембриджской школы мифокритики, прежде всего в лице Мод Бодкин. Главной архетипической моделью автобиографии Рэйн Л. Б. Караева считает библейский миф об утраченном рае, о грехопадении, структурирующий автобиографию в целом и каждый том в отдельности. Естественно выявляются интертекстуальные переклички с Милтоном и аллюзии на главного кумира К. Рэйн -Уильяма Блейка, противопоставлявшего опыт и невинность, по сути идентичные метафоре ада и рая.

В последней, кульминационной главе третьей книги своей автобиографии К. Рэйн, по словам исследовательницы, создает, подобно Блейку, свой миф - трансформируя миф о потерянном рае в миф о бессмертной правде воображения, которая оказывается выше «низких» истин профанного мира. Л.Б. Караева выявляет универсализм духовного поиска Рэйн, объединяющей элементы христианства, неоплатонизма, платонизма, буддизма и суфизма, и прослеживает его истоки в творчестве Блейка.

Подраздел о Кэтлин Рэйн - наиболее объемный в книге. Рэйн -самобытная поэтесса и занимает хотя и не центральное, но особое место в английской поэзии ХХ в., однако известна она прежде всего как «главная жрица» символико-мистического культа У. Блейка. Ее «великая традиция» идет от Дж. Милтона к У. Блейку и У.Б. Йейтсу. Рэйн фактически ставится в один ряд с Дж.К. Пауисом как «модификатор» традиции духовной биографии в рамках литературы английского модернизма.

Далее автор книги рассматривает двухтомную автобиографию (1995, 1997) Дорис Лессинг (лауреата Нобелевской премии 2007 г.) и видит в ней постмодернистскую версию жанра. Исследовательница обнаруживает в автобиографии - в связи с социальными ориентирами писательницы - семантическую перекличку с автобиографией Г. Уэллса. Вместе с тем характеризуя духовные поиски Лессинг, ее прощание с коммунистическим прошлым и обращение, подобно Р. Грейвзу, к суфизму, мистическому течению в исламе, Л.Б. Караева считает, что путь, по которому движется автор, - это путь суфия, и автобиография в целом написана согласно принципам философии суфизма.

Завершает третью главу анализ автобиографии «Опыт» (2000) известного прозаика Мартина Эмиса как модификации автобиографического жанра, трансформирующегося в постмодернистский коллаж воспоминаний и автобиографических откровений, насыщенный аллюзиями, интертекстуальными перекличками с «Отцом и сыном» Э. Госса, творчеством собственного отца - писателя Кингсли Эмиса, а также Роберта Грейвза, с «Гамлетом» Шекспира и т. д., что приводит к созданию обширного гипертекста, дающего представление о жизненном и литературном опыте «канонического» писателя-модерниста.

Таким образом, Л.Б. Караева убедительно прослеживает эволюцию жанра автобиографии, трансформирующего различные автобиографические формы и на каждом историко-литературном этапе соответствующего эстетике и этике своего времени.

Очевидно, что автор книги шел путем строгого отбора наиболее показательных для жанра автобиографии литературных сочинений, однако за пределами книги осталась автобиография одной из наиболее ярких английских романисток ХХ в. - «Curriculum vi-tae» (1993) Мюриэл Спарк.

Т.Н. Красавченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.