Научная статья на тему '2011.02.007. КАРДЕНАС Х. КОНСТИТУЦИЯ И РЕФОРМА НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. СÁRDENAS J. CONSTITUCIóN Y REFORMA PETROLERA // BOLITIN MESICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2008. - A. 41, N 123. - P. 151-180'

2011.02.007. КАРДЕНАС Х. КОНСТИТУЦИЯ И РЕФОРМА НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. СÁRDENAS J. CONSTITUCIóN Y REFORMA PETROLERA // BOLITIN MESICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2008. - A. 41, N 123. - P. 151-180 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО И ЭКОНОМИКА МЕКСИКА / НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЕКСИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.02.007. КАРДЕНАС Х. КОНСТИТУЦИЯ И РЕФОРМА НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. СÁRDENAS J. CONSTITUCIóN Y REFORMA PETROLERA // BOLITIN MESICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2008. - A. 41, N 123. - P. 151-180»

антагонистическими политическими силами, но они обычно существуют длительно и технически достаточно отработаны. Пересмотры, произведенные под давлением большинства, носят отпечаток спешки, нередко лишены систематичности и несовершенны в техническом плане.

Г.Н. Андреева

2011.02.007. КАРДЕНАС Х. КОНСТИТУЦИЯ И РЕФОРМА НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Саявбнл8 J. Constitución y reforma petrolera // Bolitin Mesicano de derecho comparado. - México, 2008. - Л. 41, N 123. - P. 151-180.

Дискуссионная статья сотрудника Института правовых исследований Национального автономного университета Мехико Х. Карденаса посвящена актуальной проблеме конституционности приватизации нефтяной промышленности. Она состоит из восьми частей (I. «Экономический и политический контекст дискуссии»;

II. «Конституционные положения о нефти и углеводородах»;

III. «Когда конституционная реформа неконституционна?»

IV. «Обман в Конституции»; V. «Кто должен контролировать орган, изменяющий Конституцию?»; VI. «Неконституционность инициатив Кальдерона»; VII. «Средства защиты против инициатив Кальдерона»; VIII. «Заключение»).

Автор подчеркивает, что в национальной дискуссии по поводу нефти и углеводородов важно не поддаться магии слов. Следует помнить, например, что «государственное управление» - понятие, использованное Карлосом Салинасом1, было нужно, чтобы преобразовать «стратегическую» сферу активности государства из исключительно публичной в «приоритетную» и открытую частному сектору и таким образом оправдать массовую приватизацию государственных предприятий во время пребывания у власти его правительства.

В статье показана эволюция мексиканской экономической модели и ее правового регулирования с начала 80-х годов ХХ в. -

1 Салинас де Гортари, Карлос (р. 1948 г.) - Президент Мексики в 19881994 гг. Во время президентского правления процесс приватизации резко ускорился: были проданы сталелитейные заводы, государственные банки и другие объекты государственной собственности.

тогда частным лицам, как мексиканцам, так и иностранцам, было разрешено осуществлять экономическую деятельность в области, которая в течение десятилетий была государственной. В ст. 27 Конституции Мексики были внесены изменения, которые исключили из ведения государства транспортировку, хранение, распределение, продажу и внешнюю торговлю природным газом; в 1996 г. и продукты вторичной нефтехимической переработки стали объектом экономической деятельности частных лиц; затем «Ретех»1 заключила разнообразные контракты, позволяющие иностранным предприятиям исследовать, добывать, перерабатывать природный газ и другие нефтехимические продукты. Федеральное правительство позволило, чтобы Нижняя Калифорния (штат Мексики) служила энергетической платформой США. Территория Мексики использовалась для получения природного газа и электричества без какой-либо пользы для страны, при этом подвергались риску национальная безопасность, атмосфера и благосостояние общества. Недавно «Ретех» передала частным лицам сеть нефтепроводов на юге страны. Подобные действия компании и федерального правительства, по мнению автора, в конечном счете ведут к приватизации всех энергетических ресурсов государства.

В ответ на такие действия кабинета в 2008 г. представители Широкого прогрессивного фронта дважды занимали парламент с целью привлечь внимание общественности к недопустимости передачи в частные руки национальных богатств, т.е. к нарушению Конституции2.

В статье отмечается, что борьба в защиту государственной монополии на углеводороды важна, так как она связана с отставанием конституционных норм, поскольку речь идет о собственности

1 «Pémex» - сокращенное название государственной нефтяной компании «Petreleos Mexicanos», осуществляющей свою деятельность от имени государства.

10 апреля 2008 г. представители Широкого прогрессивного фронта, объединяющего левые и левоцентристские партии, вошли в здание Союзного конгресса, сделали из столов и стульев баррикады и приковали себя цепями так, чтобы никто из депутатов не мог войти. Они 16 дней удерживали оборону. В продолжение этого в конце октября трибуну нижней палаты Союзного конгресса заняли около 30 депутатов от оппозиционной левой Партии демократической революции, попытавшиеся воспрепятствовать проведению парламентского заседания, на котором должно было пройти голосование по энергетической реформе. - Прим. реф.

нации (т.е. всех мексиканцев), о политике, направленной на сохранение энергетического суверенитета Мексики, гарантированного Конституцией.

Статьи 25, 27 и 28 Конституции Мексики относительно углеводородов содержат следующие четыре принципа: 1) принцип первоначальной собственности нации на землю и воду в пределах национальной территории, которая имеет право на передачу их в собственность частным лицам для формирования частной собственности; 2) принцип прямой собственности, неотчуждаемости и неприменения сроков давности к собственности нации на все подземные природные ресурсы, включая углеводороды; 3) принцип непосредственного использования углеводородов нацией и, как следствие, запрет на передачу или контракты на использование частным лицам; 4) принцип признания углеводородов и основных продуктов нефтехимической промышленности стратегической сферой национальной экономики и приоритет публичного сектора в этой сфере. Эти положения Конституции никак не могут трактоваться в пользу уменьшения государственной составляющей в данной сфере.

Реформы Конституции, в частности, поправки к конституционным положениям об углеводородах, осуществленные в 1940, 1960 и 1983 гг., не нарушали идентичности Конституции Мексики, поскольку не отменяли и не модифицировали принципов прямой собственности нации на углеводороды, неотчуждаемости и неприменения сроков давности к ней, а только корректировали конституционные формулировки в соответствии с историческими и социальными потребностями (например, запрещая концессии, как в 1940 г.).

В теоретическом плане вопрос о допустимости конституционных реформ имеет много аспектов. Из истории известны конституции, запрещавшие пересмотр самых различных и признававшихся универсальными принципов. Такие примеры были и в истории Мексики: ст. 171 Конституции Мексики 1824 г., например, запрещала пересмотр статей, которые «устанавливают независимость мексиканской нации, ее религию, форму правления, свободу печати и разделение властей в штатах». В мексиканской теории конституционного права особое внимание уделяется фундаментальным конституционным положениям. В работе приводится мнение Игна-

сио Бургоа, который в Конституции Мексики 1917 г. в экономической сфере выделяет в качестве фундаментальных политических положений установление собственности нации на специфические природные ресурсы, такие как углеводороды, государственное управление реализацией публичного интереса на различных стадиях использования нефти и углеводородов. По мнению И. Бургоа, фундаментальные политические положения не могут быть удалены из конституции или сокращены в результате ее ревизии, поскольку это полномочие принадлежит только избирателям.

Учитывая исторический опыт (в частности, автор упоминает опыт Германии периода нацизма), в ситуации, когда власти намерены ограничивать энергетический суверенитет Мексики, возникает вопрос: может ли конституционная система быть разрушенной с помощью конституционного государственного переворота? Не признавать материальных границ пересмотра Конституции -значит освящать конституционный обман. Наоборот, установление в Конституции пределов для конституционной реформы означает противодействие использованию законности и конституционности в государстве в качестве инструмента, применяемого против Конституции и изначальной учредительной власти.

В статье анализируется деятельность Верховного суда правосудия нации, призванного контролировать содержание конституционных реформ. По мнению автора, Суд не захотел исполнить свою историческую миссию: он отрицал возможность конституционного контроля материальной составляющей конституционной реформы, подчеркивая, что если и существует какая-то возможность оспаривания реформы, то она относится к ее формальным, или процессуальным недочетам. Если сфера конституционного контроля Суда ограничена только обеспечением законности, то это означает, что есть нормативное производство вне конституционной юрисдикции и возможно посредством конституционной реформы разрушить всю конституционную систему, опустошая содержание Конституции, нанося вред политическим фундаментальным решениям народа Мексики.

Нынешний Президент Мексики Филиппе Кальдерон направил 8 апреля 2008 г. в Сенат пять законодательных инициатив: органический закон о мексиканских углеводородах, закон о комиссии по углеводородам и законопроекты, изменяющие Органический

закон о публичной администрации, Регламентарный закон по ст. 27 Конституции, Закон о комиссии по регулированию энергии. Автор статьи последовательно доказывает неконституционность этих инициатив и напоминает, что помимо неповиновения и мирного гражданского сопротивления в стране существуют разнообразные юридические средства защиты, вплоть до требования проведения референдума.

Г.Н. Андреева

2011.02.008. НАБЛИ Б., СЮТТЕР Ж. НЕСТАБИЛЬНОСТЬ В ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

NABLI B., SUTTER G. L'instabilité sous la V-e République // Rev. du droit public et de la science politique en France et à l' étranger. - P., 2009. - N 6. - Р. 1599-1634.

Статья доцента публичного права Университета «Восточный Париж» Б. Набли и преподавателя Университета в Версале Ж. Сюттера посвящена проблеме политической нестабильности во Французской Республике, рассматриваемой в связи с действующим в стране конституционным правом. Спустя 50 лет со времени создания Пятой республики политический режим не может быть признан эволюционирующим прямолинейно, он изменяется весьма подвижно и многоаспектно, - пишут авторы.

Одной из задач Конституции 1958 г. было обеспечение стабильности на фоне постоянных потрясений в Четвертой республике. Французская конституционная история весьма богата, подвижна и формально нестабильна вследствие ее вариантности, пробелов и конвульсий в политической и институциональной жизни (с. 1600). Начиная с революции 1789 г. ни один из режимов не приводил к созданию длительного институционального баланса. Франция знавала попеременные смены монархий (1789-1792, 1814-1848), двух империй (1804-1818, 1852-1870) и пяти республик, причем различные формы правления по своему характеру трудно идентифицировать. Хотя Францию называют «лабораторией конституций», ее граждане склонны игнорировать конституции, которые «стоят вдоль» (lalonné) ее истории (с. 1600). Если принять во внимание конституционные акты, не применявшиеся на практике (первая среди них Конституция 1793 г.), то их число достигает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.