Научная статья на тему '2011. 01. 043. Бич У. Индекс зависимости от правительства за 2009 г. Beach W. The 2009 index of dependence on government. - Washington, D. C. : The Heritage Foundation, 2010. - 26 p'

2011. 01. 043. Бич У. Индекс зависимости от правительства за 2009 г. Beach W. The 2009 index of dependence on government. - Washington, D. C. : The Heritage Foundation, 2010. - 26 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 043. Бич У. Индекс зависимости от правительства за 2009 г. Beach W. The 2009 index of dependence on government. - Washington, D. C. : The Heritage Foundation, 2010. - 26 p»

2011.01.043. БИЧ У. ИНДЕКС ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА 2009 г.

BEACH W. The 2009 Index of dependence on government. -Washington, D.C.: The Heritage Foundation, 2010. - 26 p.

В ежегодном докладе У. Бич, директор центра анализа данных Фонда «Наследие» (Heritage Foundation), анализирует рост количества американцев, зависящих от правительства в обеспечении жильем, питанием, медицинским обслуживанием и т.д.

По подсчетам У. Бича, несмотря на реформу социального обеспечения 1996 г., количество американцев, находящихся в той или иной степени на содержании у правительства, остается очень значительным - 60,8 млн. человек. Число налогоплательщиков сокращается, и страна быстро движется к ситуации, при которой более трети населения не будут платить налоги за получаемые блага1 (с. 1). По оценке американского аналитика, с 2016 г. Фонд социального страхования будет собирать недостаточно налогов для осуществления всех предписанных законодательством выплат.

С первого дня своего избрания президентом США Б. Обама начал продвигать программы, усиливающие зависимость населения от правительства. Справедливости ради следует сказать, что эту проблему он унаследовал от администрации Дж. Буша младшего и предшествующих глав государства. По оценке У. Бича, индекс зависимости от правительства с 2001 по 2009 г. вырос с 183 до 240 пунктов, т.е. на 31,2% (с. 1), а число американцев, не выплачивающих налоги, удвоилось с 1980 по 2008 г. с 20 млн. до 48 млн. (с. 2).

Вопрос зависимости населения от правительства особенно актуален в связи с увеличением государственных расходов в экономике и социальной сфере. В 2009 г. доля социального страхования, программ «Медикэр» (Medicare) и «Медикейд» (Medicaid) в расходной части бюджета, которая не идет на выплату процентов по госдолгу, составила 41%. Через два десятилетия она увеличится до 62% (с. 3)2.

Проблему с этими программами У. Бич видит в том, что они автоматически растут вместе с увеличением населения. В отличие

1 В США лица с доходом ниже уровня бедности - около 10 тыс. долл. в год на человека - не облагаются налогами. - Прим. реф.

2 Автор не учитывал реформу здравоохранения Б. Обамы, поскольку она была принята после публикации исследования. - Прим. реф.

от большинства других программ федерального правительства расходы фонда социального страхования, программ «Медикэр» и «Медикейд» распределяются по ранее утвержденным формулам, вне рамок традиционного бюджетного процесса. По мнению У. Бича, необходимо пересмотреть социальное законодательство и реструктурировать эти программы таким образом, чтобы каждые пять лет конгресс имел право переутверждать объем финансирования и принципы распределения денежных средств. Необходимо нацелить эти программы на тех, кто действительно нуждается в помощи. Достичь этого можно привязыванием выплат к доходу пенсионера от других источников, а также - стимулированием накоплений в негосударственных пенсионных фондах.

Индекс зависимости от правительства основывается на анализе следующих сфер государственной политики: обеспечение жильем, здравоохранение и социальное обеспечение, пенсии, высшее образование, содействие сельскому населению. Рассмотрим по порядку изменения в этих областях за последнее время.

Вопросами обеспечения жильем занимается министерство жилищного строительства и городского развития, которое было учреждено в 1965 г. путем консолидации нескольких федеральных ведомств. Причиной стал ряд городских восстаний в начале 1960 годов. В то время считалось, что скверные жилищные условия бедняков были основной причиной народных волнений. Для решения проблемы предлагались две меры: содействие в обеспечении жильем и масштабное городское строительство. Расходы этого министерства четко отражают его миссию: 80% средств идет на обеспечение бедных американцев жильем, 20% - на городское строительство через программу грантов на развитие местных сообществ (Community development block grant) (с. 9).

Министерство жилищного строительства и городского развития администрирует несколько программ. Например, программа «Надежда 6» (HOPE VI) предоставляет в аренду государственные квартиры определенным категориям людей с низкими доходами; при этом чем беднее американец, тем ниже арендная плата. Вторая программа распределяет субсидии на аренду жилья в частном секторе. В отличие от программ адресной помощи, предоставляющих помощь определенным категориям лиц, таких как «Медикэр» и «Медикейд», подчеркивает автор, расходы Министерства жилищ-

ного строительства и городского развития утверждаются конгрессом в фиксированном объеме на определенный срок. Как результат многие малоимущие американцы не получают помощи, на которую имеют право. Во многих местных сообществах очереди на получение государственной квартиры в аренду или субсидии составляют несколько лет, а в целом ряде муниципалитетов даже не осуществляется запись лиц в эти очереди из-за недостатка средств.

Следующая сфера государственной политики, которая является предметом анализа для вычисления индекса зависимости от правительства, - это медицинское обеспечение. Программы «Медикэр» и «Медикейд» были учреждены Л. Джонсоном в 1965 г. В 2008 г. 45,2 млн. человек получали лечение по первой программе и 48,2 млн. - по второй. В целом обе категории расходов составили 27,4% федерального бюджета США (816,9 млрд. долл.) (с. 9).

Социальное обеспечение также учитывается в индексе зависимости от правительства. В 1996 г. Б. Клинтон провел через конгресс закон о реформе системы социального обеспечения. Программа адресной помощи семьям с детьми-иждивенцами была заменена грантом временного содействия нуждающимся семьям. Если ранее все, кто соответствовал определенным стандартам, получали финансирование, то теперь выплаты стали временными и привязывались к действиям по поиску работы. С 1996 по 2008 г. количество бенефициаров сократилось на 61,6% - с 4,4 млн. до 1,7 млн. человек (с. 13).

Дальнейшему снижению этого показателя препятствует рост количества детей, рожденных вне брака. Установлено, что более 80% детей, живущих ниже уровня бедности, были рождены вне брака. Среди афроамериканцев 71,6% детей являются внебрачными, среди испаноязычных американцев - 51,3%. С 2002 по 2007 г. количество внебрачных младенцев увеличилось на 26%. В 2009 г. почти четыре ребенка из десяти рождаются у матерей-одиночек (с. 13).

По мнению У. Бича, закон 2009 г. о восстановлении и реинвестировании в США, проведенный через конгресс Б. Обамой, подрывает основы реформы 1996 г. Механизмы стимулирования поисков работы фактически ликвидируются. Федеральное правительство выделяет намного больше денег на социальное обеспечение, чем до реформы 1996 г.

Еще один компонент индекса зависимости от правительства -система пенсионного обеспечения. Со времен Ф. Рузвельта она состоит из трех элементов: пенсии из Фонда социального страхования, корпоративные пенсионные планы, предоставляемые работодателем, и личные пенсионные счета.

При этом 78 млн. американцев (почти половина занятых) не обеспечены корпоративными планами, что означает с большой вероятностью низкий уровень оплаты труда и, как следствие, полную зависимость от государства при выходе на пенсию. Пенсии рассчитываются Фондом социального страхования исходя из дохода за 35 лет трудового стажа. При этом низкооплачиваемые работники получают большую долю заработной платы в виде пенсии, чем высокооплачиваемые. Так, лица с минимальной заработной платой при выходе на пенсию получают 70% предыдущего ежемесячного дохода, люди со средними зарплатами - 45%, с высокими - 23%. Для бездефицитного функционирования Фонд социального страхования должен получать отчисления с 2,9 работников на каждого пенсионера. В 2009 г. это соотношение составило 3,3 к 1. К 2016 г. показатель достигнет 2,9 к 1, а в 2030 г. упадет до 2 к 1 вследствие снижения рождаемости (с. 15).

С 1983 г. Фонд социального страхования получает больше денег, чем необходимо для выполнения обязательств. Вместо того чтобы копить излишек или инвестировать его на будущее, государство использовало его для покрытия дефицита федерального бюджета. С 2016 г., когда Фонд затребует выплаты по казначейским обязательствам, администрации США придется или повышать налоги, или выходить на рынок заимствований, увеличивая и без того огромный государственный долг.

Корпоративные пенсионные планы регулируются законом о безопасности пенсионного дохода. Система соответствующих норм и предписаний настолько сложна, что предприятия малого бизнеса даже при наличии средств просто боятся предлагать своим сотрудникам корпоративный пенсионный план, опасаясь нарушить какое либо положение законодательства.

Следующая сфера государственной политики, анализируемая У. Бичем, - это высшее образование. Субсидии высшему образованию с 1997/1998 по 2007/2008 уч. г. увеличились на 84% и достигли 96 млрд. долл. (с. 16). В частности, количество студентов, полу-

чающих федеральные гранты на оплату высшего образования по программе «Pell Grant» (далее - Пелл-гранты), за указанный выше период изменилось с 3,7 млн. до 5,4 млн. человек. В это же время доля студентов-грантополучателей возросла с 33 до 42% (с. 17).

Поддерживая эту тенденцию, Б. Обама в 2009 г. призвал американских школьников получать высшее образование и добавил на программу Пелл-грантов 17,1 млрд. долл. А в президентской заявке на 2010 финансовый год бюджет министерства образования увеличивается на 32% к предыдущему году и составляет 129 млрд. долл. Рост субсидий приводит к повышению цен на образовательные услуги - 2,4% в год в течение последнего десятилетия (с. 17).

При этом несмотря на приток финансирования качество высшего образования ухудшается. По данным министерства образования США, уровень грамотности среди выпускников колледжей серьезно снижается. Многие пишут с грубейшими орфографическими ошибками1.

По мнению У. Бича, вместо дополнительных субсидий нужно инициировать сокращение вмешательства государства в образование. Финансовую помощь следует оказывать только действительно малообеспеченным студентам.

Последняя сфера государственной политики, используемая для вычисления индекса зависимости от правительства, - это содействие сельскому населению. Имеется большое количество субсидий фермерам: прямые выплаты, контрцикличные компенсации, займы и пр. Сторонники субсидий селянам описывают их как жертв непредсказуемой погоды и глобальных экономических кризисов. В действительности, по данным У. Бича, средняя стоимость фермы составляет 895 тыс. долл., а средний ежегодный доход -85 тыс. долл. в год (это на 27% выше среднедушевого национального дохода). Более того, большую часть субсидий получают фермы с ежегодным доходом около 200 тыс. долл. В 2008 г. конгресс преодолел двумя третями голосов вето Дж. Буша-младшего на очередную шестилетнюю порцию субсидий фермерам, проигнорировав призыв тогдашнего президента США помогать только хозяйствам с доходом ниже 200 тыс. долл. в год.

1 После окончания колледжа в США учащиеся получают степень бакалавра. - Прим. реф.

При вычислении индекса зависимости от правительства У. Бич распределил по степени важности рассмотренные сферы государственной политики следующим образом: 30% индекса составляют жилищные субсидии, 25 - здравоохранение и социальная защита, 20 - пенсионное обеспечение, 15 - высшее образование, 10% - субсидии фермерам. Согласно вычислениям У. Бича индекс зависимости населения от правительства увеличился в 1962-2009 гг. с 19 до 240 пунктов.

Примечательно, что партийная принадлежность президентов не является основным фактором, влияющим на индекс. Так, в последние 30 лет индекс снижался в 1981-1988 г. при республиканце Р. Рейгане и в 1994-2001 гг. при демократе У. Клинтоне и повышался в 1989-1993 гг. и 2002-2009 гг. при Дж. Бушах младшем и старшем и демократе Б. Обаме. Особо тревожным обстоятельством, по мнению У. Бича, является выход на пенсию поколения бэ-би-бума на фоне снижения рождаемости.

С. С. Костяев

2011.01.044. РЕПНИКОВА М., БАЛЗЕР Х. КИТАЙСКАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. REPNIKOVA, M., BALZER H. Chinese migration to Russia: missed opportunities. - Wash., D.C.: Woodrow Wilson internat. center for scholars, 2010. - 56 p.

В исследовании аспирантки Оксфордского университета М. Репниковой и доцента Университета Джорджтауна Х. Балзера рассматривается вопрос: почему отсутствует сколько-нибудь значимая трудовая миграция китайцев в Россию при очевидных ее плюсах? Ведь, с одной стороны, Россия остро нуждается в рабочих руках, а с другой - Китай без проблем может их предоставить. С падением мировых цен на углеводородное сырье в 2008-2009 гг. рабочие-мигранты стали покидать РФ. По мнению авторов, неспособность создать устойчивое сообщество китайских мигрантов в условиях процветания означает, что возобновление притока китайцев с новым циклом экономического роста маловероятно.

М. Репникова и Х. Балзер поддерживают оценки, сделанные учеными ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, согласно которым постоянно пребывают в России около 200-450 тыс. китайцев в год. Большинство же граждан КНР посещают РФ по краткосрочным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.