Научная статья на тему '2011. 01. 002. Каннадейн Д. Создавая историю снова и снова: открытия, споры, исследования. Cannadane D. making history now and then: discoveries, controversies, Explorations. - houndmills, N. Y. : Palgrave Macmillans, 2008. - 390 p'

2011. 01. 002. Каннадейн Д. Создавая историю снова и снова: открытия, споры, исследования. Cannadane D. making history now and then: discoveries, controversies, Explorations. - houndmills, N. Y. : Palgrave Macmillans, 2008. - 390 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СОЗДАНИЕ ИСТОРИИ / ИСТОРИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Метлицкая З. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 002. Каннадейн Д. Создавая историю снова и снова: открытия, споры, исследования. Cannadane D. making history now and then: discoveries, controversies, Explorations. - houndmills, N. Y. : Palgrave Macmillans, 2008. - 390 p»

между наукой и погоней за славой и богатством, заключают авторы статьи.

О.В. Большакова

2011.01.002. КАННАДЕЙН Д. СОЗДАВАЯ ИСТОРИЮ СНОВА И СНОВА: ОТКРЫТИЯ, СПОРЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ. CANNADANE D. Making history now and then: discoveries, controversies, explorations. - Houndmills, N.Y.: Palgrave Macmillans, 2008. -390 p.

Ключевые слова: история, создание истории, история как научная дисциплина.

В основу книги профессора истории Великобритании Д. Кан-надейна положены лекции, прочитанные им по разным поводам в возглавлявшемся им Институте исторических исследований в Лондоне, а также в университетах и других научных учреждениях Великобритании и США. Круг вопросов, затрагиваемых Д. Канна-дейном, весьма широк - от разбора основных тенденций в развитии британской историографии в последние 100 лет до истории движения по охране исторического наследия в Великобритании. Однако различные сюжеты связаны общей темой - исследованием того, «каким образом история создается (т.е. пишется и творится) теперь и каким образом она создавалась (т.е. опять-таки писалась и творилась) в прошлом» (с. Х). В центре внимания автора находятся развитие истории как научной дисциплины и одновременно с этим взаимосвязь происходивших в академическом сообществе процессов с изменениями политического климата, социальной и экономической ситуации.

Хронологическое и смысловое обрамление книги, ее пролог и эпилог составляют лекции, прочитанные Д. Каннадейном при вступлении в должность директора Института исторических исследований (в 1998 г.) и при уходе с поста в 2007 г. Будучи менее академическими и более практическими по содержанию (в заключительной лекции в частности много внимания уделено вопросам получения грантов и финансирования), они являются в какой-то степени отражением личного авторского кредо в воззрениях на историю. Цитата из «Открытых писем» Вацлава Гавела, поставленная в качестве эпиграфа к книге, гласит: «У любого живого общества

есть история». Перефразируя высказывание Э.Х. Карра1, который писал, что «изучение истории есть бесконечный диалог прошлого и настоящего», автор добавляет от себя: «в любом обществе, которое претендует на то, чтобы быть живым и благополучным, здоровым и процветающим, открытым и демократическим, этот диалог прошлого и настоящего служит не некоей дополнительной опцией, а жизненно необходимым компонентом индивидуального самосознания и коллективного бытия» (с. Х).

Помимо пролога и эпилога в книгу входят десять глав.

Первая глава озаглавлена «Перспективы: Сто лет истории в Британии». Следует отметить, что, говоря об «истории», Д. Каннадейн имеет в виду не только науку, но и книги, кинофильмы, телепередачи, предназначенные для широкой аудитории, а также деятельность, направленную на охрану и пропаганду «исторического достояния». Во второй половине ХХ в., как считает Д. Каннадейн, активизация и расширение сферы деятельности наблюдаются на всех этих уровнях. Что касается собственно исторической науки, то она переживает подъем, в первую очередь благодаря резкому увеличению государственных субсидий и поддержке со стороны благотворительных фондов, что позволило учредить множество новых стипендий и привлечь в историческое научное сообщество новые силы из разных социальных слоев. Тем не менее, указывает автор, если историки начала XX в. видели перспективы своей дисциплины в радужном свете, современные исследователи любят говорить о кризисе и даже о тупике. Д. Каннадейн не разделяет эту точку зрения. По его мнению, она порождена тем, что историки находятся в плену у противопоставлений и крайностей. Характеризуя проблемы, стоящие перед современной исторической наукой, автор называет следующие. Является история наукой или искусством? Должна ли история быть аналитической или же повествовательной? Следует ли историкам изучать новые исторические явления или делать акцент на преемственности? Имеет ли смысл изучение глобальных исторических процессов, или дело историка выискивать по крупицам достоверные факты? Что важнее - исто-

1 Эдвард Халлет Карр (1892-1982) английский историк и журналист, автор многотомной «Истории СССР»; в 1961 г. написал книгу «Что есть история», в которой ратовал за поиски «золотой середины» между эмпирическим подходом к истории и идеализмом Коллингвуда.

рия «элиты» или история «народа»? Должен ли историк адресоваться исключительно к своим ученым коллегам или его аудитория должна включать и непрофессионалов?

Д. Каннадейн считает, что наиболее перспективным является признание прав на существование обоих полюсов и попытки их синтезировать; он подчеркивает, что именно на этом пути и создаются сейчас лучшие работы.

Во второй главе «Монархия: Короны и контексты, престолы и господства» автор дает очерк истории изучения британской монархии Нового и Новейшего времени в ХХ в. Д. Каннадейн указывает, что до недавнего времени о британской монархии Нового и Новейшего времени писали в основном в жанре «официальной биографии». Эти исследования, с одной стороны, представляли немалую научную ценность, поскольку их авторы были, как правило, выдающимися учеными и имели доступ к работе в архивах. С другой стороны, составитель биографии не мог позволить себе никаких упоминаний фактов и обстоятельств, представляющих в невыгодном свете «героя» биографии или монархию в целом. С 1980-х годов под влиянием средств массовой информации отношение общества в целом к монархии становится менее деликатным, вторжение в личную жизнь монарха уже не кажется чем-то недопустимым. Соответственно в «новых» биографиях основное внимание уделяется личности монарха, со всеми ее достоинствами и слабостями. Тогда же в историографии, посвященной британской монархии, возникают новые подходы и тенденции. Одним из направлений стало изучение монархии как «самовоспроизводящегося элитного института» (с. 46), при котором в центре внимания исследователей оказывается адаптация монархии к изменяющейся исторической ситуации. В качестве второй проблемы Д. Каннадейн называет изучение эволюции отношений британской монархии с различными социальными слоями и группами: аристократией, средним классом, рабочими, национальными и религиозными меньшинствами. В самое последнее время, указывает Д. Канна-дейн, очень популярным стало изучение британской монархии как имперского института и ее трансформации после потери имперского статуса.

Третья глава («Парламент: Прошлая история, настоящая история, будущая история») посвящена более частной теме - истории

издания в Великобритании многотомной «Истории Парламента», выходившей в 1930-1970-е годы. Д. Каннадейн анализирует достоинства издания и его слабые места, показывая, что и то, и другое было неизбежным следствием историографической и социально-политической ситуации, в которой начиналось и продолжалось издание, а также очерчивает круг вопросов, стоящих в настоящее время перед исследователями истории британского парламента.

Четвертая глава названа «Экономика: Поступательное движение и отступления промышленной революции». Автор выделяет четыре этапа в формировании историографии по этой проблеме. Начало дискуссиям на эту тему положило появление в 1880-х годах «Лекций о промышленной революции» Арнольда Тойнби. Первое поколение британских исследователей, работавших в области экономической истории, делало акцент на негативных последствиях промышленной революции с «общечеловеческой» точки зрения, ставя во главу угла порожденные ею социальные проблемы. Историки 1920-1950-х годов, бывшие свидетелями экономического кризиса и трансформаций экономики в результате Второй мировой войны, уделяли основное внимание изучению промышленной революции как экономического процесса, особенно подчеркивая его цикличность и волнообразный характер изменений. Их преемники, писавшие в 1950-1970-е годы, рассматривали промышленную революцию как первый пример «экономического роста», который они сами наблюдали в послевоенной европейской экономике. Наконец, после 1974 г., когда разговоры об «экономическом росте» выходят из моды и им на смену приходит эпоха «де-индустриализации» и «тэтчеризма», британская промышленная революция начинает оцениваться как нечто не столь самоочевидное, менее самобытное и более глобальное, чем принято было раньше считать.

В пятой главе «Наследие: Исторические памятники и историческая перспектива» показано, каким образом в сознании британского общества зарождалась идея о необходимости сохранения исторических памятников и исторического ландшафта, каким образом она популяризировалась и реализовывалась. При этом Д. Кан-надейн отмечает, что в общественном сознании всегда существовало противоречие между желанием сохранить историческое наследие и пониманием того, что сохранение исторического ландшафта препятствует применению новых технологий, повышающих в конеч-

ном итоге уровень жизни людей. Решение этой проблемы, по мнению автора, до сих пор не найдено.

Темой шестой главы («Традиция: Создание и воссоздание "последнего вечера Promps"») является механизм возникновения новых традиций и обретение ими статуса древних в сознании общества. Предметом рассмотрения становится история «променад-ных концертов» (BBC Promps) - музыкального фестиваля, проходящего с конца XIX в. каждое лето в Альберт-Холле в Лондоне. На «променадные концерты» помимо обычных продается большое количество дешевых билетов без мест, отсюда и происходит их название. Фестиваль завершается большим празднеством «последнего вечера», не транслируемого по телевидению и представляющего собой своего рода празднество с более активным участием публики, которая танцует и подпевает артистам.

Главы седьмая («Нация: Британская политика, британская история и "британскость"»), восьмая («Владычество: Британское имперское прошлое и канадское имперское прошлое») и девятая («Империя: Англо-американская ирония и вызовы») посвящены рассмотрению историографии британской империи. Автор обращается к пересмотру парадигмы истории Великобритании во второй половине ХХ в. С конца XIX в. вплоть до 1970-х годов, отмечает он, история Великобритании писалась в соответствии с вигской историографической традицией как история Англии. В основе ее лежали представления о самобытности английской истории, ее успешном, прогрессивном поступательном движении и мировом значении английского опыта. «Английскость» была способом самоопределения и самоидентификации. В 1970-1990-х годах крушение колониальных империй и советского блока, с одной стороны, и возникновение Европарламента - с другой, привели к тому, что идея «национального государства» несколько утратила свой статус в общественном сознании. В Великобритании этот период совпал с кризисом идентичности, вызванным потерей колониальных владений, и активной борьбой Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии за большую самостоятельность, если не за отделение. Одновременно новые тенденции в историографии вели к отказу от изучения глобальных процессов в пользу микроистории и местной истории. Соответственно «английская парадигма» утрачивает свою силу, и история Англии распадается на истории отдельных местностей,

городов, личностей или институтов; формируются особые парадигмы истории Уэльса, Шотландии, Ирландии. Начинаются также активные поиски взаимосвязей и параллелей с европейской историей, имеющие своей целью представить историю Великобритании как часть истории Европы. В качестве тенденции, характерной для самых последних лет, автор называет формирование концепций «британской истории» и «британской идентичности», включающих в себя всю историю и все население островов Великобритании с доисторических времен.

Далее в книге сопоставляются подходы к изучению истории Британской империи в британской историографии и историографии Нового света, выявляются их точки соприкосновения и противоречия.

Десятая глава представляет собой очерк историографической судьбы двух монографий: «Причины Английской революции, 1529-1642» Л. Стоуна1 и «Рост политической стабильности в Англии, 1675-1725» Д. Пламба2. Д. Каннадейн показывает, что отношение к этим работам в тот или иной период во многом определялось отношением к идеологическим и историографическим парадигмам 1960-х годов в целом, с их стремлением к «социологи-зации» истории и оптимистическим представлением о возможности выявления общих закономерностей и преобразовании человеческого общества на более разумных началах.

В качестве приложения после эпилога помещен краткий очерк истории рецензирований исторических научных публикаций в Великобритании «Рецензировать и получать рецензии».

З.Ю. Метлицкая

1 Stone L. The Causes of the English Revolution, 1529-1642. - N.Y.: Harper a. Row, 1972. - XIV, 168 p.

2 Plumd J.H. The Growth of Political Stability in England, 1675-1725. - L.; Melbourne etc.: Macmillan, 1967. - XVIII, 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.