Обследование, проведенное IASP в 2006-2007 гг., позволило выделить основные факторы успеха НТ-парков. Согласно ответам респондентов, основными факторами, определяющими конкурентоспособность парков, являются размещение, связи с университетами, институциональная поддержка, качество организаций-участников, количество и качество предоставляемых парком услуг, отличительные особенности региона функционирования.
IASP, основанная в 1984 г., в настоящее время является крупнейшей в мире ассоциацией НТ-парков и имеет международную сеть, состоящую из шести региональных отделений и почти 400 членов в 72 странах. С 1996 г. ее штаб-квартира располагается в Малаге (Испания). IASP разработала собственную стратегию, главной целью которой является распространение знаний, ноу-хау и наилучшей практики по всем аспектам функционирования НТ-парков. Два ее основных функциональных подразделения - Департамент услуг и коммуникаций и Департамент управления проектами и знаниями - разрабатывают и предоставляют наукоемкие продукты и услуги, в том числе публикуют книги и другие научные издания, организуют международные конференции и семинары, в сотрудничестве с Всемирным инновационным альянсом (World Alliance for Innovation, WAINOVA) готовят «Атлас инноваций» и др. IASP является независимой неправительственной организацией и имеет специальный статус консультанта при Экономическом и социальном совете ООН (ECOSOC).
И.Г. Минервин
2010.04.046. МИРАНДА ПС. де, АРАНА Ж.А.С., ЗАРДО Ж. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ЛЮДИ, СРЕДА И КУЛЬТУРА.
MIRANDA P.C. de, ARANHA J.A.S., ZARDO J. Creativity: people, environment and culture, the key elements in its understanding and interpretation // Science a. publ. policy. - Guildford, 2009. - Vol. 36, N 7. - P. 523-535.
Бразильские ученые, связанные с Международной ассоциацией научных парков (International Association of Science Parks, IASP) и Католическим университетом Рио-де-Жанейро, рассматривают человеческий фактор, культуру как определитель мотивации и системы ценностей, а также институциональную среду, создаю-
щую условия для инноваций, в качестве аспектов инновационного предпринимательства. По их мнению, человеческий творческий потенциал - креативность - служит импульсом не только экономического и технологического, но и политического и духовного развития многих обществ, дает толчок важным социальным изменениям. В современной экономике креативность играет ключевую роль как фактор инновационности и конкуренции, определяет требования к будущему облику экономики страны и ее предпринимательской среды. При этом креативная экономика обладает многогранными характеристиками, связанными экономическими (потоки товаров и услуг), социальными (занятость), культурными (ценностные установки) и экологическими (забота о будущих поколениях) аспектами.
Как показали исследования, креативность представляет собой не только чисто мыслительный феномен или определенные природные способности, но включает высокий уровень подготовки, дисциплины и сознательных усилий со стороны индивида. Она находится под мощным влиянием культурных характеристик общества и его отдельных групп и имеет глубокую связь с культурным контекстом и базой знаний каждой страны, включая их традиционные формы. Креативность, не будучи товаром, сегодня пользуется повсеместным спросом и участвует в создании стоимости и богатства. Бизнес все шире использует специфические стратегии, основанные на так называемом «факторе креативности». Во многих развитых рыночных экономиках фактор креативности уже проявился в креативных отраслях применительно к производству и распределению товаров и услуг, а также в проектировании организационных структур, процессах бизнес-менеджмента, профессиональном обучении и организации НИР. Однако в условиях экономики знания он приобретает ключевое значение.
Творческие процессы питаются из многих источников. Соединение технологии и интеллектуального капитала открывает массу возможностей для развития производства и предпринимательского экспериментирования. Сегодня важнейшими направлениями развития, связанными с креативностью, являются возникновение новых идей и продуктов, предназначенных для новых рынков и потребителей, а также появление нового класса предпринимателей, отвечающих новым условиям указанного соединения
технологии и интеллектуального капитала и служащих в качестве проводников инновации. Креативность обладает потенциалом воздействия и трансформации существующих инновационных структур, таких как научные и технологические парки, бизнес-инкубаторы. В перспективе пространство креативности будет расширяться, что может привести к новым формам бизнеса и предпринимательской инициативы, формируя, таким образом, новую «экосистему инновации» и «экспериментальный стиль жизни» (с. 527).
Большое значение имеет творческий предпринимательский подход. Университеты и подразделения НИР в процессе планирования и стимулирования творческих процессов и креативного мышления должны уделять должное внимание предпринимательской креативности. При оценке предпринимательской идеи очень важно принимать во внимание индивидуальность предпринимателя, особенности его восприятия и мотивации. Креативный предприниматель создает особую бизнес-культуру, которую нужно понимать и учитывать, чтобы правильно выбрать необходимые для него условия и формы поддержки.
В эпоху, когда креативность и инновации приобретают столь существенное значение, возрастает также роль креативной культуры как одного из проводников эффективной дифференциации продуктов и услуг на глобальных рынках. В Бразилии многие процессы, связанные с предпринимательством и инновациями как в частном, так и в общественном секторах, включают «культурный компонент» в качестве важного источника продуктовой дифференциации. Существует особый метод, связывающий локальную культуру и продукцию, основанную на ее особенностях, который состоит в изучении и отображении местных культурных и природных характеристик. Примеры показывают продуктивность такого подхода, в частности, для туристической отрасли.
Креативность, отмечают авторы, находится под значительным влиянием культуры и культурного обмена на глобальном и локальном уровнях. Многие креативные бизнесы, группы и инициативы по всему миру способствуют быстрому формированию и развитию предпринимателей, работников окружающей среды нового типа, фактически превращая креативность в предмет потребления. Поэтому, по мнению авторов, правительства должны проводить политику и мероприятия, стимулирующие всяческие
проявления культуры и искусства, имеющие рыночную ценность. Возможности для креативного предпринимательства могут быть значительно расширены с помощью центров концентрации инноваций, подобных научным и технологическим паркам и бизнес-инкубаторам, вписанным в соответствующую креативную внешнюю среду.
И.Г. Минервин
2010.04.047. ДОС САНТОС ПАУЛИНО В., КАЛЛУА М. ДИЛЕММА ИННОВАЦИИ И НАДЕЖНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-КОСМИЧЕСКОЙ И ПОЛУПРОВОДНИКОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
DOS SANTOS PAULINO V., CALLOIS M. Le dilemma innovation et fiabilité: analyse comparative des industries militaro-spatiale et de semiconducteurs // Rev. d'économie industr. - P., 2009. - N 125. - P. 53-74.
На основе сравнительного анализа процесса технических изменений в военно-космической и полупроводниковой промышленности с 1940 г. до наших дней сотрудники университета София Антиполис (Ницца, Франция) предлагают концепцию конкуренции, основанной на надежности выпускаемой продукции.
Производство полупроводников и военно-космическая промышленность являются составными частями фундамента инновационных отраслей и часто служат иллюстрацией динамики изменений, описываемых теорией инноваций. Развитие информатики в результате миниатюризации полупроводников или полет человека на Луну в результате овладения военными и космическими технологиями являются техническими достижениями, подтверждающими эту теорию. Благодаря способности поддерживать технологическую гонку между двумя политическими блоками стран в период «холодной войны», эти отрасли демонстрировали связанные темпы технических изменений. Достигнутые благодаря государственным заказам успехи в производстве полупроводников помогли реализовать политико-технологические цели военно-космической отрасли, что в свою очередь стимулировало дальнейшее развитие полупроводниковой отрасли.
С изобретения транзистора и до наших дней в производстве полупроводников технические изменения происходят очень быстро и подчиняются закону Мура (количество транзисторов в силиконо-