Научная статья на тему '2010. 04. 035. Гэрретт Д. Т. «Несмотря на свой пол»: женщина-старейшина и политика на уровне селения в позднеколониальном Куско. Garrett D. T. «In spite of her sex»: the casica and the Politics of the pueblo in the late colonial Cusco // Americas. - Berkeley (Carolina), 2008. - Vol. 64, n 4. - p. 547-581'

2010. 04. 035. Гэрретт Д. Т. «Несмотря на свой пол»: женщина-старейшина и политика на уровне селения в позднеколониальном Куско. Garrett D. T. «In spite of her sex»: the casica and the Politics of the pueblo in the late colonial Cusco // Americas. - Berkeley (Carolina), 2008. - Vol. 64, n 4. - p. 547-581 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЕКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРУ / ИНДЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ / ЖЕНЩИНА-СТАРЕЙШИНА / РОЛЬ И МЕСТО ЖЕНЩИНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 035. Гэрретт Д. Т. «Несмотря на свой пол»: женщина-старейшина и политика на уровне селения в позднеколониальном Куско. Garrett D. T. «In spite of her sex»: the casica and the Politics of the pueblo in the late colonial Cusco // Americas. - Berkeley (Carolina), 2008. - Vol. 64, n 4. - p. 547-581»

войны» (Н.И. Егорова, ИВИ РАН). Статья К.К. Провалова (МИД РФ) посвящена изданному в 2007 г. первому тому российско-американского сборника документов «Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976». В.В. Согрин (МГИМО) в своей статье проводит сравнительный анализ современной внутренней политики России и Нового курса Ф.Д. Рузвельта, показывая надуманность предпринимаемых в последнее время попыток объявить В.В. Путина его последователем. В.О. Печатнов (МГИМО), не отрицая в целом деструктивного воздействия «холодной войны» как на международные отношения, так и на ситуацию внутри СССР и США, выделяет ряд положительных эффектов глобального противостояния двух сверхдержав - прежде всего эффект конкуренции, оказавшийся важным стимулом как научно-технического развития, так и (на Западе) социальных реформ, и эффект сдерживания, побуждавший обе стороны к осмотрительности во внешней политике.

Завершают сборник материалы проведенного в ходе конференции «круглого стола» с участием ряда бывших послов СССР и России в США и американских послов в СССР и России. На «круглом столе» обсуждался как исторический опыт, так и современное состояние российско-американских отношений.

М.М. Минц

Страны Латинской Америки

2010.04.035. ГЭРРЕТТ Д.Т. «НЕСМОТРЯ НА СВОЙ ПОЛ»: ЖЕНЩИНА-СТАРЕЙШИНА И ПОЛИТИКА НА УРОВНЕ СЕЛЕНИЯ В ПОЗДНЕКОЛОНИАЛЬНОМ КУСКО.

GARRETT D.T. «In spite of her sex»: the casica and the politics of the pueblo in the late colonial Cusco // Americas. - Berkeley (Carolina), 2008. - Vol. 64, N 4. - P. 547-581.

Ключевые слова: позднеколониальный Перу, индейские общины, женщина-старейшина, роль и место женщины.

Свое исследование американский историк Дэвид Гэрретт базирует на материалах конкретного судебного дела, слушавшегося в 1797 г. в королевском суде Куско. Индейцы-принципалы андского селения Муньяни требовали смещения доньи Марии Тересы Чо-кеуанака с должности старейшины этого селения под предлогом ее

некомпетентности, неправомерного вступления в должность и не в последнюю очередь - ее пола. Далее автор переходит к широким обобщениям, касающимся роли и места женщин, занимавших посты старейшин индейских общин на территории епископства Куско, политики в горных районах позднеколониального Перу.

Д. Гэрретт сознательно употребляет для обозначения должности старейшины вместо местного андского термина «курака», не имеющего специальной формы женского рода, привнесенный испанцами с Антильских островов термин «касика», чтобы подчеркнуть роль, которую играл в рассматриваемых им случаях гендер-ный статус старейшины.

После «Великого бунта» под руководством Тупака Амару II положение местных правящих элит в Перу существенно изменилось. Именно в условиях этой шаткости и неустойчивости количество женщин-старейшин резко выросло. Информация о власти общинных старейшин в колониальном Перу дошла до нас, по выражению самого Д. Гэрретта, «на уровне исторического анекдота» (с. 552): никакого специального систематического учета местных индейских правителей испанская колониальная администрация не вела, и все сведения по этому вопросу в колониальных источниках носят случайный характер и содержатся в основном в юридических документах.

На основании анализа этой «анекдотической» информации автор приходит к двум существенным выводам. Во-первых, женщины-старейшины характерны скорее непосредственно для кус-канского региона, находившегося некогда под инкским господством, а не для южных селений, населенных индейцами-аймара. Такая диспропорция может объясняться необъективностью сохранившихся архивных данных, однако Д. Гэрретт предполагает, что наследование женщинами власти играло весьма значительную роль в политике инков Куско колониального периода, делая возможной передачу должности старейшины между соперничающими знатными патрилинейными родами. Во-вторых, и об этом можно говорить гораздо определеннее, наследование должности женщинами-старейшинами в Южных Андах имело следующий вид: женщины наследовали должность, а их мужья правили вместе с ними или от их имени, в результате эти женщины обретали реальную власть лишь после смерти мужа (с. 557).

Вопреки сложившемуся стереотипу женское правление (или соправление супругов) на уровне общины было в Андском регионе не слишком распространенным, но далеко не исключительным явлением. В статье Д. Гэрретта приводятся таблицы, в которых представлены десятки имен женщин, руководивших своими общинами в горном Перу только на протяжении XVIII в., с указанием названия селения и примерного времени правления.

Появление женщин-старейшин в горном Перу не было и некой позднеколониальной инновацией. Американский историк возражает И. Сильверблатт, провозгласившей в авторитетной монографии «Луна, Солнце и ведьмы: гендерная идеология и классы в инкском и колониальном Перу», что Конкиста ознаменовала собой узурпацию колониальными властями важнейших властных и культовых функций индейских женщин и передачу их мужчинам. Хотя свидетельства этого рода недостаточны для эпохи Габсбургов и редки для доколониальных Анд, похоже, что политическая власть женщин была хорошо оформлена к моменту испанского завоевания и продолжала быть важной чертой политической жизни индейских обществ XVI и XVII вв. (с. 559).

Существенный рост в XVIII в., особенно после восстания под предводительством Тупака Амару II, числа индейских женщин-старейшин вызвал в Куско целую полемику среди образованной части креольского населения.

Женщины-старейшины широко пользовались не только политическими, но и экономическими возможностями, которые давала им их должность. Однако зачастую власть женщины оказывалась лишь номинальной, фактически же общиной руководил ее муж или в единичных случаях, когда его не было, другие родственники-мужчины. Но дело не ограничивалось лишь узурпацией власти индейской женщины-старейшины другими индейцами-мужчинами. К концу XVIII в. все более частыми становились случаи, когда женщина-старейшина вступала в брак с креолом, который фактически оказывался таким образом во главе индейской общины, что находилось в полном противоречии с испанским колониальным законодательством, основанном на жесточайшей расовой сегрегации «республики индейцев» и «республики испанцев». В результате исподволь устанавливался креольский контроль над индейской общиной «изнутри».

2010.04.036-037

В итоге эти противоречия подорвали колониальный порядок и вместе с ним - институт старейшин. Несомненно, демократическая оппозиция власти аристократии и усиливающееся государство, стремившееся контролировать должности, созданные более ранними абсолютными монархиями и унаследованные от них, были обычными явлением в конце XVIII в. и имели схожее гендерное воплощение. Однако сложный процесс узурпации власти с помощью брачного альянса, когда горным креолам удавалось установить контроль над индейской общиной, был наиболее типичен для Анд. Возникшее впоследствии постколониальное андское общество, где демократические, по словам автора, индейские общины подвергались постоянным нападкам со стороны окрепших креольских элит и либерального государства, несло в себе корни современной политэкономии горных районов, одновременно отвергая и повторяя дихотомию двух республик, на которой был воздвигнут колониальный порядок. Экспансия капиталистических производственных отношений и всемирного рынка в XIX в. оказала решающее воздействие на экономику андской общины, а экспансия государства коренным образом изменила политическую ситуацию в ней (с. 581).

М.Л. Дубоссарская

Страны Азии и Африки

2010.04.036-037. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ В ЗИМБАБВЕ. (Сводный реферат).

2010.04.036. ЛИПТОН М. Анализ внешней политики Южной Африки: проблема Зимбабве.

LIPTON M. Understanding South Africa's foreign policy: the perplexing case of Zimbabwe // South Africa j. of itern. affairs. - Johannesburg, 2009. - Vol. 16, N 3. - P. 331-341.

2010.04.037. СОКО М., БАЛЧИН Н. Зимбабвийская политика Южной Африки: имеется ли взаимосвязь между внешней политикой и коммерческими интересами?

SOKO M., BALCHIN N. South Africa's policy towards Zimbabwe: a nexus between foreign policy and commercial interests? // Ibid. - N 1. -P. 33-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.