Научная статья на тему '2002. 04. 036. Кларен П. Ф. Перу: общество и государственность в Андах. Klaren P. F. Peru: society A. nationhood in the Andes. N. Y. ; Oxford: Oxford Univ.. Press, 2000. XVIII, 494 p'

2002. 04. 036. Кларен П. Ф. Перу: общество и государственность в Андах. Klaren P. F. Peru: society A. nationhood in the Andes. N. Y. ; Oxford: Oxford Univ.. Press, 2000. XVIII, 494 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКИ ИСТОРИЯ / ПЕРУ ИСТОРИЯ / ФУХИМОРИ А
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 036. Кларен П. Ф. Перу: общество и государственность в Андах. Klaren P. F. Peru: society A. nationhood in the Andes. N. Y. ; Oxford: Oxford Univ.. Press, 2000. XVIII, 494 p»

Страны Латинской Америки

2002.04.036. КЛАРЕН П.Ф. ПЕРУ: ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В АНДАХ.

KLAREN P.F. Peru: Society a.nationhood in the Andes. - N.Y.; Oxford: Oxford univ. press, 2000. - XVIII, 494 p.

Питер Флинделл Кларен, проф. Ун-та Джорджа Вашингтона (США), опубликовал первую за последние 20 лет работу на английском языке, в которой история Перу прослеживается с древнейших времен до середины 90-х годов. Основополагающая тема книги, состоящей из предисловия и 13 глав, - это борьба за власть между испанской (креольской) элитой, с одной стороны, и массами индейцев, метисов и афроперуанцев — с другой.

При написании истории Перу, подчеркивает в предисловии автор книги, следует избегать традиционного для представителей западного мира подхода, который Эдвард Сэд (Eduard Said) называл «ориентализмом» и в основе которого лежит гипертрофированный интерес к экзотике, мифическое восприятие бывшей «страны инков» с ее непостижимыми для западного менталитета крайностями. Другая проблема, встающая перед историками, занимающимися Перу, - это богатство географически и климатически разнообразных регионов и полиэтничность населения, что создавало мозаику микрорегионов, в пределах которых история шла своим, отличным от соседнего путем, коих в целом было великое множество. Плюралистичность перуанской истории, констатирует американский историк, длительное время игнорировалась, в особенности теми исследователями, кто принадлежал к перуанской элите. Из Лимы навязывалось искусственное единое видение прошлого страны, с оглядкой на историю национальных государств Европы. Кроме того, перуанская верхушка не имела представления о реальной жизни большинства населения страны и в своей официальной версии игнорировала историю угнетенных классов, что приводило, как считает американский историк, уже к двойному искажению истории Перу (с. XI-XII).

Положение стало меняться, по мнению П.Кларена, с появлением новых методологий в истории, формирования целого направления в историографии - так называемой «истории снизу», которая излагала историю «угнетенных («низших») классов». Следствиями «историографической революции», развернувшейся в Соединенных Штатах с 1970-х годов, стали «децентрализации» перуанской истории, при которой наряду

с «историей Лимы» появились исторические исследования регионов и субрегионов, а также отход от историописания с точки зрения правящих классов, перемещение исследовательского фокуса к истории «низших классов», истории «глубинного Перу» («el Péru profundo»), по определению историка Хорхе Басарде.

Автор стремился, во-первых, представить вниманию читателей различные интерпретации и противоречивые точки зрения, существующие в историографии (см. обзор дискуссий о влиянии падения добычи серебра на экономику вице-королевства Перу в третьей главе «Переходный период и укрепление колониального порядка, 1600-1730», а также о роли эпохи гуано в истории Перу в шестой главе). Во-вторых, отдавая себе отчет в том, что все темы невозможно изложить одинаково подробно, П.Кларен оставил за собой право более детального рассмотрения одного или нескольких наиболее значимых с его точки зрения вопросов в каждой из глав. Так, например, в первой главе («География, инки и до-инкские культуры») он бегло останавливается на основных доинкских культурах (культура Чавин, цивилизация Моче, общество Наска, государственные образования Тиаунако и Уари (Huari), королевство Чиму (Chimor)), основное внимание уделяя инкской империи, ее возникновению, экспансии, религии, административному управлению, властным отношениям и институтам, принципам взаимного обмена и др. В-третьих, отдавая предпочтение рассмотрению явлений в длительном временном отрезке (long durée), историк главным образом сосредоточивал свое внимание на экономических и социальных структурах и их изменении, развитии политической сферы общества. Для П.Кларена приоритетным стал «социополитический подход», и значительно мéньшее внимание в книге уделено изучению процессов культурного и интеллектуального развития Перу, которые, по мнению автора, требуют отдельного исследования.

Во второй главе «Падение империй и формирование колониального общества (1532-1600)» заслуживает внимания вывод П.Кларена о значении завоевания испанцами Андских территорий и Южной Америки в целом. Автор считает это событие определяющим моментом не только в истории андских народов, радикально изменившей свой ход, но и в мировой истории: оно положило начало столкновению между западными и незападными народами, доминировавшее на протяжении всего последующего исторического развития, и инициировало постепенное включение ранее изолированных андских народов в общемировые процессы, хотя последствия и оказались для индейцев катастрофическими (с. 31).

Колониальный период истории Перу рассматривается в следующих двух главах. В четвертой главе «От имперской реформы до вынужденной независимости, 1730-1824» П.Кларен доказывает, что реформы, предпринятые испанской династией Бурбонов в колониях, хотя и принесли определенные результаты, но парадоксальным образом открыли путь к независимости Перу в 1824 г., вызвав недовольство самых влиятельных и массовых слоев населения Перу. Обращаясь к существующим трем основным точкам зрения на завоевание независимости Перу - версиям «креольского национализма» и «индейского национализма», ревизионистская марксистская интерпрета-ция, - он признает обоснованность последней, выдвинутой Э.Бонилья и К.Спалдингом в 1972 г. Согласно этой точке зрения, у креолов, напуганных индейскими восстаниями, не было ни экономической, ни финансовой заинтересованности в независимости от испанской короны, а индейские массы еще не оправились от репрессий и никак не могли объединиться вместе со своими этническими противниками и угнетателями в борьбе за независимость. П.Кларен отстаивает тезис о том, что креольский либерализм, процветавший в Лиме, сумел покончить с испанским господством лишь при решающей поддержке сил извне (с. 121-122).

В пятой главе «Республиканская утопия и нестабильность после провозглашения независимости (1824-1840)» американский ученый высвечивает основную проблему, с которой столкнулось Перу после провозглашения независимости. Республика Перу была основана на либеральных принципах демократии, гражданства, частной собственности, приоритета прав человека и их защиты, которые были зафиксированы во всех конституциях после 1824 г. Но идея народного суверенитета, позаимствованная из европейского Просвещения, которая предусматривала равенство всех перуанцев, подчеркивает автор, никоим образом не соответствовала социополитической реальности Перу того времени. В наследство от колониальных времен республика получила общество жестко стратифицированное, иерархическое и неравноправное, с множеством различий между людьми: расовых, половых, социальных. Креольская элита главным образом оказывалась в выигрыше от создавшегося порядка вещей и не стремилась его изменить (с. 134). С самого начала перуанское государство было ослаблено наличием этого нерешенного конфликта.

Шестая глава посвящена эпохе гуано (1840-1879), седьмая - Тихоокеанской войне 1879-1883 гг., гражданской войне, восстановлению экономики Перу и эре второго «милитаризма» (1885-1895). В восьмой главе

(«Аристократическая республика, 1895-1919») рассматривается уникальный, по словам автора, период в перуанской истории, отмеченный столь редким для Перу политическим консенсусом, политической стабильностью, экономическим ростом и развитием. Здесь также затрагиваются такие вопросы, как появление олигархии, формирование рабочего класса, воздействие на Перу Первой мировой войны, в том числе в культурной и интеллектуальной сфере (появление поколения 1919 г., лидерами которого были Хосе Карлос Мариатеги и Виктор Рауль Айя де ла Торре), забастовки 1918-1919 гг. и др.

В девятой главе «Популистский вызов, 1919-1945» автор обращается к президентству А.Легии, эволюции индеанизма и индейским восстаниям, деятельности Х.Мариатеги, В. Айя де ла Торре и «новых левых», экономической депрессии, расколу перуанской элиты, Второй мировой войне, перестройке АПРА и т.д. Провал реформ Бустаманте и Риверо (1945-1948), диктатура Одрии (1948-1956), президентство Прадо и аграрный кризис 1956-1962 гг., институциональное правление вооруженных сил (1962-1963) составляют содержание десятой главы.

Оценивая первый период правления генерала Веласко Альварадо в следующей главе «От реформы к «революции сверху», 1963-1975», П.Кларен отмечает, что военный режим можно критиковать за авторитарный и антидемократический характер, граничащий с тоталитаризмом, но нельзя не принять во внимание достигнутые им результаты в перераспределении национального богатства и экономическом развитии, хотя проведенная реструктуризация государства и общества, по его мнению, «не сработала» (с. 356). Второй период военного правления, редемокра-тизацию и популистские режимы Ф.Белаунде Тери и А.Гарсия (19751990) рассматриваются в двенадцатой главе.

Обращаясь в этой и в последней главе «Фухимори, неолиберализм и прогресс Перу, 1990-1995» к анализу деятельности экстремистской организации «Сендеро луминосо», первого срока правления президента Альберта Фухимори, П.Кларен делает вывод о том, что глубоко укорененная в Перу авторитарная традиция продолжает существовать. Определенные успехи, которые сумел достигнуть А.Фухимори в стабилизации экономики, сокращении государственного аппарата, нанесении удара по терроризму, - все положительное, сделанное им, было осуществлено за счет подрыва представительных институтов Перу и маргинализации гражданского общества, ослабления государства и ухудшения социального положения населения (с. 423-424).

Насилие пронизывает всю историю Перу: автор прослеживает его в эпоху возникновения и падения доинкских государств, в периоды экспансионизма инков, испанского завоевания, трехсотлетнего колониального господства, на протяжении которого не прекращались восстания индейцев и репрессии со стороны властей, во время борьбы за независимость, Тихоокеанской войны. Кроме того, сама природа неоколониализма и экономическая отсталость воспроизводят насилие. Однако историк замечает, что насилие в Перу никогда не достигало таких масштабов, как, например, во времена Мексиканской революции или геноцида в Гватемале 1980-х годов. Правление генерала Веласко Альварадо ничего общего не имело с фашистской диктатурой Пиночета в Чили. Демократизация, неполная и сталкивающаяся с проблемами хронической институциональной слабости, все же становится реальностью, власть старой олигархии подорвана, укрепляется перуанская идентичность, низшие классы активизируют свое участие в социальных движениях и политике, оказывают все большее влияние на культуру страны, ее институты. Все это позволяет автору высказать предположение о том, что на будущее Перу можно смотреть с определенным оптимизмом (с. XV).

Завершая реферат, хотелось бы отметить богатый справочный материал, представленный в книге и включающий карты, таблицы и графики, хронологию, предметный индекс, а также подробнейший библиографический обзор, охватывающий публикации последних 25 лет.

М.Н.Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.