Научная статья на тему '2010. 04. 021. Моуэри Д. К. Национальная безопасность и национальные инновационные системы. Mowery D. C. national security and national innovation systems // Journal of technology transfer. - 2009. - Vol. 34, N. 5. - p. 455-473. - doi:10. 1007/s10961-008-9100-4'

2010. 04. 021. Моуэри Д. К. Национальная безопасность и национальные инновационные системы. Mowery D. C. national security and national innovation systems // Journal of technology transfer. - 2009. - Vol. 34, N. 5. - p. 455-473. - doi:10. 1007/s10961-008-9100-4 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ США НА ОБОРОНУ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИР / ИННОВАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 021. Моуэри Д. К. Национальная безопасность и национальные инновационные системы. Mowery D. C. national security and national innovation systems // Journal of technology transfer. - 2009. - Vol. 34, N. 5. - p. 455-473. - doi:10. 1007/s10961-008-9100-4»

сказывает, что на первом этапе необходимо отдавать приоритет рыночным мерам и критериям трансакционной эффективности; на втором этапе следует смягчать противоречия, применяя способы регулирования, которые подсказывает экономическая теория знания.

С.М. Пястолов

2010.04.021. МОУЭРИ Д.К. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. MOWERY D.C. National security and national innovation systems // Journal of technology transfer. - 2009. - Vol. 34, N. 5. - P. 455-473. -D0I:10.1007/s10961-008-9100-4.

Ключевые слова: расходы США на оборону; Национальные инновационные системы; ИР; инновации.

В статье автора из Беркли (США) рассматривается роль национальной обороны в национальных инновационных системах на примере США во время и после «холодной войны»; анализируются основные тренды, связанные с инвестициями в национальную оборону и национальную безопасность, возникшие после событий 11 сентября 2001 г.

«Национальные инновационные системы» (National Systems of Innovation - NSI) как основа для анализа инновационной продуктивности и инновационной политики является важной сферой исследования в последние 20 лет - со времени первого представления концепции «инновационная система» К. Фриманом (С. Freeman). «NSI обычно определяется как система, включающая взаимодействие институтов, политики и агентов, которые влияют на создание знаний, на инновационный процесс, способствующий использованию результатов исследований» (цит. по: с. 455-456). Таким образом, инновационная система США включает в себя не только институты, осуществляющие ИР, и источники их финансирования, но и национальную политику, антитрестовое законодательство, законодательство в области интеллектуальной собственности, а также регулирующую политику. Все эти факторы влияют на развитие технологий, подготовку научных и производственных кадров и применение новых технологий. Структура национальной инновационной системы США - это результат принятия важных полити-

ческих решений и комплексного исторического процесса институционального развития. Кроме того, эффективность этой системы зависит от действий и решений частных предприятий, которые укрепляют или компенсируют эффект государственной политики.

До сих пор в огромной массе литературы, исследующей национальные инновационные системы, мало внимания уделялось роли инвестиций в ИР, связанные с ВПК, и соответствующим инновациям. Такое невнимание отражает тот факт, что большая часть исследований проводилась в относительно малых экономиках, таких как, например, Скандинавские страны или государства Центральной Европы, в которых после Второй мировой войны доля расходов на национальную оборону в общих государственных расходах и национальных инвестициях в ИР была сравнительно мала. А в некоторых странах (например, на Тайване, в Израиле и Южной Корее) информация по инновационной политике и расходах государства в сфере ВПК полностью закрыта.

Автор отмечает, что существуют по крайней мере три направления, по которым государственные инвестиции в оборонные ИР и поставки воздействуют на инновационную эффективность других секторов и экономики в целом. Во-первых, инвестиции в оборонные ИР могут способствовать созданию массива новых научных и технологических знаний, которые приводят к инновациям как в сфере оборонной, так и в сфере гражданской промышленности. Эти инвестиции также влияют на развитие таких институциональных компонентов национальной инновационной системы, как университетские исследования и образование. Это направление наиболее легко реагирует на оборонные инвестиции в сфере фундаментальных и прикладных исследований. Во-вторых, инвестиции влияют на деятельность новых фирм, отделившихся от материнской компании (spin-off company), в которых в рамках оборонных научно-исследовательских программ создаются технологии, имеющие применение и в гражданской, и в оборонной сферах. В-третьих, оборонные инвестиции в ИР сопровождаются значительными закупками новой технологической продукции, что позволяет фирмам-поставщикам снижать издержки их основной продукции и наращивать ее функциональность и надежность.

Объем выгоды от «чистых» оборонных ИР ограничивается структурой национальных программ в области оборонных ИР.

К примеру, расходы на внедрение новых технологий в оборонной сфере в США исторически составляли по меньшей мере 85% от выделенных на оборонные ИР средств бюджета. При этом в расходах на исследования (как фундаментальные, так и прикладные) около 35% занимают расходы на информационные технологии и около 30% - на проектирование. Расходы на ИР в сфере национальной обороны внесли значительный вклад в создание в послевоенный период исследовательской инфраструктуры на базе университетов, что в свою очередь послужило источником появления гражданских инноваций, новых фирм, а также высококвалифицированных исследователей и инженеров.

По мнению автора, основной характеристикой институциональной трансформации в США в период 1941-1950 гг. стало существенное увеличение федеральной поддержки ИР, в основном -оборонных. Доля расходов на оборонные ИР в общих расходах на ИР составляла более 80% в 1950-х годах и редко была ниже 50% в период с 1949 по 2005 г., что способствовало научно-исследовательской активности в университетах и промышленности. В 1980 г. -в разгар «холодной войны» - 13,2% научно-исследовательских проектов осуществлялось в университетах, 12,2 - в государственном секторе и 71,1% - в промышленности.

В послевоенный период научно-техническая политика США была результатом плохо скоординированных решений в различных сферах, направленных на выполнение задач отдельных федеральных агентств. Самой важной задачей было укрепление национальной обороны. Действительно, Национальный научный фонд США (ННФ), призванный поддерживать фундаментальные исследования, был создан только в 1950 г. К этому времени большинство основных агентств, к примеру Комиссия по атомной энергии (U.S. Atomic Energy С omission - AEC), Национальные институты здоровья (U.S. National Institutes of Health - NIH), запустило амбициозные внутренние и внешние исследовательские программы, бюджеты которых до сих пор затмевают бюджет ННФ.

Существуют противоречивые оценки эффективности послевоенных инвестиций в оборонные ИР, они изменялись параллельно с изменением взглядов на технологическую и экономическую конкурентоспособность США. С одной стороны, в 1980-х и начале 1990-х годов инвестиции в ИР и закупки, связанные с оборонной

сферой, подвергались резкой критике за порождение большого числа малых фирм в таких секторах, как производство полупроводников и информационные технологии. С другой стороны, экономические выгоды от оборонных ИР также критиковались за то, что они могли вытеснить частные ИР в области чисто гражданских технологий. Некоторые исследования относительно общих расходов на оборонные ИР и их экономического эффекта показали, что эти инвестиции дают низкий социальный эффект.

Эмпирический анализ определяющих факторов национальной инновационной эффективности дает некоторым экспертам основания для скептической оценки влияния расходов на оборонные ИР на национальную инновационную эффективность. Однако история инновационных и экономических изменений в трех отраслях промышленности США (машиностроении, коммерческой авиации и информационных технологиях) в послевоенный период подчеркивает сложность однозначной оценки эффекта оборонных ИР и программ снабжения. Для машиностроения программы военных ИР сыграли достаточно негативную роль, ослабив их конкурентоспособность на гражданских рынках, в основном по причине увеличивающегося разрыва между военными и коммерческими потребностями в новой продукции. Коммерческая авиация, напротив, ощутила на себе положительный эффект от фирм, вышедших из военной сферы, которая с 1950-х годов стала терять свою значимость. Это касается и сферы информационных технологий, которая охватывает широкий список отраслей; наибольший эффект на ее развитие произвели именно оборонные ИР и закупки. И хотя оборонный сектор сам по себе является инновационной системой, его влияние на другие секторы экономики различается и отражает особенности структуры, технологии и взаимоотношений между гражданскими и военными потребностями в функциональности и производительности.

Становлению американского машиностроения в середине XIX в. способствовала большая заинтересованность военных в пушках с взаимозаменяемыми комплектующими. Впрочем, экономический эффект от этого стимула остался в тени общего становления массового производства в США во второй половине XIX в. Переход американских фирм на технологии массового производства в конце XIX - начале XX в. способствовал формированию внут-

реннего рынка для продукции машиностроения, на котором доминировали американские фирмы. Появление технологии числового программного управления (ЧПУ) после Второй мировой войны позволило создавать продукцию нового типа. Уже в 50-х годах научно-исследовательская программа, осуществляемая в лаборатории сервомеханизмов Массачусетского технологического университета (MIT) и спонсируемая ВВС США, привела к созданию станков с автоматическим программным управлением (Automatically Programmable Tools - APT). Организации, занимающиеся поставкой новых технологий по контрактам, оказались в выгоде, но при этом требования ВВС существенно превышали потребности гражданских потребителей, и не нашлось достаточного объема спроса за пределами аэрокосмической сферы. В 80-е годы японские поставщики составили жесткую конкуренцию американским фирмам, которые не смогли предоставить потребителям более гибкие и менее сложные ЧПУ-технологии.

ЧПУ-оборудование - это один из тех случаев, когда оборонные ИР и закупки мало способствуют фирмам, обслуживающим оборонные заказы, в создании продукции, ориентированной на гражданский рынок. Одна из причин, по мнению автора, - разница в требованиях к характеристикам продукции, предъявляемых оборонными ведомствами и невоенными заказчиками. Другой, менее явной причиной является тот факт, что военные ЧПУ-технологии не проходили процессов оптимизации производственных издержек и улучшения эргономики (как это было с технологическими новшествами в секторе информационных технологий), которые способствовали, по крайней мере в сфере информационных технологий, быстрому росту гражданских рынков сбыта. Это существенно снизило выгоду от оборонных ИР и программ закупок. Стоит также отметить, что невозможно точно определить, каким образом развивалось бы машиностроение в США без ИР, спонсируемых ВВС США.

В коммерческой авиации большая часть послевоенных инвестиций в ИР осуществлялась из военных источников (более 74% от общего объема инвестиций в ИР в период 1945-1982 гг.); в период 1985-2000 гг. федеральное финансирование этой индустрии составляло около 60% ежегодных инвестиций в ИР. Хотя предполагалось, что эти инвестиции прежде всего будут способствовать развитию военной авиации, они также оказали положительный эффект

и на коммерческую авиацию. Так, оборонные ИР, связанные с разработкой двигателя для транспортного самолета C-5A, повлияли на разработку двигателей для серии гражданских самолетов фирм «Airbus» и «Boeing». Технологии авиационной радиоэлектроники, включая контроль топлива, управление полетом, навигационные технологии, также выиграли от передачи технологий. Начиная с 1950-х годов увеличивающееся различие в потребностях постепенно сокращает объемы передачи технологий из военной сферы в гражданскую, хотя данные процессы сохраняются в авиационной радиоэлектронике и производстве силовых установок. Более того, в последнее время наблюдается обратный процесс: недавний проект самолета-заправщика для ВВС США базируется на модификации корпуса «Боинга-767».

Оборонные ИР и закупки также сыграли значительную роль в развитии ЭВМ и полупроводников, особенно на начальных этапах их разработки. В настоящее время сфера информационных технологий охватывает множество рынков и сфер применения, а направление передачи технологий зачастую наблюдается обратное -из гражданской сферы в военную.

Революция в электронике, которая дала толчок стремительному развитию ЭВМ и полупроводников, может быть сведена к двум основным инновациям: появлению транзисторов и компьютеров в 40-х годах XX в. Так как транзисторы имели важное значение для развития военной электроники и компьютерных систем, на их развитие были направлены огромные средства: государственное финансирование (в основном от Министерства обороны и AEC) составило около 25% всех расходов на ИР в промышленности в 50-е годы. При этом, как отмечает автор, наблюдался интересный парадокс: государственные средства, направляемые на ИР, были размещены среди производителей электронных компонентов, имеющих прочное положение на рынке, а не фирм, действительно ответственных за ключевые инновации в сфере полупроводников, которым пришлось довольствоваться контрактами на оборонные поставки. Военные потребности в интегральных схемах (integrated circuit - IC) стимулировали их производство и снижение цен, что в свою очередь привело к расширению коммерческого спроса на IC. В отличие от министерств обороны стран Западной Европы, Вооруженные силы США (ВС) заключали крупные контракты на по-

ставки с компаниями, раньше практически не работавшими с оборонными заказами, например «Texas Instruments».

Отрасль гражданского применения полупроводников получила большое развитие к концу 70-х годов XX в.; армейские потребности стали отставать от потребностей гражданского рынка. Для преодоления этого разрыва в 80-х годах была запущена программа VHSIC (Very High Speed Integrated Circuit), которая своих целей не достигла, но показала, что на рынке полупроводников доминируют коммерческие продукты.

Развитие информационных технологий в целом, по мнению автора, повторяло ситуацию с полупроводниками. Оборонные ИР и закупочные программы также повлияли на развитие этой отрасли, в том числе благодаря попыткам МО создать стандартный язык программирования. Появился широко используемый в бизнесе язык COBOL (common business-oriented language), а позднее менее популярный в сфере гражданского применения язык Ada. Благодаря усилиям Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов США (Defense Advanced Research Projects Agency -DARPA) была создана сеть ARPANET, послужившая прототипом сети Интернет.

События 11 сентября 2001 г. привели к существенному увеличению государственного финансирования ИР, связанному с борьбой с терроризмом. В частности, были выделены средства на развитие технологий по борьбе с химическим, биологическим и радиологическим оружием. Как отмечает автор, особенностью современного этапа оборонного финансирования ИР является ограничение привлечения иностранных специалистов к исследованиям и распространения результатов исследований.

В заключение автор отмечает, что ни одно обсуждение послевоенной национальной инновационной системы США не может обойтись без оценки роли расходов на оборонные ИР и закупки. Одно только развитие послевоенного сектора информационных технологий, а также его необычная структура отражают их влияние. Трансформация исследовательских университетов США, включая послевоенный подъем престижа и благосостояния таких университетов, как Стэнфордский, также является примером эффективности расходов на оборонные ИР, размещенные в академической сфере.

По мнению автора, экономические выгоды от наращивания оборонных расходов в период 40-80-х годов ХХ в. можно преувеличить, но при этом отсутствует система оценки и анализа сопоставимых уровней расходов в невоенной сфере. Такие расходы могли принести более значительные экономические преимущества, но сопоставимые по уровню расходов программы в невоенных отраслях, за исключением сельского хозяйства и здравоохранения, не получили бы должной политической поддержки.

Абсолютные объемы расходов на оборонные ИР и закупки выделяют США среди других стран ОЭСР. Отличительной особенностью США является стремление (по крайней мере, части менеджеров оборонных программ) размещать заказы на новые системы и компоненты среди молодых фирм, а также известная роль университетов в осуществлении исследований, финансирующихся МО. Такая политика способствует росту институциональных связей и созданию научно-исследовательской инфраструктуры, которую некоторые исследователи рассматривают как источник экономических преимуществ.

В.О. Тимченко

2010.04.022. КАРЛСОН У.Б., САММИС С.К. РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ: РОЛЬ ЗНАНИЙ И ОРГАНИЗАЦИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ИР В КОМПАНИИ «CORNING». CARLSON W.B., SAMMIS S.K. Revolution or évolution: The role of knowledge and organization in the establishment and growth of R&D at «Corning» // Management & organizational history. - 2009. - Vol. 4, N 1. - P. 37-65. - DOI: 10.1177/1744935908098858. - Mode of access: http://moh. sagepub.com/ cgi/content/abstract/4/1/37

Ключевые слова: инновации; управление ИР; шесть сигм; технологическая стратегия.

Авторы (У.Б. Карлсон - профессор Университета штата Виргиния, США; С.К. Саммис - менеджер проекта компании «Corning Incorporated») в статье, написанной к столетию основания исследовательского отдела компании «Corning Incorporated» (известного производителя железнодорожных сигнальных фонарей и светильников), предлагают ответ на вопрос, что отмечают компании в дни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.