Научная статья на тему '2010. 04. 014. Соннерт г. Влияние гендера и уровня образования родителей на выбор их детьми научной карьеры. Sonnert G. parents who influence their children to become scientists: effects of gender and parental education // social studies of Science. - L. , 2009. - Vol. 39, n 6. - p. 927-941'

2010. 04. 014. Соннерт г. Влияние гендера и уровня образования родителей на выбор их детьми научной карьеры. Sonnert G. parents who influence their children to become scientists: effects of gender and parental education // social studies of Science. - L. , 2009. - Vol. 39, n 6. - p. 927-941 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР КАРЬЕРЫ / ГЕНДЕР / СТРУКТУРА ВОЗМОЖНОСТЕЙ / ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 014. Соннерт г. Влияние гендера и уровня образования родителей на выбор их детьми научной карьеры. Sonnert G. parents who influence their children to become scientists: effects of gender and parental education // social studies of Science. - L. , 2009. - Vol. 39, n 6. - p. 927-941»

2010.04.014. СОННЕРТ Г. ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕРА И УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ИХ ДЕТЬМИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ.

SONNERT G. Parents who influence their children to become scientists: Effects of gender and parental education // Social studies of science. - L., 2009. - Vol. 39, N 6. - P. 927-941.

Ключевые слова: выбор карьеры; гендер; структура возможностей; влияние родителей; ролевая модель; научная карьера.

Очевидно, по словам автора - американского социолога науки, что процветание высокоразвитого общества, чем дальше, тем больше, будет зависеть от наличия хорошо подготовленных кадров ученых и инженеров. Менее очевидно, достаточное ли количество одаренных молодых людей в США выбирают карьеру в этих областях и способна ли «утечка мозгов» из других стран, которая пока находится на высоком уровне, и дальше восполнять возможные пробелы.

Исследования показали, что выбор профессии в сфере науки и инжиниринга носит сложный характер и зависит от многих факторов. Автор не намерен рассматривать их все, сосредоточившись на проверке двух конкурирующих гипотез, выдвинутых еще в начале 1990-х годов, - «ролевая модель» и «структура возможностей». Согласно «ролевой модели», на выбор профессии человеком влияют люди одного с ним пола, тогда как согласно модели «структуры возможностей», человек любого пола, но обладающий знаниями о профессии, способен оказать влияние.

Значимость «ролевой модели» для выбора профессии и продвижения по карьерной лестнице получила широкое признание среди публики. Однако эмпирические данные в этой области носят смешанный характер. В одних исследованиях было обнаружено позитивное влияние женских ролевых моделей на выбор женщинами карьеры ученого или инженера, как на уровне средней школы, так и на уровне колледжа. Тогда как в других исследованиях подобного влияния обнаружено не было. То же самое касается и родительского влияния: и здесь данные достаточно противоречивые.

В своем исследовании автор сопоставляет два подхода - ориентированный на «ролевую модель» и ориентированный на модель «структуры возможностей». В качестве эмпирического материала использовались ответы ученых и инженеров, достигших высокого положения в своей области.

Согласно «ролевой модели» женщины-ученые скорее должны были упоминать влияние женщин (своих матерей), а, соответственно, мужчины должны были преимущественно говорить о влиянии мужчин (отцов). Напротив, согласно гипотезе о «структуре возможностей» инсайдеры в избранной области, выступающие в качестве источника релевантной информации и примера открывающихся перспектив, должны упоминаться чаще. Причем чем выше уровень образования родителей и чем ближе они стоят к профессии ученого, тем скорее они будут упомянуты как оказавшие влияние. Последнее положение отвечает гипотезе о «структуре возможностей».

Автор использовал данные, которые были собраны в ходе исследования, проводившегося под эгидой ННФ в 1995 г. В выборку вошли 803 ученых, работавших в различных областях (биологии, физике, математике и инжиниринге); среди них мужчины составили 61%, а женщины - 29% (с. 930). В своей области они сделали блестящую карьеру и получили высокие научные награды.

В распространявшихся анкетах содержалось два вопроса, интересовавших автора. У каждого участника исследования спрашивали, повлиял ли кто-либо на его выбор профессии. Если он отвечал «да», тогда он должен был указать, кто это был. Ответы респондентов кодировались следующим образом. Если ученый называл родителей в качестве людей, повлиявших на его выбор, то против фамилии ученого ставилась цифра 1, а если нет, то ставился 0. Эти данные выступали в качестве зависимой переменной.

Кроме того, учитывались три независимые переменные: пол ученого (0 = мужчина; 1 = женщина); пол родителей (0 = отец; 1 = мать); уровень образования родителей (0 = средняя школа и менее; 1 = обучение в колледже или степень бакалавра; 2 = степень магистра или профессиональная степень; 3 = доктор наук). Наименее распространенным был уровень PhD: 152 родителя (125 отцов и 27 матерей) имели докторскую степень (с. 931).

Все полученные данные были сведены в таблицу (с. 932). Из этой таблицы видно, что чем выше уровень образования родителей, тем вероятнее они будут названы в качестве людей, повлиявших на выбор ученых, как это и следует из гипотезы о «структуре возможностей». Этот рост особенно заметен при переходе к уровню доктора наук. Таким образом, полученные данные подтвердили эту гипотезу. Напротив, связь между полом ученого и

полом родителя, оказавшего на него влияние, предсказанное гипотезой о «ролевой модели», отсутствовала. Поэтому эта гипотеза может быть отвергнута. Кроме того, результаты показывают, что женщины-ученые в целом чаще указывали на родителей как на людей, оказавших на их выбор влияние, причем отцов они называют чаще, чем матерей.

Последующий анализ, проведенный автором, был призван показать, насколько первоначальные наблюдения статистически значимы. Этот анализ подтвердил ранее сделанные выводы. Для женщин-ученых шансы назвать одного из родителей были в 3,5 раза выше, чем у мужчин-ученых. Отец имел в 3,8 раза больше шансов, чем мать, быть указанным в качестве влиятельной фигуры. При каждом переходе на следующий уровень образования родителей вероятность того, что они будут упомянуты, возрастала примерно в 4,7 раза (с. 937).

Более глубокий анализ обнаружил статистически значимую связь между полом ученого и уровнем образования родителей. Для мужчин-ученых шансы родителей с высшим образованием быть названными в 6,8 раза выше, чем у родителей, получивших среднее образование. Для женщин-ученых в аналогичной ситуации шансы были больше лишь в 2,9 раза (с. 937). Таким образом, для мужчин-ученых уровень образования родителей служит важнейшим условием, чтобы они могли подтолкнуть их к выбору научной карьеры. Для женщин-ученых, видимо, имели значение другие характеристики родителей в дополнение к уровню их образования.

Таким образом, проверка двух конкурирующих гипотез привела к однозначным результатам. Гипотеза о «ролевой модели» с полным основанием может быть отвергнута, а гипотеза о «структуре возможностей» получила однозначное подтверждение (с. 939). Помимо этого были обнаружены некоторые дополнительные факты. Во-первых, женщины-ученые чаще мужчин-ученых упоминают о положительной роли родителей. Во-вторых, опрошенные ученые независимо от пола чаще указывают на отца как человека, оказавшего влияние на их выбор. В-третьих, шансы родителей стимулировать выбор их детьми карьеры ученого или инженера повышаются с ростом их образовательного уровня; эта зависимость более выражена для мужчин-ученых, чем для женщин (с. 940).

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.