Н.Н. Старцева, канд. социол. наук, доцент, кафедра управления персоналом и социологии, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, arkara3@mail.ru
КАРЬЕРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ 1Т-СПЕЦИАЛИСТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
На основе структурного и антропологического подходов исследуются практики вхождения в профессиональное поле и каръерно-профессионалъные модели 1Т-специалистов. Автором осуществляется типологизация 1Т-специалистов - выделяются поколения «старших», «средних», «младших». Доказывается, что профессиональный выбор 1Т-специалистов зачастую основан на личном интересе к деятельности и стремлением «не быть как все». При этом у «старших» выбор профессии почти всегда объясняется личными предпочтениями, у «средних» - как личными предпочтениями, так и мнением ближайшего окружения. На выбор «младших» влияние оказывают как личные предпочтения, так и субъекты ближнего и дальнего социального окружения. Обосновывается, что представители «средней» и «младшей» когорт приобщались к объекту своей профессиональной деятельности через игру, тогда как члены «старшей» субгруппы - через трудовую деятельность. Доказывается, что «старшие» осуществляли вход в профессию как любители, «средние» - как любители и полупрофессионалы, «младшие» - особенно специалисты нижнего слоя - как профессионалы. Показано, что карьера в 1Т-сфере чаще строится как межорганизационная и горизонтальная. Вместе с тем, если для «старших» характерен преобразовательный тип построения карьеры, то для «средних» и «младших» - прагматичный, или структурный, тип.
Ключевые слова: 1Т-сообщество, субгруппа, профессиональная общность, выбор профессии, информационные технологии, профессионализация, карьера, поколение 1Т-специалистов.
Проникновение информационных технологий во все сферы жизни способствует тому, что роль общности 1Т-специалистов (работников, «занимающихся проблемами создания и разработки условий для возможности взаимодействия человека и компьютера, его поддержания и устранения непола-док»1) возрастает. От уровня профессионализма работников 1Т-сферы сегодня зависят скорость и качество развития большинства отраслей экономики, а значит, эта профессиональная общность требует особого внимания со стороны ученых-исследователей.
Интенсивность научно-технического прогресса способствует крайне быстрой
дифференциации 1Т-сообщества и, в то же время, интеграции его отдельных субгрупп в узких вопросах профессиональной деятельности. В связи с этим границы данной общности нестабильны, размыты, численный состав не определен, а структура не-устойчива2 и в целом мало изучена. Отдельными вопросами, касающимися эволюции, сущности и специфических характеристик членов профессиональной общности 1Т-специалистов, занималась Л.В. Земнухова; особенностями организации труда и формирования квалификационных требований к специалистам 1Т-сферы - И.В. Рухляда; проблемой их профессиональной подго-
1Т-специалисты чаще ориентированы на построение межорганизационной и горизонтальной карьеры: первое обусловлено проектным характером 1Т-деятельности, второе - ориентацией большинства «айтишни-ков» на повышение своего профессионального статуса.
товки - Н.В. Кашина, М.М. Маран и др. формальным документом - дипломом или Вместе с тем, в поле зрения социологов так сертификатом. Профессионализационная мои не попали вопросы дифференциации 1Т- дель предполагает преобразование работни-специалистов, модели их входа в профессию ков 1Т-сферы, вошедших в поле профессии
как любители (специалисты из других сфер, не имеющие формально подтвержденного статуса), в профессионалов посредством включения их в работу и постепенного приобретения ими новых знаний, опыта и выстраивания профессиональных связей4.
Что касается построения карьеры в 1Т-сфере, то четкой взаимосвязи с вышеназванными моделями мы обозначить не можем. Однако можем предположить, что 1Т-специалисты чаще ориентированы на построение межорганизационной и горизонтальной карьеры: первое обусловлено проектным характером 1Т-деятельности, второе - ориентацией большинства «айтишников» на повышение своего профессионального статуса; что на тип построения карьеры 1Т-специалистов разных поколений оказали влияние особенности развития 1Т-сферы в период их входа в профессию.
В ходе исследования попытаемся узнать, каковы карьерно-профессиональные модели разных поколений 1Т-специалистов. Методологическую основу нашего исследования составили структурный и антропологический подходы, поскольку, опираясь на них, возможно, с одной стороны, дифференцировать профессиональную общность 1Т-специалистов и проследить взаимосвязи между выделенными субгруппами, а с другой - определить и проанализировать карьерно-
и построения карьеры, что и стало предметом нашего исследования.
В данной статье сообщество 1Т-специа-листов рассмотрено с точки зрения составляющих его разнородных групп, которые обладают внутренним ценностным единством. Таковыми мы можем считать «поко-ления»3 1Т-работников как социокультурные группы носителей профессии. Наша задача -описать, каким образом изменились пути выбора профессии и входа в нее, используемые модели профессионализации, карьерные пути представителей сообщества, принадлежащих к разным его поколениям, попытаться объяснить, почему это произошло.
На сегодня можно выделить два действующих пути выбора профессии и входа в нее, которые определяют модель приобщения к профессиональной деятельности. В первом случае выбор профессии обусловлен личным интересом субъекта, а вход в нее осуществляется через «любительство» или «полупрофессионализм» - в этом случае мы говорим о профессионализационной модели. Во втором - профессиональный выбор продиктован не только личными устремлениями субъекта, но и влиянием внешних субъектов и структур, а вход в профессию в большинстве случаев осуществляется через «профессионализм» - это традиционная модель.
Традиционная модель предполагает вхождение в профессиональное поле на основании имеющегося формального признака профессиональные модели 1Т-специалистов. профессионализма - наличия «экспертно- Основным методом сбора социологической го знания», которое получено в рамках об- информации выступило несинхронное он-разовательной системы и подтверждено лайн-интервью5, проведенное в январе-фев-
Неодинаковость внешних условий формирования (развитие научно-технического прогресса, социальные, политические и культурные особенности советского, постсоветского и современного общества) и получение профессионального опыта разной длительности во многом определили специфику выделенных субгрупп.
Особенности развития сферы информационных технологий в России, оказавшие влияние на формирование отдельных когорт 1Т-специалистов
Особенности Поколение: годы рождения / годы профессионального становления
- Появление первых информационных систем (ЕС ЭВМ 1020; ЕС ЭВМ 1022; ЕС ЭВМ 45); - появление и применение первых ЭВМ и информационных технологий на крупных предприятиях страны; - организация коммуникации внутри формирующегося профессионального сообщества посредством публикаций в научных и научно-популярных журналах; - отсутствие профессионального IT-образования; - вход в профессию любителей, специалистов из смежных направлений (радиоэлектроника, радиотехника, инженерные профессии и т.п.) и/или тех, кто испытывает интерес к данному направлению деятельности; - карьерный статус специалистов обусловлен приобретаемым профессиональным опытом; - ориентация большей части специалистов на горизонтальную профессиональную мобильность; - развитие профессиональных качеств, знаний и умений Старшие: первая половина 1970-х и раньше / 1970-е
- Появление первых персональных ЭВМ (ПЭВМ; ПК) (ЕС-1840); - взаимопроникновение отраслей электроники, инженерии, программирования и др.; - организация коммуникации внутри профессионального сообщества посредством публикаций в научных журналах, участия в международных выставках и конференциях; - включение в образовательные программы технических специальностей спецкурсов по изучению ЭВМ, ПЭВМ; - вход в профессию любителей с различным бэкграундом и некоторым профессиональным опытом в IT-сфере; - карьерный статус обусловлен приобретаемыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, опытом - горизонтальная профессиональная мобильность Средние: вторая половина 1970-х - первая половина 1980-х / 1980-е
- Появление в продаже персональных компьютеров, их относительная доступность для домохозяйств; - появление целой компьютерной игровой индустрии; - появление сети Интернет, ее распространение и активное использование юридическими лицами, чаще в целях удовлетворения профессиональных нужд; - организация коммуникации внутри профессионального сообщества посредством конференций, презентаций новых продуктов иностранными компаниями; - появление образовательных программ от компаний - производителей информационных продуктов Microsoft, Cisco; - явная дифференциация IT-специалистов на субгруппы (программисты, инженеры, системные администраторы и т.п.); - вход в профессию полупрофессионалов с различным бэкграундом и значительным опытом работы в IT-сфере; - карьерный статус обусловлен приобретаемыми навыками - горизонтальная профессиональная мобильность, а также знаниями и умениями в сфере бизнеса и управления - вертикальная профессиональная мобильность (регистрация ИП, занятие должности руководителя IT-службы, отдела и т. п.) Младшие (верхний слой): вторая половина 1980-х -первая половина 1990-х / 1990-е
Окончание таблицы
Особенности Поколение: годы рождения / годы профессионального становления
- Массовая «гаджетизация» населения; - активное развитие роботостроения и попытки создания искусственного интеллекта; - активное развитие и массовая доступность Интернета в условиях до-мохозяйств, чаще в целях удовлетворения потребности в общении и досуге; - массовизация компьютерных игр, превращение их в технологию приобщения к профессии 1Т-специалиста; - организация коммуникации внутри профессионального сообщества посредством новых форм - форумы в сети Интернет; - появление профессионального образования в 1Т-сфере, его специализация по направлениям; активное развитие программ подготовки и сертификации от иностранных 1Т-компаний; - появление компаний с личными учебными центрами, в которых осуществляется подготовка сотрудников по нужному профилю от уровня «специалист» до уровня «архитектор»; - закрепление дифференциации 1Т-специалистов на субгруппы (программисты, инженеры, системные администраторы и др.) посредством получаемого ими образования и приобретаемого профессионального опыта; - вход в профессию остается открытым для любителей, но профессионалы - специалисты с 1Т-образованием и прошедшие сертификацию, с опытом работы, - имеют явные преимущества на рынке труда и открыты как для горизонтальной, так и для вертикальной профессиональной мобильности Младшие (нижний слой): вторая половина 1990-х и позже / 2000-е
рале 2016 года с представителями профессиональной общности 1Т-специалистов, активными участниками профессионального форума sysadmins.ru (N=30).
Полученные результаты позволяют выделить несколько когорт 1Т-специалистов; оценить влияние информационно-технического прогресса6, исторических обстоятельств, пережитых и переживаемых каждым поколением «айтишников», особенностей их индивидуальной биографии на выбор ими профессионального и карьерного пути (таблица).
Итак, поколения «старших», «средних», «младших» 1Т-специалистов вошли в профессиональную деятельность в разные исторические периоды. Именно неодинаковость внешних условий формирования (развитие научно-технического прогресса, социальные, политические и культурные особенности советского, постсоветского и современного общества) и получение профессионального опыта разной длительности во многом определили специфику данных субгрупп.
Мы выдвинули гипотезу, согласно которой представители разных поколений сообщества 1Т-специалистов неодинаково выбирали свой будущий профессиональный путь и использовали разные модели входа в профессию.
Исследование показало, что «старшие» (старше 40 лет), выбирая профессию, зачастую руководствовались личным интересом, несколько романтизированным представлением о будущем занятии и стремлением к чему-то новому: «Основной мотив - это интерес, тяга к новому» (мужчина (далее -м.), 58 лет, системный администратор (далее - СА)); «В детстве программировал б3-34 по журналу «Техника молодежи», чтобы летать и садиться на Луну» (м., 46 лет, СА). Также немалую роль в выборе профессии сыграло стремление «старших» выделиться из общей массы: «...хотелось не быть как все» (м., 46 лет, СА).
«Средние» (от 30 до 40 лет) в большинстве случаев выбор профессии объясняли не только личным интересом к содержанию
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
труда, но и влиянием на их выбор внешних субъектов: «Отец закрывал ПК на ключ и устанавливал пароль на запуск DOS. Так я стал экспертом по безопасности» (м., 31 год, генеральный дирек- =
тор IT-компании); «Началось всё в Доме пионеров... Никогда не забуду свою первую программу с "анимацией", написанную на Бейсике. Это и определило мой выбор профессии» (м., 34 года, директор проектной фирмы); «...природное "па-цанячье" любопытство и "гикнутые" друзья, тянущие коаксиальные локалки в 30-градусный мороз» (м., 30 лет, руководитель и тренер команды фрилансеров).
«Младшие» (младше 30 лет) обосновывали свой выбор не только личным интересом, но и влиянием внешних атрибутов - таких, как престиж профессии и востребованность IT-специалистов на рынке труда: «Во время моего взросления профессия "компьютерщика" была дико престижной и недосягаемой простому смертному» (м., 27 лет, ведущий специалист); «Образ сисадмина был респектабельным и привлекательным» (м., 29 лет, руководитель отдела технической поддержки); «Все это было интересно и перспективно. Стал заниматься этим серьезно» (м., 29 лет, инженер).
Таким образом, если у «старших» выбор профессии почти всегда объясняется личными предпочтениями, у «средних» -как личными предпочтениями, так и мнением ближайшего окружения, то на выбор «младших» влияние оказали как личные предпочтения, так и субъекты ближнего и дальнего социального окружения (общество в целом). Наряду с этим, если «старшие» и даже «средние» выбирали дело жизни «по любви», объясняя этот выбор личным интересом и стремлением заниматься чем-то нетипичным, немассовым, то «младшие» выбирали профессию не только по душе, но и, рассматривая деятельность в сфере информационных технологий как нормаль-
Если «старшие» и даже «средние» выбирали дело жизни «по любви», объясняя этот выбор личным интересом и стремлением заниматься чем-то нетипичным, немассовым, то «младшие» выбирали профессию не только по душе, но и, рассматривая деятельность в сфере информационных технологий как нормальное явление,
нередко ориентировались на ее «трендовость», на моду.
ное явление, нередко ориентировались на ее «трендовость», на моду (то есть выбирали модную профессию).
Ярким отличием входа в профессию = представителей «средней» и «младшей» когорт от входа членов «старшей» субгруппы «айтишников» является то, что первые приобщались к объекту своей профессиональной деятельности через игру (появление и массовое распространение компьютерных игр), а вторые - через труд, трудовую деятельность. Так, один из респондентов, отнесенный к когорте «старших», отмечает: «Начинал с ЕС ЭВМ на предприятии. Был дисплейщиком, процессорщиком ЕС1066, ЕС1046...» (м., 58 лет, СА). Опрошенные, принадлежащие к когорте «средних», вспоминают: «Всегда нравились компьютеры, еще с БОБ-игр и бейсиков в детстве» (м., 37 лет, СА). «Младшие» также отвечают, что компьютерные игры во многом определили их профессиональный выбор: «Любил компьютер и игры. Вот и хотелось иметь дело с компом» (м., 29 лет, СА). Отсюда - отношение многих более молодых представителей 1Т-сообщества к профессиональной деятельности как к увлечению, а не только как к сфере приложения своих трудовых сил: «Огромное влияние оказало то, что работа совпадает с увлечением» (м., 36 лет, руководитель 1Т-отдела).
Особо подчеркнем, если «старшие» айтишники отмечают, что окончательный выбор профессии был ими осуществлен в процессе профессиональной деятельности, обычно на крупных предприятиях, на которых и появились первые ЭВМ («После десятого класса ушел на завод фрезеровщиком, постепенно пересел на ЧПУ. Стал на работе писать программы для станков, . построил сеть, завел базу по кадрам, производственному техпроцессу. Дальше - больше» (м., 41 год, СА)), то «средние» и «младшие» говорят о принятии решения
о будущей профессии в более раннем возрасте, в процессе обучения в школе, что связано с массовым появлением компьютерных клубов, персональных компьютеров в образовательных учреждениях и домохозяйствах («Первый компьютерный клуб открылся напротив моей школы. Это предрешило всю жизнь» (м., 28 лет, инженер и директор IT-фирмы); «Купили комп, когда мне было лет 13. Я быстро грохнул систему, после этого неделю ее восстанавливал, понял, что это мне нравится» (м., 29 лет, системный инженер); «Будучи еще школьником, впервые сел за компьютер и синие окошки Norton Commander увлекли в новый мир. В 2004 году появился свой компьютер, абсолютно устаревший. Пришлось оптимизировать его работу, что оказалось крайне интересным» (м., 27 лет, инженер)).
Так представители разных поколений IT-специалистов, будучи занятыми отличными друг от друга видами деятельности и имея отношение к разным социальным общностям и социальным институтам, осуществляли вход в профессию. Если «старшие» были приобщены к информационным технологиям в сознательном возрасте (18-25
лет) в процессе профессиональной деятельности, окруженные представителями трудового коллектива или группой единомышленников, действующих в рамках таких социальных институтов, как производство, труд, профессия, то «младшие» и частично «средние» свой путь в профессию начинали еще в детстве (7-12 лет) в ходе игровой деятельности, окруженные одноклассниками, дружеской компанией или родственниками, действующими в рамках таких социальных институтов, как образование и семья.
Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод. «Старшие» и «средние» 1Т-специалисты использовали профессионализационные модели пребывания в поле деятельности, тогда как «младшие» - традиционные. Если «старшие» осуществляли вход в профессию как любители, как люди, интересующиеся содержанием профессиональной деятельности, «средние» - как любители или полупрофессионалы, лица с различным профессиональным опытом в 1Т-сфере, то «младшие» - особенно специалисты нижнего слоя - как профессионалы, приобретшие статус через систему образования.
Вместе с тем, сегодня «старшие» имеют значительно больше шансов для быстрого построения карьеры и получения более высокого вознаграждения за труд, чем «средние» и «младшие», поскольку имеют более длительный и качественный по содержанию опыт профессиональной деятельности.
Что касается типа карьеры в 1Т-сфере, то результаты несинхронного онлайн-интер-вью позволили прийти к заключению, что чаще всего она строится как межорганизационная и горизонтальная. Большинство участников описывают свой профессиональный путь сходным образом: «Учился на 3-м курсе универа, пошел работать монтажником, потом в техподдержку, после понял, что надо расти... Сети - вроде как интересно и перспективно, стал заниматься этим. Дальше в нагрузку к сетям добирал никсы, стораджи, виртуализацию...» (м., 29 лет, системный инженер). Если следовать логике нашего анализа, то, сопоставляя когорты 1Т-специалистов, можно прийти к такому выводу: для «старших» был в большей степени характерен преобразовательный тип построения карьеры (стремительный, обусловленный сменой сферы деятельности и завоеванием новой профессиональной позиции в обществе); для «средних» и «младших» - прагматичный, или структурный, тип карьеры, который предполагал перемещение специалистов в рамках одного уровня управления согласно их личным интересам (в данном случае речь идет, скорее, о профессиональном, а не карьерном росте, не о вертикальной, а о горизонтальной профессиональной мобильности).
Таким образом, на основании данных исследования нам удалось дифференцировать 1Т-сообщество на поколенческие группы - «старшие», «средние», «младшие», в зависимости от особенностей среды, определившей процесс выбора ими профессии и входа в нее, и охарактеризовать используемые ими карьерно-профессиональные моде-
ли. Чаще всего карьера в 1Т-сфере строится как межорганизационная и горизонтальная, при этом для «старших» характерен преобразовательный тип построения карьеры, для «средних» и «младших» - прагматичный, или структурный. Поколение «старших» характеризуют личный, основанный на интересе к делу выбор профессионального пути, вход в профессию через любительство, пребывание в профессии, основанное на про-фессионализационной модели; «средних» - личный и под влиянием внешних субъектов ближнего окружения выбор профессии, вход в профессию через полупрофессионализм, пребывание в профессии, основанное на профессионализационной модели; «младших» - личный и под влиянием внешних субъектов дальнего окружения выбор профессии, вход в профессию через профессионализм, пребывание в профес-сни, основанное на традиционной модели.
Литература
1. Земнухова Л.В. IT-работники на рынке труда // Социология науки и технологий. 2013. № 4. С. 77.
2. Земнухова Л.В. Формирование профессиональной общности работников сферы информационных технологий (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2013. С. 4.
3. Козлова Л. А. Карьерно-профессиональные модели современных поколений российских социологов в исторической динамике [Электронный ресурс]. URL: http://cdclv.unlv.edu/archives/articles/ kozlova_inst.pdf (дата обращения: 08.04.2016).
4. Ваторопин А.С., Старцева Н.Н. Ивент-менедже-ры: характеристика и практика вхождения в профессиональное поле // Дискуссия. 2015. № 3 (55). С. 73.
5. Семина М.В. Метод интервью в социологии и маркетинге. М.: Изд-во КДУ, 2010. С. 173-182 .
6. Компьютеры СССР [Электронный ресурс]. URL: http: //chernykh. net/content/view/1006/1089/ (дата обращения: 08.04.2016).
Сегодня «старшие» имеют значительно больше шансов для быстрого построения карьеры и получения более высокого вознаграждения за труд, чем «средние»
и «младшие», поскольку имеют более длительный и качественный по содержанию опыт профессиональной деятельности.
CAREER AND PROFESSIONAL MODELS OF IT SPECIALISTS: SOCIOLOGICAL ASPECT
N.N. Startseva, Candidate of Sociology, Docent, The department of personnel management and sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, arkara3@mail.ru
On the base of structural and anthropological approaches the article investigates practices of entrance in professional field and career-professional models of IT specialists. The author carries out a typology of IT specialists into "elder", "middle " and "young". It is proved that professional choice of IT specialists is usually based on personal interest to activity and desire "to be different". Along with that, it is actualized that for "elder" representatives the choice of profession was personal preference, for "middle" - personal and formed under the influence of people around, for "young" ones - personal and the choice influenced by close and far social environment. It is substantiated that representatives of "middle" and "young" cohorts joined to the subject ofprofessional activity through a game, but member of "elder" subgroup - labor activity. The paper also proves that "elder" ones entered the profession as amateurs, "middle" ones as amateurs and semi-professionals, and "yound" and specialists of low group as professionals. The author gives proofs that career in the sphere of IT technologies is often formed as inter-organizational and horizontal; "elder" representatives have a transforming type of career, for "middle" and "young" - pragmatic and structural type.
Key words: IT community, subgroup, professional community, career choice, information technology, professionalization, career, generation of IT specialists.
References
1. Zemnukhova L.V IT-rabotniki na rynke truda [IT workers in the labour market]. Sotsiologiia nauki i tekhnologii - Sociology of science and technology, 2013, no. 4, pp. 77-90.
2. Zemnukhova L.V. Formirovanie professional 'noi obshchnosti rabotnikov sfery informatsionnykh tekhnologii (na primere Sankt-Peterburga) : avtoref dis. ... kand. sotsiol. nauk [The formation of a professional community of workers in the sphere of information technologies (on the example of St. Petersburg). Abstract of candidate of sociology sci. diss.]. St. Petersburg, 2013. 20 p.
3. Kozlova L.A. Kar'erno-professional'nye modeli sovremennykh pokolenii rossiiskikh sotsiologov v istoricheskoi dinamike [Career-professional model of modern generations of Russian sociologists in the
historical dynamics]. Available at: http://cdclv.unlv. edu/archives/articles/kozlova_inst.pdf (accessed 08.04.2016).
4. Vatoropin A.S., Startseva N.N. Ivent-menedzhery: kharakteristika i praktika vkhozhdeniia v professional'noe pole [Event managers: characteristics and practice of entering a professional field]. Diskussiia - Discussion, 2015, no. 3 (55), pp. 71-78.
5. Semina M.V. Metod interv'iu v sotsiologii i marketinge: Ucheb. Posobie [Interview method in sociology and marketing: Textbook]. Moscow, KDU Publ., 2010. 308 p.
6. Komp'iutery SSSR [The computers of the USSR]. Available at: http://chernykh.net/content/ view/1006/1089/ (accessed 08.04.2016).