3) максимальная стоимость урана составляет 0,74 цента на кВт (в ценах 2008 г.);
4) минимальный срок эксплуатации АЭС - 33 года;
5) минимальный коэффициент эксплуатации - 28%;
6) минимальный уровень загрузки станции должен составлять 90%;
7) минимальный уровень выработки электроэнергии должен достигать 4,4 млрд. кВт/ч;
8) максимальная процентная ставка - 13,3% в год;
9) минимальная мощность одной АЭС должна быть 905 МВт;
10) на атомную энергию должно приходиться не менее 4% всей выработанной электроэнергии в стране (с. 16).
В заключение можно сказать, что «развитие атомной энергетики в Египте является возможным и необходимым с экономической точки зрения» (с. 17).
А.Ю. Шарова
2010.04.013. БАРОН К. ВОДА В АФРИКЕ: НАЛИЧИЕ И ДОСТУПНОСТЬ.
BARON C. L'eau en Afrique: disponbilité et accés // Futuribles. - P., 2010. - N 359. - P. 33-56.
За последние 50 лет мировое потребление пресной воды утроилось, в мире 900 млн. человек страдают от нехватки пресной воды, 340 млн. из них живут в Тропической Африке (с. 33). Автор (Лаборатория преподавания и исследований экономики, политики и социальных систем, Университет Тулузы, Франция) рассматривает проблемы водоснабжения в Западной Африке.
Международный комитет использования мировых запасов воды (МКИМЗВ) и Водная коалиция (ВК) стремятся к созданию международных институтов с четкими юридическими полномочиями. По оценкам ООН в первые десятилетия XXI в. 700 млн. человек станут вынужденными мигрантами именно из-за нехватки пресной воды. В мире, согласно данным ООН, орошаемые площади составляют не более 20%, при этом они дают 40% продовольствия, 25% из них сосредоточены в развитых странах, населению которых не грозит массовый голод. В 2004 г. потребителями продовольствия, выращенного на поливных землях, являлись 83% мирового населения, а в 1990 г. - 77% (с. 46). В настоящее время расхо-
ды международных гуманитарных проектов, направленных на развитие систем водоснабжения, постоянно уменьшаются и составляют около 5% всей помощи, оказываемой Африке.
Анализируя ситуацию с водоснабжением в Западной Африке, автор подчеркивает, что «об африканском единстве не идет речи, вода рассматривается как выгодный товар и только затем как важный ресурс выживания общин» (с. 34). Происходит обезвоживание крупных земледельческих участков, избыточное использование почвенных вод, пересыхание рек, размывание плодородного слоя и образование солончаков. Основными водными ресурсами региона являются воды рек Нигера, Сенегала, Гамбии и Вольты, а также озера Чад.
Только два западноафриканских государства - Буркина-Фасо и Острова Зелёного Мыса (Кабо-Верде) - испытывают, согласно мировым стандартам, жесткую нехватку воды. В этом отношении Западная Африка благополучнее Магриба и Ближнего Востока. Территория Западной Африки неравномерно обеспечена пресной водой, обеспеченность водными ресурсами может быть различной и внутри отдельных стран. Например, Буркина-Фасо включает в себя как прилегающие к Сахаре засушливые территории, так и юго-западные территории, обладающие богатыми водными запасами. Гвинею называют «водокачкой региона» (с. 36), поскольку именно здесь находятся истоки Нигера, Сенегала и Гамбии. На территории страны находятся более 200 рек, что позволяет заниматься экстенсивным земледелием, а также осуществлять крупные по африканским меркам гидроэнергетические проекты.
Исследователи отмечают уменьшение стока рек в Западной Африке и негативное влияние этого процесса на сельское хозяйство. Объем вод Нигера в 1971-1989 гг. уменьшился на 30%, Сенегала и Гамбии - почти на 60%, растет использование вод этих рек как для сельскохозяйственных нужд, так и для других потребностей домохозяйств (с. 38).
В Нигере дефицит пресной воды в 2005 г. составлял 14%, к 2025 г. ожидается его удвоение. В стране 14 тыс. га орошаемых земель, в первую очередь в долине Нигера. 64% ирригационных сооружений находятся в коллективном пользовании членов сельскохозяйственных кооперативов. В 1960-1980 гг. государство являлось основным инициатором и заказчиком строительства ороси-
тельных систем, осуществлялись значительные вложения в расширение систем орошения. После уменьшения участия государства в ирригации происходит переход сооружений к множеству крупных и малых собственников, эксплуатирующих их без соблюдения технических норм, предпочитающих распределять воду на малые участки, где требуется ее большой объем - например, для выращивания риса.
На территории Буркина-Фасо использование поливных земель осложняется сложной иерархической системой подчинённости местных общин, старшинства в использовании местной земли и юридического бесправия женщин, которые в основном и занимаются поливным земледелием.
В 2002 г. доля городского населения Буркина-Фасо составляла 17%, при этом обеспеченность водой городских домохозяйств -82%, в то время как только 44% сельских домохозяйств не испытывали трудностей в обеспечении водой. В Нигере в городах проживало 22% населения, водой были обеспечены 35% городских домо-хозяйств и 36% сельских. В Сенегале и Кот-Д'Ивуаре урбанизация составляла 49% и 44% соответственно, обеспеченность водой городских жителей - 71% и 65% соответственно, при этом только 11% и 9% сельских домохозяйств соответственно не испытывали проблем с водой.
Выходом для малых и средних сельскохозяйственных общин является программа внедрения Малых простых систем водоснабжения (МПСВ) и ручных насосов. МПСВ предоставляются в кредит, выдаваемый государственным банком, и являются коллективной собственностью членов общины или даже больших зажиточных семей. Ручные насосы различной конструкции или насосы, работающие на солнечных батареях, рассчитаны на обеспечение водой не более 250 человек. Эти простые и относительно доступные системы доставки воды чаще всего не снабжаются фильтрами для очистки воды от взвесей и ее обеззараживания.
В Буркина-Фасо, Нигере, Бенине, Сенегале и других странах Западной Африки были созданы Организации потребителей воды (ОПВ). В рамках деятельности ОПВ создаются местные консультативные советы, предоставляющие представителям общин информацию о рациональном использовании водных ресурсов, проводятся демонстрации работы МПСВ и уточняются условия получения и выплаты кредитов на их приобретение.
Приватизация систем водоснабжения привела к появлению в Западной Африке крупных частных компаний, занимающихся доставкой воды: «Вивенди Вотэ», «Суэц Энвайронмент» и «Саур». Все они работают по различным видам контрактов как с государственными, так и частными потребителями и имеют различные результаты работы. В 2001 г. в Уагадугу и Конакри, а в 2005 г. в Бамако вернулись к государственному регулированию водоснабжения, что также имело различные результаты. Повышение цен на воду часто вызывает открытое возмущение граждан, так, в Мали в начале 2000-х годов возникали на этой почве массовые беспорядки. Проводятся «многочисленные агитационные мероприятия с призывами к укрупнению фирм, занимающихся водоснабжением, для рационализации их деятельности» (с. 53). Отдельно автор отмечает деятельность Французского агентства развития (ФАР), предоставившего в г. Уагадугу крупные кредиты Государственному комитету водоснабжения и санитарии (ГКВС) на развитие водопровода в трущобах.
Отсутствие координации между государственными организациями и множеством малых водопроводных компаний и недостаточный уровень осведомленности граждан о возможностях улучшения водопотребления являются главными проблемами водоснабжения в Западной Африке. Отсутствие социально направленной государственной политики в области водоснабжения может привести к экономическим проблемам и «крупным социальным взрывам в странах Западной Африки» (с. 55).
В.С. Олишевко
ВЛАСТЬ
2010.04.014. РОТБЕРГ Р. УПРАВЛЕНИЕ И ЛИДЕРСТВО В АФРИКЕ: ИЗМЕРЕНИЕ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. ROTBERG R.I. Governance and leadership in Africa: Measures, methods and results // J. of intern. affairs. - N.Y., 2009. - Vol. 62, N 2. -P. 113-126.
В Школе управления имени Кеннеди в Гарвардском университете (г. Кембридж, штат Массачусетс, США) коллектив исследователей, возглавляемый Р. Ротбергом, разработал индекс управления в 48 странах Африки южнее Сахары, основанный на 57 показа-