высшего образования. В новой системе отсутствует академическая свобода. Академическая рабочая сила не несет ответственности за студентов, а их контакты со студентами становятся все более ограниченными. Система преподавания начинает напоминать латиноамериканскую, когда профессор приезжает прочитать в университет одну-две лекции и не ведет научной и иной педагогической деятельности.
В США в университетах сформировалась двухуровневая система академических кадров, в которой наряду с небольшой группой перегруженных и несущих ответственность за учебный процесс преподавателей работающих в штате, существует армия почасовиков, не связанных с вузом ничем, кроме краткосрочного контракта. Подобная система, считают авторы, подрывает сложившуюся систему обучения студентов, работу преподавательских коллективов и наносит ущерб национальной системе научных исследований и разработок.
Декларируемые цели развития и усиления позиций общедоступного высшего образования не будут достигнуты без признания факта ухудшения условий найма и оплаты труда в американских университетах, несмотря на дополнительные финансовые ассигнования и пожертвования.
И.Г. Животовская
2010.03.059. ХЕРР Дж.Л. ПОЧЕМУ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЕ МАТЕРИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ?
HERR J.L. Why do highly educated mothers opt out of the labour force? -Mode of access: http://www.voxeu.org/index.php?q=node/3369
Вопрос о том, почему после рождения детей высокообразованные женщины предпочитают отказаться от трудовой деятельности, неоднократно анализировался различными специалистами, указывает исследовательница из США. Во многих работах высказывается точка зрения (в открытой или завуалированной форме), согласно которой такие женщины разбазаривают деньги общества, вложенные в их образование. Некоторые эксперты придерживаются другого взгляда: высокообразованных женщин «выталкивают» с рабочих мест, освобождая их для мужчин, чьи жены сидят дома.
По данным переписи населения США 2000 г., доля высокообразованных женщин в рабочей силе сильно варьирует в разных
профессиональных сферах. Например, среди женщин, имеющих медицинский диплом, после рождения детей продолжают работать 91%, среди женщин-юристов - 80, а среди женщин-менеджеров -78%. Примерно такие пропорции характерны для женщин, получивших образование в Гарвардском университете. В связи с этим встает вопрос: возможно, при обучении в медицинском вузе женщины приобретают какие-то дополнительные знания, которые позволяют им лучше совмещать работу и семью после рождения детей?
По-видимому, профессиональный выбор в дальнейшем определяет решение женщин в отношении трудовой деятельности после рождения детей. Женщина, которая решила стать врачом, может сильно отличаться от женщины, которая предпочла профессию менеджера, и это различие переплетается с факторами, влияющими на решение о выходе на работу после рождения детей. Так, на решение замужней женщины отчасти будет влиять такой фактор, как размер заработка ее мужа. Определенную роль при принятии решения о выходе на работу могут также играть не поддающиеся наблюдению факторы, такие как ценность профессиональной идентификации женщин или их склонность проводить время дома с детьми. Конечно, нет способа оценить различия в этой склонности у женщин-врачей и женщин-юристов. Тем не менее поскольку обучение в медицинском вузе сопряжено с более высокими расходами, чем в юридическом, а возместить эти расходы можно только продолжая работу после рождения детей, то можно предположить, что существует определенная модель поведения у тех, кто выбирает медицинское и кто юридическое образование.
Автор задается вопросом: что отражают различия в решении об участии в трудовой деятельности - различия в типах женщин, выбирающих определенную профессию, или в обстановке на рабочем месте, где женщины работали? Если это первый фактор, то модели поведения, обнаруженные при переписи населения, могут свидетельствовать о постоянных различиях в склонности к уклонению от трудовой деятельности после рождения детей.
Чтобы выяснить причину, были проведены исследования трудовой деятельности женщин - выпускниц Гарвардского колледжа 1988-1991 гг. Преимущества выбора этой группы женщин состоят в том, что о них имеется обширная информация, в том чис-
ле об обучении каждой женщины в школе и колледже, об их послевузовском образовании, месте работы, семейном положении, образовании мужа и месте его работы и т.д. Как показал анализ всех этих данных, через 15 лет после окончания Гарвардского колледжа, когда женщины достигли возраста примерно 37 лет, среди женщин с дипломами о высшем профессиональном образовании (graduate degree) самая высокая доля работающих женщин отмечалась у тех, кто имел диплом о медицинском образовании, - 94%. Среди женщин с дипломами МБА таких было 72%, с дипломами доктора наук (PhD) - 86, с юридическим образованием - 79%. Среди женщин, не прошедших обучение по программам МБА, продолжали трудиться 74%, а среди тех, кто вообще не получил диплом о высшем образовании, - 69%. Эти цифры очень близки тем, которые были получены на основе данных переписи населения.
При изучении вопроса о том, насколько такие различия связаны с очевидными обстоятельствами - численность и возраст детей, зарплата мужа, потенциальная зарплата жены и т.д., - было установлено, что они определенным образом влияют на решение женщин о трудовой деятельности, но не объясняют существенные различия в склонности женщин, выбравших разные специальности, к отказу от работы.
Наивысшая вероятность выхода на работу после рождения детей - у женщин с медицинским образованием, наименьшая - у женщин с дипломами МБА. Женщины с докторской степенью и женщины-юристы занимают промежуточное положение.
По мнению автора, устойчивость выявленных различий объясняется другим обстоятельством, в частности отношение к семье и детям в конкретной сфере деятельности. Для исследования этой гипотезы было проанализировано поведение женщин через 10 и 15 лет после окончания Гарвардского колледжа; при этом особое внимание уделялось тем женщинам, у которых первый ребенок родился в первые пять лет после окончания колледжа. Степень доброжелательности окружения на месте работы женщин оценивалась по косвенным факторам, исходя из того, где именно трудились женщины (частный или государственный сектор, семейная фирма), или исходя из отработанных часов - при оценке поведения женщин с медицинским образованием. В идеале надо было учитывать и другие факторы, например, изменения в семейной трудовой страте-
2010.03.060-062
гии (т.е. возможность перехода на работу с неполным рабочим днем, но без ухудшения карьерного продвижения) и структурные характеристики самой работы (т.е. то, насколько легко можно заменить одного работника на другого). Однако напрямую «измерить» эти факторы не удалось.
Тем не менее было установлено: у женщины, которая работает в доброжелательном к семье окружении, вероятность того, что она продолжит трудовую деятельность после рождения ребенка, на 10% выше, чем у женщины, работающей там, где рождение детей не приветствуется. В таком случае у женщины есть единственная возможность - поменять место работы. Анализ ситуации, когда женщины до рождения детей работают в «стандартном» окружении (где дети не приветствуются), позволил выявить интересные детали: у женщин с юридическим образованием равные вероятности смены работы и отказа от трудовой деятельности; у женщин с дипломом МБА вероятность отказа от продолжения работы вдвое выше, чем вероятность перехода на другую работу. Иными словами, если женщина выбирает юридическую специальность, у нее больше шансов для труда в доброжелательном к семье окружении, чем у женщины, выбравшей программы МБА.
Таким образом, отношение к семье и детям на месте работы женщин может привести к их «исключению» из экономически активной жизни. Особенно это касается женщин с дипломами МБА и в наименьшей степени женщин с медицинским образованием. Отсюда делается вывод, что для расширения участия женщин в трудовой деятельности необходимо внести изменения в семейную политику и социальные нормы так, чтобы равенство высокообразованных женщин и мужчин стало реальностью.
Г.В. Семеко
2010.03.060-062. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ В США. (Сводный реферат).
1. Median dollar amount of gifts over $1 million unchanged since 2000. -Mode of access: http://www.ccsfundraising.com/About-Philanthropy/ Research.
2. States seeking to protect donor privacy as anonymous gifts increase. -Mode of access: http://www.afpnet.org/Audiences/PublicPolicyIssue Detail.cfm?ItemNumber=2292