2010.03.058. АЛЬТБАХ Ф., ФИНКЕЛЬШТЕЙН М.Дж.
УХУДШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЗАНЯТОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В США.
ALTBACH Ph., FINKELSTEIN M.J. The crisis of the American academic workforce // Internat. higher education. - Boston, 2008. -N 52. - P. 9-10.
Ф. Альтбах, директор Центра исследований проблем высшего образования Бостонского колледжа (the Center for International higher education at Boston College), и М.Дж. Финкельштейн, профессор Университета Сетон Холл (Seton Hall University) штата Нью-Джерси (США), отмечают, что в последние годы многие губернаторы штатов высказывают намерение развивать систему общедоступного высшего образования, которое вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности экономики и является ключевым фактором развития экономики, основанной на знаниях. В целом рост финансовых вливаний в государственное высшее образование в 2008 г. составил 7,5%, достигнув рекордного уровня за последние десять лет (с. 9). Однако успех учреждения по подготовке кадров и научным исследованиям, призванным стимулировать развитие экономики знаний и устойчивое развитие экономики в целом, зависит от состояния рынка академической рабочей силы и условий ее занятости.
Сегодня всеми признается тот факт, что профессия преподавателя и исследователя в вузе находится в критическом состоянии. Отчасти это демографическая проблема. Средний возраст профессорско-преподавательского состава вузов США превышает 50 лет, и примерно каждый пятый - старше 60 лет. Многие дисциплины, и особенно естественнонаучные и технические, страдают от недостатка притока в аспирантуры выпускников вузов, готовых защищать диссертации, или молодых докторов, стремящихся занять места уходящих на пенсию преподавателей, или дополнительные места, если они создаются.
Еще одна важная проблема - оплата труда в американских вузах уступает по размеру оплате аналогичного труда в неакадемической сфере. И хотя «лучшие и самые умные» остаются в вузах не только из-за заработной платы, тем не менее вознаграждение за их труд должно обеспечивать им достойный уровень жизни - не ниже уровня среднего класса. Сегодня средняя заработная плата профес-
суры в государственных университетах, где обучается 80% американских студентов, составляет менее 70 тыс. долл. в год, что часто ниже оплаты труда начинающей медсестры (с. 9). В то же время ведущие престижные частные университеты активно повышают заработную плату своим преподавателям и профессорам, в результате чего лучшие университеты штатов скоро не смогут конкурировать с ними за квалифицированную академическую рабочую силу.
Многие эксперты высказывают опасения относительно привлекательности научно-преподавательской карьеры в будущем. Уже сегодня наметились такие тенденции, как сокращение числа желающих поступать в аспирантуру, высокий уровень отсева среди докторантов и удлинение сроков обучения. Все это ведет к увеличению нагрузок на работающих в высшей школе и снижению эффективности и качества их труда.
Однако главная причина ухудшения условий занятости в академической сфере, по мнению авторов, кроется в переходе к новой системе трудовых контрактов. Традиционная система предусматривала зачисление начинающего преподавателя в штат на полную ставку с перспективой при наличии положительных результатов карьерного роста и пожизненной работы. Низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов компенсировался гарантированным продвижением по карьерной лестнице. Такая система долгие годы обеспечивала молодым ученым и преподавателям стабильный карьерный рост после многолетней напряженной учебы.
Тем не менее начиная с 1990-х годов менее половины профессоров и преподавателей американских вузов работают на основе постоянных контрактов. Большая часть устраивается на работу на основе годовых или краткосрочных контрактов. По данным Национального центра статистики образования, доля таких преподавателей в стране в 2005 г. составляла 57% (с. 10). Сегодня большая часть молодых преподавателей вынуждены работать почасовиками, не имея при этом никаких гарантий занятости или дополнительного вознаграждения. И хотя вузы находятся в разном положении, но эта ситуация характерна для всех. Как считают авторы, она имеет крайне глубокие и в целом неизученные последствия для будущего высшей школы США. Прежде всего большая часть преподавателей не участвует в коллегиальном управлении делами университетов, что всегда было характерной чертой американского
высшего образования. В новой системе отсутствует академическая свобода. Академическая рабочая сила не несет ответственности за студентов, а их контакты со студентами становятся все более ограниченными. Система преподавания начинает напоминать латиноамериканскую, когда профессор приезжает прочитать в университет одну-две лекции и не ведет научной и иной педагогической деятельности.
В США в университетах сформировалась двухуровневая система академических кадров, в которой наряду с небольшой группой перегруженных и несущих ответственность за учебный процесс преподавателей работающих в штате, существует армия почасовиков, не связанных с вузом ничем, кроме краткосрочного контракта. Подобная система, считают авторы, подрывает сложившуюся систему обучения студентов, работу преподавательских коллективов и наносит ущерб национальной системе научных исследований и разработок.
Декларируемые цели развития и усиления позиций общедоступного высшего образования не будут достигнуты без признания факта ухудшения условий найма и оплаты труда в американских университетах, несмотря на дополнительные финансовые ассигнования и пожертвования.
И.Г. Животовская
2010.03.059. ХЕРР Дж.Л. ПОЧЕМУ ВЫСОКООБРАЗОВАННЫЕ МАТЕРИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ РАБОТАТЬ?
HERR J.L. Why do highly educated mothers opt out of the labour force? -Mode of access: http://www.voxeu.org/index.php?q=node/3369
Вопрос о том, почему после рождения детей высокообразованные женщины предпочитают отказаться от трудовой деятельности, неоднократно анализировался различными специалистами, указывает исследовательница из США. Во многих работах высказывается точка зрения (в открытой или завуалированной форме), согласно которой такие женщины разбазаривают деньги общества, вложенные в их образование. Некоторые эксперты придерживаются другого взгляда: высокообразованных женщин «выталкивают» с рабочих мест, освобождая их для мужчин, чьи жены сидят дома.
По данным переписи населения США 2000 г., доля высокообразованных женщин в рабочей силе сильно варьирует в разных