2010.03.030. МАНСУРЯН Х. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИДЕРЫ И ОППОЗИЦИЯ В ИРАНЕ.
MANSOURIAN H. Iran: religious leaders and opposition movements // J. of intern. affairs. - N.Y., 2007.- Vol. 61.- P. 219-247.
Автор (американский историк иранского происхождения) анализирует процесс трансформации шиитского духовенства из оппозиции шахской власти в саму власть. При этом особое внимание уделяется ключевым политическим событиям в новейшей истории Ирана.
Под движениями оппозиции в Иране в XX в. подразумеваются Конституционная революция 1906-1911 гг., кампания за национализацию нефти в начале 1950-х годов и исламская революция 1979 г. Все три этих движения стали основной причиной ослабления монархической власти в Иране. Х. Мансуриан делает акцент на социальную составляющую этих выступлений. Власть в оппозиционных движениях была разделена между тремя значимыми социальными группами: шиитским духовенством (улемами); торговцами на базарах (базари); интеллигенцией (с. 221)
При этом религиозные лидеры, как правило, играли более важную и эффективную роль, нежели другие социальные группы, так как обладали способностью привлечь на свою сторону и мобилизовать большие группы населения. Именно поэтому улемы оказали решающее воздействие на главные политические процессы в Иране в XX в. Их значимая позиция объясняется целой совокупностью факторов, главные из которых - финансовая независимость, широкие и надежные возможности коммуникации с народом и непоколебимый авторитет у толпы. Однако постреволюционная трансформация шиитского духовенства из оппозиции в правящий политический класс подразумевала отказ от этих традиционных источников власти, что привело к снижению его влияния среди населения (с. 230).
На политической сцене Ирана шиитское духовенство появляется во времена правления династии Сефевидов1, которые сумели объединить Иран в единое государство спустя несколько столетий
1 В начале XVI в. имамитский шиизм в Иране стал государственным исповеданием. (Прим. И.З, со ссылкой на: И.П. Петрушевский. Ислам в Иране в VII-XV веках. - СПб., 2007. - С. 395.)
раздробленности. Шиизм противопоставлялся суннитской Османской империи и остальному Среднему Востоку, большинство населявших народов которого исповедовали ислам суннитского толка. Таким образом, шиизм в Иране рассматривался как фактор, обусловливающий «независимое политическое существование Иранской земли» (с. 224) Тогда же были созданы и важные религиозные политические институты в Иране: сеть медресе, и, что еще более важно, система сбора религиозных налогов (хомс). Эта структура позволяла утвердить ислам шиитского толка в качестве доминирующей в Иране религии на столетия. Впоследствии, особенно в XIX и XX вв., эта независимость улама позволила им встать в оппозицию правящему режиму. Стоит отметить, что политико-религиозная система, созданная шиитским духовенством, подразумевала жесткую иерархию: во главе стоял аятолла, на местах же по всей стране им назначались младшие религиозные саны. Эта своеобразная сеть способствовала более быстрому и легкому распространению религиозных и политических взглядов шиитского духовенства среди народа в Иране.
Со временем образовался политический союз улама как блюстителей религиозных порядков и базари, основных плательщиков религиозных налогов. Впервые этот союз продемонстрировал свою политическую дееспособность в ходе «Табачного бунта» 1880— 1892 гг., совместными усилиями базари и улемы смогли противостоять английской концессии в Иране.
Вслед за объединением с базари по ряду политических вопросов и проверки на прочность этого союза улемы в начале ХХ в. смогли установить тесные связи и с интеллигенцией. Проникшись западными концепциями, иранская интеллигенция была убеждена, что человеческий прогресс не только возможен, но и легко достижим, если будут разрушены три звена одной цепи: «шахская деспотия, клерикальный догматизм и иностранный империализм» (с. 237)1. Духовенство, заинтересованное в ограничении властных полномочий шаха, пришло к выводу, что разделяет с интеллигенцией общую цель. (с.244) Это сближение взглядов двух, казалось бы, разных политических групп с несхожими концепциями - тео-
1 Abrahamian Е. Iran between two revolutions. - Princeton, N.J.: Princeton univ. press, 1983. - P. 50.
кратической и секулярной - позволило интеллигенции и улемам создать мощную политическую силу.
Шиитское духовенство, заручившись поддержкой как базари, так и интеллигенции, сумело возглавить антишахскую оппозицию и в конечном счете сыграло решающую роль в свержении монархии в Иране.
Исламская революция 1979 г. в Иране, в результате которой к власти в стране пришло шиитское духовенство, разрушила линию политических взаимоотношений, сложившихся между улемами, базари и интеллигенцией еще во второй половине XIX в. Произошла переформулировка основного политического курса в соответствии с интересами шиитского духовенства, которое теперь делало все, чтобы подавить оппозицию новую, будь то базари или интеллигенция. И те, и другие теперь продолжали оставаться зависимыми от улемов, но уже в другом качестве - в качестве налогоплательщиков, но и вынужденных сторонников новой политико-религиозной риторики. Изменилась и суть воздействия улемов на народ: вместо возлагавшихся широких функций на представителей шиитского духовенства на местах, подчинявшихся аятолле, которые были обязаны вести пропаганду, новым способом воздействия на умы широких масс становятся средства массовой информации, целиком и полностью подчиненные новой идеологии. Безусловно, эти процессы способствовали постепенному образованию пропасти между религиозными кругами и народом, между властью и подчиненными.
И.Ю. Захаров
2010.03.031. ВИГАНД К. ПРЕВРАЩЕНИЕ
ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ХИЗБАЛЛАХ» В ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ.
WIEGAND К. Reformation of a terrorist group: Hezbollah as a Lebanese political party // Studies in conflict and terrorism. - Philadelphia, 2009. - Vol. 32, N 8. - P. 668-680.
Криста Виганд (Университет Южной Джорджии Стейтсборо, США) отмечает, что со дня своего основания в начале 1980-х годов «Хизбаллах» претерпела многочисленные трансформации: от народного ополчения, террористической группы, организации исламского сопротивления до политической партии. «Хизбаллах» всегда