Научная статья на тему '2010. 03. 010. Кляйн М. , Каменев Д. Кризис ВТО. Klein M. , Kamenev D. die WTO in der Krise // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 8. - S. 534-539'

2010. 03. 010. Кляйн М. , Каменев Д. Кризис ВТО. Klein M. , Kamenev D. die WTO in der Krise // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 8. - S. 534-539 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 010. Кляйн М. , Каменев Д. Кризис ВТО. Klein M. , Kamenev D. die WTO in der Krise // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, n 8. - S. 534-539»

На международном уровне следует создать «новую Бреттон-Вудсскую систему», которая будет характеризоваться следующими основными чертами. Во-первых, формирование многополярного мира, который не допустит создания единой резервной валюты взамен доллара. В рамках этого мира будут созданы пять-семь региональных зон, каждая со своей региональной резервной валютой. Координацию взаимоотношений между зонами должен осуществлять МВФ. Во-вторых, завершение десятилетия дерегулирования финансовой сферы, которое привело к нынешнему кризису. В-третьих, переход к новому международному валютно-финансовому порядку, в рамках которого будут изменены функции МВФ. Главной функцией МВФ станет согласование политики центральных банков в области эмиссии ликвидности. Прежде всего следует пересмотреть распределение голосов в МВФ между странами в соответствии с их долей в мировом ВВП и населении. Исполнительная дирекция фонда должна включать представителей США, зоны евро, Китая, Индии, России и по одному представителю стран Ближнего Востока и Латинской Америки. Дирекция будет управлять распределением кратко- и среднесрочных средств через «центральную кассу», которая будет оперировать с долларами, евро и китайскими юанями.

Л.А. Зубченко

2010.03.010. КЛЯЙН М., КАМЕНЕВ Д. КРИЗИС ВТО.

KLEIN M., KAMENEV D. Die WTO in der Krise // Wirtschaftsdienst. -

Hamburg, 2009. - Jg. 89, N 8. - S. 534-539.

Всемирная торговая организация (ВТО), считают сотрудники Университета Мартина Лютера (Германия), с одной стороны, вносит вклад в преодоление глобального кризиса, а с другой - сама находится в состоянии кризиса, что является результатом глубокого кризиса мировой экономики. Выигравшей стороной в условиях кризиса оказался МВФ, которому еще несколько лет назад отказывали в праве на существование, но финансовые средства которого сегодня увеличились более чем в три раза. Вместе с тем к проигравшим можно отнести ВТО, поскольку вопросы мировой торговой политики все чаще решаются в двустороннем порядке, а ВТО выступает в роли наблюдателя. С большим трудом выработанные

стандарты мирового торгового порядка по свободному справедливому доступу к рынкам подвергаются критике.

Кризис начался в промышленно развитых странах (ПРС) с наиболее развитыми финансовыми рынками, а позже затронул развивающиеся страны (РС), в основном из-за снижения притока финансовых ресурсов: если до 2007 г. среднегодовые вливания капиталов в РС постоянно увеличивались, то в 2008-2009 гг. поступления резко снизились. За этим последовал обвал мировой торговли. Финансовый кризис значительно обострил нехватку ликвидности в РС и привел к сокращению торговли между Севером и Югом. Не случайно лондонский саммит «группы 20» (G20) в апреле 2009 г. одобрил расширение финансовой помощи и предоставление гибких кредитов (flexible credit line, FCL), свободных от ограничительных условий.

В настоящее время мировая торговля переживает самый сильный спад со времен окончания Второй мировой войны: только за два последних квартала 2008 г. потеряна половина прироста мировой торговли с 2004 г. Экспорт ФРГ сократился с апреля 2008 г. до апреля 2009 г. на 29% (с. 535).

Сможет ли ВТО восстановить свою роль по примеру МВФ? По мнению авторов, с падением мировой торговли ВТО теряет свое значение. При этом важные для ВТО решения не были приняты. В отличие от МВФ и МБРР, ВТО не является финансовой организацией. В ее компетенцию входит определение правил игры в мировой торговле на основе таких принципов, как недискриминация, независимость, взаимность, обязательства, прозрачность, предусмотрительность. Эти принципы являются результатом «молчаливого согласия» между странами-членами. По неписаному закону в работу ВТО повседневно активно вмешиваются страны-члены, которые устанавливают повестку дня и принимают решения, разрабатываемые секретариатом ВТО. У ВТО как организации отсутствуют властные полномочия по отношению к своим странам-членам.

Вместо того чтобы озаботиться решением серьезных проблем, ВТО погрязла в мелочах. Примером может служить спор о классификации перуанских сардин, который третейский суд ВТО решил в пользу Перу. С тех пор перуанские сардины могут ввозиться в ЕС под ярлыком «продукт типа сардин». Хотя подобные

споры иногда имеют юмористический оттенок, по сути речь идет о жестокой борьбе, ведущейся в рамках ВТО.

Другим примером может служить таможенная политика ВТО. Мощные международные торговые организации, формально придерживаясь прежних договоренностей, на самом деле давно их обходят. Двусторонние переговоры нацелены на достижение лучшего доступа к рынкам важнейших экономических партнеров. При этом наряду с тарифными используются и нетарифные барьеры. В результате многосторонние переговоры на уровне ВТО игнорируются.

Касаясь путей выхода из кризиса, авторы пишут, что не нужно изобретать новую ВТО, а достаточно добавить всего несколько, но принципиальных положений. Эти положения должны опираться на два главных принципа: 1) ВТО должна обладать устойчивостью по отношению к кризису; 2) в своей работе ВТО должна обращаться к ключевым областям международных торговых отношений.

Окончательные выводы по рассматриваемому вопросу, отмечают авторы в заключение, могут быть сделаны только в ходе политических дебатов заинтересованных сторон. Но даже сейчас можно сделать три вывода.

- ВТО должна усилить сотрудничество с МВФ и МБРР, поскольку только вместе с ними она может сохранить свое значение. Сотрудничество должно распространяться на финансовые сферы стран-членов. Для этого ВТО должна абстрагироваться от юридических мелочей и снова заняться серьезными экономическими проблемами.

- Страны - члены ВТО должны в их собственных интересах предоставлять ВТО большую свободу принятия самостоятельных решений. Нужно также подумать и о расширении возможностей для официальных действий ВТО, что потребует усиления роли секретариата ВТО и уменьшения роли отдельных стран-членов.

- ВТО должна ставить перед собой более высокие цели, а страны-члены их предлагать. Особенно серьезной темой будущих торговых отношений является анализ вопросов конкуренции в мировой торговле. И в этой области ВТО могла бы решать задачи, которые не входят в компетенцию МВФ и МБРР.

Ослабление роли ВТО может на десятилетия затормозить прогресс мировой торговли. Но для усиления роли ВТО необходимо не только формальное завершение Доха-раунда, но и новые

идеи и готовность стран-членов мыслить более широко, руководствуясь не только национальными интересами.

В.И. Шабаева

2010.03.011. БЕЛКЕ А., БУРГЕР Т., САЙДЕЛЬ С.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ.

BELKE A., BURGER T., SEIDEL S. Dienstleistungshandel: Ökonomische effekte der Liberalisierung // Wirtschafts dienst. - Hamburg, 2009. - Jg. 89, N 8. - S. 540-547.

Авторы пытаются ответить на вопрос, почему потенциал либерализации международной торговли остается невостребованным, почему нет прогресса на переговорах по соглашению об услугах в рамках ВТО. Либерализация международной торговли товарами и услугами в экономически трудные времена, как правило, не находится в центре внимания правительств, поскольку на первый план выдвигаются протекционистские действия по защите собственного рынка и рабочих мест. Нынешний кризис не является исключением, хотя на встрече «группы 20» (G20) в ноябре 2008 г. подчеркивалась важность свободной торговли и успешного завершения Доха-раунда переговоров в рамках ВТО. Однако в настоящее время на политической арене преобладают другие мероприятия по спасению экономики и предприятий.

Переговоры по либерализации торговли услугами являются составной частью переговоров Доха-раунда, которые практически не достигли прогресса и потому до их успешного завершения пока далеко. Хотя либерализация торговли услугами, по мнению экспертов, может положительно воздействовать на благосостояние многих стран, переговоры не продвигаются. Многие страны - члены ВТО пытаются преодолеть застой в переговорах, заключая двусторонние или региональные соглашения.

В настоящее время услуги являются важной частью экономик многих стран. Быстрый рост сектора услуг вносит гораздо больший вклад в мировой экономический рост, в глобальное создание стоимости и новых рабочих мест, чем любой другой сектор экономики. Без сектора услуг, особенно без эффективных финансовых, страховых и транспортных систем, ни одна страна не может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.