Научная статья на тему '2010. 01. 024. Кернен А. , вулие Б. Китайские мелкие торговцы и предприниматели в Мали и Сенегале. Kernen A. , vulliet B. petits commercants et entrepreneurs chinois au Mali et au Senegal // Afrique contemporaine. - p. , 2008. - n 4. - p. 69-94'

2010. 01. 024. Кернен А. , вулие Б. Китайские мелкие торговцы и предприниматели в Мали и Сенегале. Kernen A. , vulliet B. petits commercants et entrepreneurs chinois au Mali et au Senegal // Afrique contemporaine. - p. , 2008. - n 4. - p. 69-94 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙЦЫ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ КНР В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Олишевко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 024. Кернен А. , вулие Б. Китайские мелкие торговцы и предприниматели в Мали и Сенегале. Kernen A. , vulliet B. petits commercants et entrepreneurs chinois au Mali et au Senegal // Afrique contemporaine. - p. , 2008. - n 4. - p. 69-94»

2010.01.024

- 69

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2010.01.024. КЕРНЕН А., ВУЛИЕ Б. КИТАЙСКИЕ МЕЛКИЕ ТОРГОВЦЫ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ В МАЛИ И СЕНЕГАЛЕ. KERNEN A., VULLIET B. Petits commercants et entrepreneurs chinois au Mali et au Senegal // Afrique contemporaine. - P., 2008. - N 4. -P.69-94.

По мнению авторов (Институт политических исследований, Париж), Китай за последние несколько лет превратился в «африканскую державу» (с. 69). Помимо крупных компаний, активно борющихся с ТНК Запада за ресурсы Африки, большую роль играют и «множество средних и мелких предпринимателей, действующих как с государственной китайской поддержкой, так и почти без нее» (с. 69). Авторы рассматривают положение китайских предпринимателей в африканских странах на примере Мали и Сенегала, где «не китайские нефтяные компании создают благоприятные условия для китайского импорта, а большое число малых экономических китайских игроков в сфере торговли и услуг» (с. 71).

По разным оценкам, в Африке от 130 тыс. до 750 тыс. китайцев. Национальный союз коммерсантов и производителей Сенегала (НСКПС) предоставляет фантастические, по мнению авторов, цифры в 5-10 тыс. китайских предпринимателей, работающих на его территории. Согласно данным китайского посольства, 50-60% членов китайской общины г. Дакара занимаются мелким ремонтом. В Сенегале работает одна китайская строительная компания.

Китайцы активно конкурируют с выходцами из Ливана, которые часто обвиняют китайцев в «сбыте некачественной китайской продукции, "всеядности" торговли и, как следствие, незнании товара, а также в даче взяток» (с. 76). Авторы отмечают, что «значительное число китайских предпринимателей составляют "эконо-

мические авантюристы": скрывающиеся от кредиторов разорившиеся торговцы, недоучившиеся студенты, безработные рабочие -все они желают устроить свою жизнь любым способом, осознают почти полную невозможность этого в своей стране и готовы на многое ради минимального преуспевания в чужой стране» (с. 77).

Большая часть китайских магазинов сосредоточена на бульваре Шарля де Голля - 130 магазинов; почти каждый дом в этом небольшом чайнатауне превращен в лавку или в мастерскую, часто в то и другое одновременно. Здесь наблюдается высокий уровень конкуренции, самую большую прибыль приносят пять или шесть обувных магазинов. Один из этих магазинов ежегодно ввозит до 15 контейнеров обуви, другие - 2-3 контейнера. Помимо этого, владельцы магазинов также продают мелкооптовые партии обуви торговцам из провинции. Китайцы продают обувь как китайского, так и европейского или латиноамериканского производства.

В престижном районе, прилегающем к резиденции президента республики, расположены строительная компания «Датонг Аф-рик интернешнл», управляемая выходцем из Китая, живущим в Сенегале уже более 20 лет, два дорогих ресторана, бар, посещаемый в основном китайскими матросами, магазин хозтоваров. Возле китайского посольства работают два кабинета китайской медицины и крупный ресторан. В Дакаре китайские торговцы чаще всего продают одежду и обувь.

В столице Мали Бамако наиболее крупные китайские магазины и центры услуг расположены возле центральной мечети и на прилегающих улицах, также 7 магазинов находятся в крупном 3-этажном торговом центре возле вокзала. Помимо этого, существует множество торговых киосков и лавок, расположенных в старых контейнерах, сделанных из фанеры или жести, или просто работающих под полиэтиленовыми навесами. Каждая мелкая или средняя торговая точка предоставляет широкий выбор товаров: обувь, ткани, упряжь, вазы, пластиковые цветы, сувенирные открытки и альбомы с фотографиями Мекки, трехколесные мотороллеры, кондиционеры и т.д. В малийской столице не менее 75 китайских предприятий общепита, ремонта транспорта и бытовой техники, сборки мебели. Китайские строительные фирмы предлагают свои услуги в среднем на 30% дешевле конкурентов, многие строительные организации все чаще предпочитают использовать

строительные материалы, произведенные в Китае или китайскими фирмами в Африке (с. 80).

Очень малое число китайских торговцев в Сенегале и Мали говорят по-французски, но в каждом среднем или крупном магазине есть свой торговец-переводчик из местного населения. Значительное число переводчиков - выпускники курсов китайского языка, на которых одновременно обучаются от 60 до 80 человек; много студентов-малийцев и малийцев-выпускников китайских вузов. Крупные и средние магазины, как правило, нанимают 2-3 малийцев для обслуживания местных клиентов. Мелкие лавочники годами с успехом обходятся языком жестов, даже при самом активно торге и посреднических операциях. В то же время три из четырех китайских семей местной общины отправляют своего ребенка учиться в школу с преподаванием на французском.

Покупатели, как подчеркивают авторы, «как в Мали, так и в Сенегале не возражают против присутствия китайских торговцев, поскольку выигрывают от конкуренции благодаря снижению цен на товары и увеличению ассортимента» (с. 85). Местные же торговцы часто обращаются через свои объединения в правительственные органы или предпочитают доносить в контролирующие органы или полицию о мнимых или настоящих нарушениях китайцев; применение насилия в отношении китайских конкурентов сравнительно редко.

Авторы подчеркивают, что «у китайцев нет монополии на импорт отечественных товаров, в Бамако большая часть мотороллеров продается и собирается малийцами, это самое касается и кондиционеров». Почти все мотороллеры поступают из Китая в Западную Африку в разобранном виде; это «позволяет одновременно обойти значительные ввозные пошлины и дать работу местным автомеханикам, задействованным на сборке» (с. 87). Ситуация меняется, когда дело касается холодильников: большая их часть продаётся и обслуживается китайцами. Активно в Бамако продают бытовую технику и ливанцы - основные конкуренты китайцев. В Мали акционерная доля китайцев на промышленных предприятиях незначительна, исключение составляют два крупнейших текстильных предприятия с 60 и 80% акций у китайцев соответственно. Китайцы планируют создать крупные центры текстильного производства в Камеруне и Кот-д'Ивуаре.

В Сенегале пока не существует официального объединения китайских граждан, в Мали оно существует под эгидой китайского посольства и в первую очередь помогает китайской общине с трудоустройством, обучением, а также подбором местных кадров. В то же время президент ассоциации хуацяо заявил: «Нельзя, чтобы мелкие торговцы постоянно обращались по своим мелким вопросам в посольство, у нас слишком мало ресурсов, чтобы разрешать их мелкие проблемы... наша задача - обеспечить необходимую законность в расселении соотечественников и их деятельности на территории страны» (с. 90).

Согласно официальным данным, в каждой из обеих стран китайских торговцев, получивших лицензию, не более 2000 человек. По словам авторов, «Мали остается по сравнению с Сенегалом бедным, но более перспективным рынком» (с. 91). Дакар по сравнению с Бамако предоставляет меньшие возможности заработка, но в то же время определенность и больший опыт китайский общины позволяют избежать значительных трудностей.

В целом настоящее и будущее китайских предпринимателей в Мали и Сенегале можно свести к их излюбленному выражению: «Мы всегда можем указать клиенту на главное преимущество китайских товаров - их цену» (с. 92).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.