Научная статья на тему '2009.04.047. ВЕСИЧ Д. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРУПЦИИ И ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ. VESIĆ D. EKONOMSKA I POLITIčKA KOMPONENTA KORUPCIJE I PRANJE NOVCA // MEđUNARODNI PROBLEMI. - BEOGRAD, 2008. - VOL. XL. - N 4. - S. 481-501'

2009.04.047. ВЕСИЧ Д. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРУПЦИИ И ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ. VESIĆ D. EKONOMSKA I POLITIčKA KOMPONENTA KORUPCIJE I PRANJE NOVCA // MEđUNARODNI PROBLEMI. - BEOGRAD, 2008. - VOL. XL. - N 4. - S. 481-501 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ СЕРБИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.04.047. ВЕСИЧ Д. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРУПЦИИ И ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ. VESIĆ D. EKONOMSKA I POLITIčKA KOMPONENTA KORUPCIJE I PRANJE NOVCA // MEđUNARODNI PROBLEMI. - BEOGRAD, 2008. - VOL. XL. - N 4. - S. 481-501»

ный» переход с одной орбиты на другую, который ведет к вершинам общественного, экономического и политического развития. Однако на практике насилие сменяется соблазном обольщения. Платежные поручения делают ненужным объявление войны. В денежной сфере противоречия превращаются в кооперацию. Моральные принципы интерпретируются более гибко. Вопросы власти обсуждаются на основе взаимного согласия. Убедительность аргументов теряет силу. Даже так называемая «историческая справедливость» основания государства поощряется заимствованием средств, тайно используемых государством для поддержки проправительственных СМИ, а парламентский вотум недоверия преодолевается с помощью наличных платежей.

В повседневной политической жизни существует широкий набор средств для обхода экономической целесообразности, компетентности и демократического контроля. К ним относятся доходные должности, одолжения, возможность услужить, законодательные инициативы, субсидии и обещания обеспечения. В мире, где материальное благосостояние становится смыслом жизни, а между трудом и доходами отсутствует внятная связь, коррупция вездесуща. Соблюдение правовых норм не считается больше важнейшим принципом функционирования сообщества как солидарного союза. И пока участники не хотят или не могут понять, что, участвуя в коррупционных отношениях, они рискуют уважением к самим себе, все споры о борьбе с коррупцией бесполезны. Тот, кто этого не понимает, не осознает и угрозу наказания.

В. И. Шабаева

2009.04.047. ВЕСИЧ Д. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРУПЦИИ И ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ. VESIC D. Ekonomska i politicka komponenta korupcije i pranje novca // Medunarodni problemi. - Beograd, 2008. - Vol. XL. - N 4. - S. 481-501.

Научный сотрудник Института международной политики и экономики (Сербия, Белград) анализирует особенности экономической и политической коррупции и отмывания денег в Сербии.

Коррупция возникает одновременно с возникновением государства как института, т.е. существует еще с античных времен. С экономической точки зрения, коррупция представляет собой извлечение государственными служащими выгоды из занимаемого

положения. Хотя все попытки национальных законодателей, международных организаций, научного сообщества дать единое определение коррупции пока не увенчались успехом, коррупция и отмывание денег расцениваются как нарушения общественного порядка в экономической и моральной, психологической и правовой сферах. В современном государстве коррупция считается причиной не только потерь для общества, но и неэффективности государства.

Как это ни парадоксально, при отсутствии правового государства коррупция и отмывание денег становятся одними из регуляторов общественной и экономической системы, поскольку политические власти и государственный бюрократический аппарат препятствуют осуществлению закона. Создается ситуация, когда правовая система не функционирует из-за отсутствия политической воли у руководства страны.

В рыночных условиях коррупция проявляется в нарушении общепринятых правил игры, участники которой стремятся к максимизации прибыли. Так, предприниматели с помощью взятки обеспечивают себе особое положение на рынке, нарушая тем самым равноправие рыночных отношений, что, в конечном итоге, может привести к установлению монопольного положениия на рынке. В то же время многочисленные факты незаконного поведения государственных служащих, представителей правоохранительных органов, судей также можно рассматривать как проявления коррупции. В таких условиях государство приближается к состоянию, называемому «плененным государством» (с. 484).

Часто и повсеместно встречающиеся факты злоупотребления чиновниками низкого ранга своим положением ради получения личной выгоды считаются мелкими правонарушениями. Крупная коррупция гораздо опаснее, так как часто имеет место в высших эшелонах государственной власти. В Сербии коррупция и отмывание денег выражались в незаконном личном обогащении, нелегальном захвате и присвоении принадлежащей государству недвижимости, приватизации предприятий и т.д. Часто чиновники, управляющие государственными предприятиями и фондами, использовали государственное имущество в интересах зарубежных стран.

В любом обществе инсайдеры и олигархи получают наибольшую выгоду, действуя в несформированном институциональ-

ном пространстве. Их возможности уменьшаются, только если либерализация и приватизация сопровождаются укреплением дисциплины (судебной системы и права частной собственности) и созданием благоприятного инвестиционного климата. Поскольку готовность дать взятку соизмерима с экономическими возможностями потенциального взяткодателя, коррупция приводит к уничтожению мелких и средних предприятий, затрудняет вход на рынок.

В целом коррупция создает условия, при которых все участники рынка ощущают неуверенность. Они не могут оценить намерения потенциальных конкурентов и планировать будущие действия. Возникает экономическая неопределенность, которая в дальнейшем ведет к неравноправию участников рыночных трансакций. Прибыль, полученная на искривленном или монополизированном рынке, нелегитимна. Коррупция чаще всего осуществляется в форме фиктивных договоров, фальсифицированных сопроводительных документов, фиктивных трудовых отношений, выдачи гарантийных писем, выплаты авторских гонораров за ненаписанное произведение, привлечения определенных лиц к работе различных комиссий, продажи товаров по заниженным ценам и т.д. (с. 485).

Основным условием устранения коррупции является экономическая свобода, которая определяется уровнем защищенности права собственности, экономической политикой, свободой договорных отношений, степенью вмешательства государства в хозяйственную, таможенную и налоговую сферы, качеством государственного регулирования и т.д. От степени экономической свободы в значительной мере зависит развитость рынка, т.е. рост национальной экономики в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Коррупция является одним из основных вызовов для современных демократических режимов. Она представляет большую опасность для политической и общественной жизни, создавая в обществе ощущение, что без коррупции оно не может функционировать. Известно, что коррупция ярче проявляется в политически нестабильных системах. Коррупцию трудно сохранять на низком уровне, особенно когда она распространяется на те части общества, которые должны были бы бороться с ней (судебная власть и полиция). Основными причинами коррупции являются: предоставление «приближенным» к власти предприятиям и частным лицам особых режимов; уход от налогов, особенно когда налоговая система дес-

тимулирует хозяйственную деятельность; низкие зарплаты государственных служащих; подкуп политиков; несоблюдение или выборочное применение законов судами; отмывание денег при всесторонней помощи государства (с. 486).

Под политической составляющей коррупции понимаются различные виды злоупотребления служебным положением при исполнении общественных функций, например, лидерами политических партий, руководителями общественных организаций и т.д. Политическая коррупция является основным и наиболее опасным видом коррупции, из которой вытекает и с помощью которой ширится коррупционная практика во всех областях общественной жизни.

Сербия уже давно сталкивается с особой проблемой политической жизни: появлением множества профессиональных политиков, связанных с различными политическими партиями. Не вызывает сомнений тот факт, что они в большей мере, чем другие граждане, подвержены коррупции, а следовательно, связаны с отмыванием денег. В Сербии, где отсутствуют независимый суд, эффективная полиция и парламентская оппозиция, торговля мандатами и партийная коррупция в определенной мере объясняют способность находившихся у власти политических партий к довольно длительному функционированию, что свидетельствует о квазипарламентском характере политической системы страны (с. 488). Политические партии финансировались как легально, так и нелегально. При отсутствии должного контроля на их счета переводились бюджетные средства, что укрепляло их политическую и экономическую силу.

Коррупция и отмывание денег постепенно распространяются на все слои общества, сверху вниз. В сербском законодательстве под отмыванием денег понимается перевод денежных средств, полученных за счет незаконной деятельности (серая экономика, торговля оружием, наркотиками и т.д.), на счета банковских и других финансовых организаций, или включение этих средств другим способом в легальные финансовые потоки. Таким образом, отмывание денег является легализацией капитала, полученного криминальным путем, т.е. финансовой операцией, прикрывающей действительный источник получения денег и других видов капитала на рынке. Отмывание денег осуществляется с помощью фальсификации финан-

совых документов и манипуляций в системе межбанковских трансакций.

Полученные незаконным путем средства используются для покупки товаров, вкладываются в предприятия сферы услуг, особенно в ресторанное и гостиничное дело, службу такси. Прибыль, полученная от вложения «грязных» денег, обеспечивает коррупционеру и его семье высокий общественный статус, позволяющий влиять на законодательную деятельность, адаптируя ее к своим интересам, а также платить политикам за защиту (с. 496). В конкретных общественных системах коррупция и отмывание денег часто камуфлируются под помощь бюрократии, технократии и плутократии, поэтому многие коррупционные поступки на первый взгляд выглядят вполне легально.

Основными видами коррупции являются: дополнительная плата государственным служащим за реализацию законного права или ускорение его осуществления; плата за нарушение закона; плата за изменение закона. Первый и второй виды обычно относят к классической коррупции, тогда как третий является уголовным деянием. Однако и в первых двух случаях граница между коррупцией и уголовным преступлением весьма размыта. При этом с развитием международных экономических и других связей коррупция и отмывание денег принимают новый облик, постоянно меняются их методы и средства.

В заключение автор отмечает, что для снижения уровня коррупции и отмывания денег в Сербии необходимо сформировать новые правовую и институциональную системы, основывающиеся на праве частной собственности и предпринимательства, экономической свободе и открытом конкурентном рынке, т.е. завершить демократизацию общества и создание эффективного рыночного хозяйства.

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.