2009.04.045. СВОБОДА АССОЦИАЦИИ: ОБЗОР РЕШЕНИЙ И ПРИНЦИПОВ КОМИТЕТА СВОБОДЫ АССОЦИАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СОВЕТА МОТ.
Freedom of association: Digest of decisions a. principles of the Freedom of Assoc. Comm. of the governing body of the ILO. - 5th (rev.) ed. -Geneva: Intern. labour office, 2006. - XII, 275 p.
С момента публикации предыдущего издания материалов решений Комитета свободы ассоциации прошло десять лет. За это время в трудовых отношениях во всех регионах мира произошли глубокие изменения, связанные с процессом глобализации. В Комитет поступило огромное число жалоб, касающихся тех трудностей, с которыми столкнулись организации работодателей и трудящихся. Комитет должен был решать вопросы, которые потребовали признания значительного числа новых принципов, чтобы принять беспристрастные и объективные решения в ответ на жалобы.
В обзоре, состоящем из 19 глав, подробно освещаются права профсоюзов и организаций предпринимателей, предусмотренные нормами международного права, разработанными МОТ и содержащимися в Конвенциях МОТ № 87 и № 98. Показана роль Комитета свободы ассоциации по защите прав трудящихся и профсоюзов. В числе рассмотренных проблем: право трудящихся и предпринимателей без какого-либо различия на создание по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации; право на образование и присоединение к организациям по своему выбору; право организаций на выработку своих уставов и правил; право на свободу избрания своих представителей; на создание своих аппаратов, на деятельность и формулирование программ действий и др.
В обзоре рассмотрены обязательства государств-членов по защите прав трудящихся и профсоюзов, а также обязательства правительств.
Отдельная глава обзора посвящена правам профсоюзов и гражданским правам. Приведен текст Резолюции Международной конференции труда (МКТ), в которой подчеркивается, что права, предоставленные организациям трудящихся и предпринимателей, должны быть основаны на уважении гражданских прав, которые
предусмотрены во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах. Комитет в своей деятельности исходит из принципа, гласящего, что демократия является фундаментом реализации прав профсоюзов.
Глава 10 посвящена праву профсоюзов на забастовку как одной из наиболее важных составных частей права профсоюзов осуществлять свою деятельность в качестве легитимного средства защиты экономических и социальных интересов. В главе обстоятельно изложены положения Конвенции МОТ № 87, касающиеся прав профсоюзов. Так, в частности, Конвенция содержит положение, согласно которому трудящиеся, и особенно их лидеры, должны быть защищены от дискриминации за организацию и участие в забастовке, они наделены правом создавать профсоюзы и не подвергаться дискриминации. В Конвенции рассмотрены виды забастовок, преследующих экономические, социальные цели, а также политические забастовки, забастовки солидарности. Право на забастовку не должно быть ограничено трудовыми спорами, которые решаются путем подписания коллективного соглашения; трудящиеся и их организации в случае необходимости могут выражать более широкие требования, касающиеся экономических и социальных проблем.
До недавнего времени большинство рассмотренных жалоб поступало от организаций трудящихся, но за последние годы значительно возросло число жалоб от организаций предпринимателей.
Принимая во внимание происходящие в мире перемены, Комитет, тем не менее, руководствовался принципом свободы ассоциации, разработанным и признанным в предыдущие годы МОТ, сочетая его с новыми принципами. Принцип свободы ассоциации, предусмотренный в Уставе МОТ, обязателен для государств-членов. Без свободы ассоциации концепция «трипартизма» МОТ1 станет бессмысленной. Международная конференция труда разрабатывала и принимала конвенции, рекомендации, резолюции, которые предусматривали применение наиболее важных источников международного права в сфере труда и трудовых отношений и ко-
1 В работе МОТ наряду с государствами-членами на равных с ними основаниях участвуют представители трудящихся и представители предпринимателей этих государств. - Прим. реф.
торые были инкорпорированы в национальные законодательства многих стран.
Нормотворческая деятельность МОТ осуществляется в тесном сотрудничестве с Экономическим и социальным советом ООН. Была создана также специальная система контроля за претворением в жизнь норм, разработанных и принятых МОТ, ответственность за которую несут два органа: Комиссия фактов и согласования по вопросам свободы ассоциации (Fact-Finding and Conciliation Commission on Freedom Association) и Комитет свободы ассоциации Административного совета МОТ.
В работе подробно рассмотрены функции и полномочия этих двух органов. Комиссия была образована в 1950 г. и состоит из независимых членов. Ее мандат предусматривает изучение жалоб, касающихся нарушений прав профсоюзов, которые могут быть переданы ей Административным советом МОТ. Комиссия вправе обсудить с заинтересованным правительством возможности преодоления трудностей путем достижения соглашения. Процедура включает выслушивание свидетелей и поездку в соответствующую страну. Эти меры требуют времени и обходятся довольно дорого, а посему они применяются в ограниченном числе случаев. Краткий анализ деятельности Комиссии свидетельствует о ее важном вкладе в защиту прав человека и профсоюзов.
Что же касается Комитета свободы ассоциации, то он является трехсторонним органом, созданным в 1951 г. Административным советом МОТ. В его состав входят девять членов и девять заместителей от правительства, трудящихся, групп предпринимателей и независимый председатель. Комитет собирается три раза в год, рассматривает информацию, поступающую от правительств, и жалобы; дает рекомендации Административному совету в случаях, если дело не требует дальнейшего рассмотрения; если необходимо, привлекает внимание соответствующего правительства к выявленным проблемам и предлагает ему принять меры для их разрешения; стремится получить согласие правительства на передачу дела в Комиссию фактов и согласования по вопросу свободы ассоциации. Как свидетельствует опыт, за более чем 50 лет было рассмотрено свыше 2500 дел, что позволило Комитету свободы ассоциации утвердить принципы свободы ассоциации и ведения коллективных переговоров, основанные на положениях Устава МОТ и соответст-
вующих конвенциях, рекомендациях и резолюциях. На этой основе была признана трехсторонняя система, работа которой основана на конкретных фактах, подчас серьезных и сложных, связанных с нарушением прав профсоюзов в различных странах мира. Деятельность Комитета оказала влияние на развитие национального законодательства, а также на деятельность органов, ответственных за применение законодательства, касающегося свободы ассоциации, на принятие резолюций по наиболее важным коллективным трудовым спорам, на публикации по юридическим проблемам.
Ценность настоящего обзора состоит в том, что он суммировал и представил решения и принципы Комитета в 339-ом докладе (ноябрь 2005 г.) и вновь подтвердил свою приверженность Резолюции, касающейся прав профсоюзов, их связи с гражданскими правами, которая единогласно была принята на 54-ой сессии Международной конференции труда (Женева, 1970). В Резолюции Административный совет рекомендовал Генеральному директору МОТ публиковать и широко распространять решения, принимаемые Комитетом свободы ассоциации. Данный обзор был составлен в соответствии с принятой Резолюцией.
Е.В. Клинова