Научная статья на тему '2009. 04. 019. Нуржанов К. Переоценка басмачей: военные лидеры без идеологии? Nourzhanov K. Reassessing the Basmachi: warlords without ideology? // J. of South Asian and middle Eastern-studies. - Villanova, 2008. - Vol. 31, n 3. - p. 41-67'

2009. 04. 019. Нуржанов К. Переоценка басмачей: военные лидеры без идеологии? Nourzhanov K. Reassessing the Basmachi: warlords without ideology? // J. of South Asian and middle Eastern-studies. - Villanova, 2008. - Vol. 31, n 3. - p. 41-67 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСМАЧЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СССР 1918-1920
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 019. Нуржанов К. Переоценка басмачей: военные лидеры без идеологии? Nourzhanov K. Reassessing the Basmachi: warlords without ideology? // J. of South Asian and middle Eastern-studies. - Villanova, 2008. - Vol. 31, n 3. - p. 41-67»

нейшее регулирование валютных курсов; до сих пор одни страны позволяли своим валютам приспосабливаться, а другие - поддерживают стабильный курс. Участники конференции отметили, что политика валютного курса страны зависит от ее конкурентоспособности, степени долларизации финансового сектора и стартовой позиции (был ли у страны большой резерв). Но все согласились с тем, что валютная политика может помочь смягчить внешние шоки и приостановить сокращение резервов.

С.М. Макарова

2009.04.019. НУРЖАНОВ К. ПЕРЕОЦЕНКА БАСМАЧЕЙ: ВОЕННЫЕ ЛИДЕРЫ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ?

NOURZHANOV K. Reassessing the Basmachi: warlords without ideology? // J. of South Asian and Middle Eastern-studies. - Villanova, 2008. -Vol. 31, N 3. - P. 41-67.

Автор (Австралийский национальный университет, Канберра) утверждает, что в официальной советской точке зрения на движение басмачей допускалось множество противоречий и неясностей. Сходная ситуация характерна и для западной литературы. Например, М. Ривкин писал, что басмачи - «мусульманско-националистическое сопротивление советской власти» (с. 41)1. Эта формулировка и ее обоснование представляются автору весьма спорными, поскольку как может быть сопротивление и мусульманским, и одновременно националистическим?

К. Нуржанов привлекает русскоязычную, западную и персоя-зычную литературу. Например, афганские и иранские историки больше всего писали о ликвидации Бухарского эмирата в 1920 г. и «попытках Москвы экспортировать революцию в Гилан и Хоро-сан» (с. 43)2.

Противоречивые оценки басмачества суммированы в таблице.

1 Rywkin M. Moscow's muslim challenge: Soviet Central Asia. - Armonk, 1990. Описание здесь и далее по реф. источнику.

2 Mir Gholan Mohammad Ghobar. Afghanestan dar masir-e ta'rikh. - Hrendon VA, 1999. - Vol. 2.

Таблица (с. 57)

Основные оценки басмачества в Центральной Азии (ЦА)

Советские Мусульманские не из ЦА Западные

1. Происхождение Реакция на большевистскую революцию Реакция на российский колониализм и разрушение исламской веры Реакция на российский колониализм и советизацию

2. Социальная характеристика Эксплуататоры Правоверные мусульмане Коренное население

3. Ведущие личности

Мустафа Чокай Буржуазный прислужник Тюркский националист Либеральный националист

Эмир Бухары Феодальный правитель Защитник веры Джадид

Ибрагим-бек Феодальный властитель Гази Символ объединенного сопротивления

Энвер-паша Иностранный авантюрист, связанный с империалистами Непонятый панисламист и храбрый воин Традиционный патриот плюс мечтатель-мулла

4. Причины поражения Триумф ленинской национальной политики Слабость эмира Алим Хана и отсутствие поддержки мусульманских стран Преобладающая мощь Красной армии, отсутствие поддержки Запада, столкновение лидеров басмачества

После распада СССР и провозглашения независимости республик ЦА стали доступными многие ранее неизвестные данные, однако новая информация интерпретировалась центральноазиат-скими учеными в соответствии с оценками, обозначенными в таблице. Так, монография киргизских ученых, одобренная как учебное пособие для университетов, повторяла советскую точку зрения: «Идеология басмачей использовала лозунги патриотизма и панисламизма для приукрашивания этого антинародного движения. Басмачи грабили трудящихся.., их движение являлось специфической

формой классовой борьбы местных контрреволюционеров против советской власти» (с. 58)1. Одновременно несколько работ, изданных в Казахстане, прославляли Мустафу Чокая и даже оправдывали его сотрудничество с нацистами в годы Второй мировой войны.

На самом деле, по словам автора, лидеров басмачей следует рассматривать как военачальников - «неидеологизированных военно-политических деятелей, контролирующих определенную территорию, легитимных в глазах населения, их первоочередная задача состоит в обеспечении благосостояния народа в условиях неопределенности, порожденной крахом государства» (с. 62).

Принятие этой гипотезы о военачальниках требует изменения центральной темы исследования: если раньше почти все ученые концентрировались на взаимоотношениях между советским правительством и коренным мусульманским населением ЦА в 1918-1931 гг., то теперь необходимо изучать внутреннее положение в Хиве и Бухаре, процесс создания объединенного военного руководства перед лицом внешней угрозы, а также следует более внимательно относиться и к архивным документам, и к устной традиции. Так, в ряде интервью, проведенных в 90-е годы, опрашиваемыми было сказано: 1) активность басмачей в Восточной Бухаре сводилась к борьбе между узбеками и таджиками; 2) назывались лидеры басмачества, неизвестные по литературе лидеры басмачества, устные воспоминания свидетельствуют о тогдашнем глубоком недоверии к «чужим», о бегстве в горы мирных жителей при появлении любой вооруженной группы, не принадлежащей к местной общине (с. 65)2.

Какие уроки могут быть извлечены из истории басмачества? Например, необходимость централизованного командования; террор, смягчаемый время от времени амнистиями; чистки симпатизирующих басмачам; ослабление улама; засылка секретных агентов за рубеж и в банды басмачей; объявление лидеров террористами, так как «победа над террористами возможна только в том случае, если все общество и государство психологически настроены на по-

1 Асанканов А.А., Осмонов О.Дж. История Кыргызстана. - Бишкек, 2002. -

С. 303.

2 Shahrani N. The kirghiz and wakhi of Afghanistan. - Seattle, 2002. - P. 39; Медведев В. Басмачи - обреченное воинство // Дружба народов. - М., 1992. - № 8.

беду над врагами любой ценой. Перемирия, компромиссы, переговоры недопустимы ни при каких обстоятельствах» (с. 67)1.

Автор же, напротив, приходит к выводу об упрощенности объявления любой оппозиции центральному правительству сепаратистами, исламистами или экстремистами, а затем подавлении их силой как носителей враждебной идеологии. «Это - тупик. Изучение потребностей и огорчений традиционных общностей, предоставление им возможности решать свои собственные дела, гарантирование их прав - вот главные уроки, которые должны быть извлечены лидерами современного государства из истории басмачества» (с. 67).

С. И. Кузнецова

2009.04.020. БАБАДЖАНЯН Б.В. СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПОСТСОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ: ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ. BABAJANIAN B.V. Social capital and community participation in the post-soviet Armenia: Implications for policy and practice // Europe-Asia studies. - Glasgow, 2008. - Vol. 60, N 8. - P. 1299-1319.

Автор (Лондонская школа экономики и политологии) проводил летом 2002 г. индивидуальные опросы и коллективные дискуссии (высказывания участников последних цитируются в статье свыше 40 раз) в семи сельских общинах в разных регионах Армении; самая маленькая из деревень включала 90 домовладений (120 жителей), крупнейшая - соответственно 760 (1700). Его вопросы: как традиционная, основанная на доверии взаимоподдержка в обследованных деревенских общинах соотносится с постсоветской действительностью? Как социальный капитал трансформируется в активную гражданскую позицию? Насколько отдельные лица могут участвовать в принятии важных решений, защищать свои гражданские права?

«Поскольку отсутствовала эффективная государственная поддержка, взаимопомощь стала решающим источником, который помогал многим семьям пережить переходную эпоху» (с. 1305). В условиях крайней бедности приходилось заботиться в первую оче-

1 Тодуа З. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. - М., 2006. - С. 267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.