Научная статья на тему '2009. 03. 004. Из Конгресса. From the Hill // issues in Science and technology online. - 2009. - winter. - 9 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 2/hill. Html'

2009. 03. 004. Из Конгресса. From the Hill // issues in Science and technology online. - 2009. - winter. - 9 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 2/hill. Html Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 03. 004. Из Конгресса. From the Hill // issues in Science and technology online. - 2009. - winter. - 9 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 2/hill. Html»

2009.03.004. ИЗ КОНГРЕССА.

From the Hill // Issues in science and technology online. - 2009. - Winter. - 9 p. - Mode of access: http://www.issues.org/25.2/hill.html

Ключевые слова: бюджет; инвестиции; финансирование ИР.

Редакционная статья публикуется в рубрике «Из Конгресса».

Бюджет 2009 г. Несмотря на то что 2009 фин. г. начался 1 октября 2008 г., окончательные бюджетные решения для большинства федеральных ведомств были отложены до января 2009 г. Для того чтобы правительство могло функционировать, законодатели объединили три заключительных финансовых законопроекта таким образом, чтобы продлить финансирование всех программ из оставшихся неподписанными финансовых законопроектов на уровне 2008 г. до 6 марта 2009 г. Президент Буш подписал соответствующий закон 30 сентября. В соответствии с этим документом, был утвержден размер окончательных ассигнований на 2009 г. для Министерства обороны, Министерства национальной безопасности и Министерства по делам ветеранов, которые получили значительно возросшее финансирование на свои исследования и разработки. Бюджет остальных федеральных ведомств в течение нескольких месяцев временно определялся на уровне, равном или меньшем, чем в 2008 г. Снижение коснулось и таких ведомств, как Национальные институты здоровья, NASA, Национальный научный фонд и Министерство энергетики. Вместе с тем финансирование FDA оставалось на том же уровне, что и в 2008 г.

Согласно документу, 2,5 млрд. долл. предоставляется на грантовую программу Pell, направленную на помощь студентам колледжей, и 5,1 млрд. долл. - на отопительные системы для семей с низкими доходами. Предусмотрено также выделение займа в 25 млрд. долл. для автомобильной промышленности и 22,9 млрд. долл. на финансирование помощи жертвам катастроф.

В целом федеральное правительство входит в 2009 фин. г. с бюджетом ИР в размере 147,3 млрд. долл., т.е. с ростом на 2,9 млрд. долл. (на 2%), обусловленным всецело возрастанием бюджета на ИР Министерства энергетики, который в 2009 г. вырастет на 3 млрд. долл. (3,6%) - до 86,1 млрд. долл. Принятая в документе формула сдерживания роста расходов приводит к тому, что общий бюджет

ИР в секторе, не связанном с обороной, на начало 2009 фин. г. составляет 61,2 млрд. долл., что на 0,1% меньше, чем в 2008 г.

Если уровень финансирования, предусмотренный в документе, будет сохраняться в течение всего года, то 2009 год окажется пятым годом подряд, когда происходит сокращение федеральных вложений в фундаментальные и прикладные исследования (без учета вложений в разработки).

Утверждение увеличения бюджета NASA. Подчеркивая важную роль, которую играет сбалансированная и адекватно финансируемая научная программа NASA в национальной инновационной стратегии, в октябре Конгресс одобрил законопроект о широкой двухпартийной поддержке, который может существенно увеличить финансирование NASA. На 2009 фин. г. утверждено финансирование в размере 20,2 млрд. долл., что значительно больше, чем предусмотренное для NASA промежуточным документом 17,1 млрд.

Законопроект утверждает увеличение расходов на научные исследования NASA на 11% по сравнению с запросом президента и поддерживает осуществляемые NASA программы в науках о Земле, науках о космосе и аэронавтике. Он также содержит положения, касающиеся честности в науке, выражая «уверенность Конгресса в том, что NASA не будет выхолащивать, искажать, подавлять, затруднять научные исследования и препятствовать распространению их результатов» (с. 2). Законопроект включает также план продолжения спутниковой программы дистанционного сбора данных «Лэндсат» (Landsat) и заново утверждает программу «Глория» (Glory) по изучению воздействия аэрозолей и солнечной энергии на климат Земли.

NASA планирует продолжить свое участие в завершении строительства Международной космической станции и перейти к новой системе запуска. Агентство получает возможность послать три дополнительные миссии: две - для обслуживания космической станции и третью - для начала эксперимента Министерства энергетики по изучению заряженных частиц в космических лучах.

В версии законопроекта, одобренной Сенатом, сделано следующее добавление: NASA получает предписание отложить до 30 апреля 2009 г. любые действия, которые могут воспрепятствовать работе корабля Space Shuttle после 2010 г. , с тем чтобы дать возможность новой администрации оценить намеченное списание

челнока и позволить ей переоценить и перенаправить деятельность агентства.

Предложения по изменению климата. К завершению 110-й сессии Конгресса законодатели опубликовали проекты предложений, связанные с проблемами изменения климата. Это отражает растущий интерес и озабоченность Конгресса этими вопросами.

7 октября 2008 г. председатель комитета палаты представителей по энергетике и торговле Дж. Динджел (J. Dingel) и председатель подкомитета по энергетике и качеству воздуха Р. Бушер (R. Boucher) опубликовали новые предложения, касающиеся усовершенствования системы контроля парниковой эмиссии в США, согласно которым к 2050 г. пределы эмиссии будут ограничены величиной не более 80% от уровня 2005 г. Это большой прогресс по сравнению с предложениями сенаторов Дж. Либермана (J. Lie-berman) и Дж. Уорнера (J. Warner). Относительно механизмов контроля эмиссии многие положения последнего проекта близки положениям проекта Либермана - Уорнера. Предполагается создание рыночной системы эмиссии, которая позволит фирмам продавать предельные объемы эмиссии в рамках общего ее уровня, который будет устанавливаться правительством. Этот общий уровень каждый год будет уменьшаться, чтобы достигнуть конечной величины, намеченной на 2050 г. Контроль за процессом распределения разрешений на эмиссию углерода законопроект возлагает на Агентство по защите окружающей среды.

Наряду с законопроектом Динджела - Бушера свои предложения в адрес спикера палаты представителей Нэнси Пелоси направила группа из 152 членов палаты во главе Г. Уоксманом (H. Waxman), Дж. Инсли (J. Inslee) и Э. Марки (E. Markey). В документе излагаются принципы, на которых должно строиться законодательство об изменении климата, направленное на снижение парникового эффекта в таких пределах, чтобы глобальное повышение температуры составило не более 2°C. Эти рекомендации включают установление потолка эмиссии углерода к 2050 г. на уровне ниже 80% той эмиссии, что была в 1990 г., необходимость более быстрой политической реакции на новые исследования в климатологии, улучшение международного сотрудничества, инвестиции в технологии чистой энергии и экономические меры по защите потребителей и отечественной промышленности.

В Сенате группа из 16 демократов попыталась создать новый законопроект, который принял бы во внимание те обеспокоенности, которые возникли в ходе обсуждения проекта Либермана -Уорнера, в частности процесс распределения разрешений на эмиссию и желание использовать развитие низкоуглеродной энергетики для создания новых рабочих мест.

Увеличение финансирования ИР в области энергетики. Отметив важную роль ИР в области энергетики в обеспечении национальной энергетической независимости страны, законодатели остановились на необходимости создания портфеля разнообразных энергетических ИР-программ. Э. Марки заявил, что за последние 25 лет финансирование ИР в области энергетики сократилось с 10% общих затрат на ИР до 2%. Участники согласились с тем, что необходимо дополнительное увеличение финансирования ИР в этой области в 3-10 раз.

В ходе слушаний Совет по конкурентоспособности представил «100-дневный план действий» для будущей администрации, в котором призвал увеличить инвестиции в ИР и создать Национальный банк чистой энергии в размере 200 млрд. долл. Более 70 университетов и научных обществ под эгидой Коалиции энергетических наук выдвинули петицию в адрес кандидатов в президенты, подчеркивающую важность фундаментальных исследований в области энергетики в обеспечении США энергетической независимости.

В ходе своей президентской кампании Б. Обама обнародовал свой план «Новая энергия для Америки». Согласно этому плану, в течение ближайших десяти лет федеральные инвестиции в исследования, разработки и применение чистой энергии составят 150 млрд. долл. План включает фундаментальные исследования по разработке альтернативных видов топлива и химических соединений, новые технологии транспорта и ядерные устройства нового поколения.

Несмотря на призывы обеих партий и палат Конгресса, увеличение финансирования энергетических исследований не было включено в промежуточную резолюцию, одобренную в октябре 2008 г. Однако Конгресс затронул несколько энергетических проблем в положениях Акта о неотложной экономической стабилизации, принятого в 2008 г.

Б.Г. Юдин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.