Научная статья на тему '2009. 02. 075. Базар Болдбаатар. Монголия: особенности формирования человеческого капитала в контексте развития человека / байк. Гос. Ун-т экономики и права. - Иркутск, 2007. - 161 с'

2009. 02. 075. Базар Болдбаатар. Монголия: особенности формирования человеческого капитала в контексте развития человека / байк. Гос. Ун-т экономики и права. - Иркутск, 2007. - 161 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МОНГОЛИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 075. Базар Болдбаатар. Монголия: особенности формирования человеческого капитала в контексте развития человека / байк. Гос. Ун-т экономики и права. - Иркутск, 2007. - 161 с»

2009.02.075. БАЗАР БОЛДБААТАР. МОНГОЛИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА / Байк. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск, 2007. - 161 с.

Монголия - редконаселенная развивающаяся страна, испытывающая в настоящее время глубокие преобразования практически во всех сферах жизни. Географическое расположение между Россией и Китаем исторически оказывает определяющее влияние на ее экономическое и политическое развитие. Современная Монголия ищет свое место в мире и возможности создания достойных условий жизни для граждан. Хотя страна существенно отличается от России, она - одна из ее ближайших соседей, а потому происходящие в хозяйстве Монголии изменения интересны как с научной, так и с практической точки зрения для отечественных специалистов.

По мнению автора, не существует универсальной модели развития, каждая страна должна следовать своим путем, который отвечает ее историческим, политическим, культурным и духовным традициям. Вместе с тем необходимо учитывать опыт, который накопила мировая цивилизация. С этой позиции автор подходит к проблемам формирования и эффективного использования рабочей силы, а также человеческого капитала как одного из важнейших аспектов современной социально ориентированной рыночной экономики. Пример Японии и Южной Кореи показывает, что целенаправленный подход к процессу подготовки рабочей силы нового качества позволил этим странам в кратчайшие сроки сделать рывок в области научно-технического развития, успешно соревноваться с США по уровню производительности труда.

Существует целый ряд факторов, негативно влияющих на ход социально-экономического развития страны и рыночных реформ, в том числе: сравнительно большая территория в сочетании с низкой плотностью населения; суровый резко континентальный климат; зависимость одной из ключевых отраслей экономики - животноводства - от природных факторов; недостаточное обеспечение инфраструктурой; технологическое отставание перерабатывающих отраслей. В настоящее время хозяйство Монголии отличается монокультурностью экономики и экспорта, достаточно высокой энергоемкостью и материалоемкостью производств, отно-

сительно низкой конкурентоспособностью готовой продукции на мировом рынке.

Монголия достаточно стабильно получает финансовую помощь от ряда промышленно развитых стран и международных ва-лютно-кредитных организаций. Основными финансовыми донорами являются Всемирный банк, Азиатский банк развития, Япония, США и Германия. Общая сумма безвозмездной помощи и льготных кредитов к 2006 г. составили 1,2 млрд. долл. США (с. 21). Значительная доля внешней финансово-экономической поддержки приходится на развитие инфраструктуры (ТЭЦ, автомобильные дороги), а также содействие малому и среднему бизнесу. Некоторое время привлечение иностранной финансовой помощи рассматривалось в качестве одного из главных факторов в официальной концепции экономического развития страны.

В период перехода от централизованной плановой к рыночной экономике в Монголии, как и в других постсоциалистических странах, имело место снижение производства. В результате за 1990-1993 гг. ВВП страны сократился примерно на 25%. С 1994 г. в Монголии начался экономический рост, и к 2002 г. докризисный уровень ВВП был восстановлен. В последующие пять лет средний темп роста ВВП составил 7,3%, в результате чего докризисный уровень был превышен более чем на 30% (с. 14-17).

При этом структура экономики остается достаточно отсталой. Сельское хозяйство производит около 20% ВВП, и на него приходится более 40% занятых. В сельском хозяйстве преобладает животноводство (около 80% сельскохозяйственного производства). Соответственно, колебания в динамике отрасли определяют многие процессы в социальной сфере, особенно в сельской местности. Так, в силу огромного падежа скота в 2000-2002 гг. его численность сократилась с 33,6 млн. голов в 1999 г. до 23,9 млн., или почти на 25%. Позднее поголовье скота постоянно увеличивалось и достигло в 2006 г. 35,6 млн. До 30 голов скота на семью имеют 33,2% семей, а от 200 и более голов скота - 12,1% семей; около 30 семей владеют более 2 тыс. голов скота (с. 20-21).

Благоприятные погодные условия и увеличение добычи цветных металлов (благодаря успешной деятельности монголо-российского совместного предприятия «Эрдэнэт») стали факторами роста ВВП Монголии в прошедшем пятилетнем периоде. Дру-

гим источником экономического роста явилось резкое расширение торговли и услуг, доля которых в ВВП увеличилась с 19% в 1989 г. до примерно 42,2% к 2007 г. Если тенденция роста ВВП сохранится, то страна может заметно улучшить свое социально-экономическое положение. Пока же, по данным на 2006 г., ВВП на душу населения Монголии составляет около 1 тыс. долл. США. По уровню экономического развития Монголия находится на 150-м месте (среди 209 стран), по индексу конкурентоспособности - на 92-м месте (среди 125 стран), по индексу человеческого развития -на 116-м месте (среди 175 стран).

Главная социальная проблема Монголии - бедность населения, уровень которой в 2006 г. составил 32,2%. Самая многочисленная группа бедных - многодетные семьи. В определенной мере бедность порождается низким уровнем занятости населения. Из 1,5 млн. населения в трудоспособном возрасте работают только 900 тыс. человек. Хотя официально зарегистрировано чуть более 40 тыс. безработных, существует большая скрытая безработица, многие заняты в неофициальном секторе.

В Монголии продолжается естественный рост населения на фоне относительно высокой рождаемости и сокращения общей смертности. Коэффициент смертности в стране снизился с 8,2 промилле в 1989 г. до 6,4 промилле к 2007 г. Коэффициент рождаемости также уменьшился (с 35,5 до 19,1), но остается высоким. В результате численность населения увеличилась с 2,1 млн. человек в 1989 г. до более 2,6 млн. человек в 2007 г. (с. 19).

Показатель средней продолжительности жизни в Монголии сравнительно низок - 65 лет в основном из-за крайне высокой детской смертности. Коэффициент смертности детей до одного года равен 29 (в России - 11), коэфициент смертности сокращается только в детской возрастной группе до 14 лет, а в молодежной группе 15-24 года за последнее десятилетие он практически не изменился. В то же время выросла смертность среди населения трудоспособного и особенно - пенсионного возраста (с. 18-19).

Высокая детская смертность и рост смертности взрослого населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, и особенно от травм и отравлений, во многом связаны с неудовлетворительным состоянием сферы здравоохранения в стране. Доля расходов на здравоохранение в ВВП Монголии составляет менее 2%.

При сокращении доли государственных расходов расходы граждан на поддержание здоровья растут. Только на медицинское обслуживание, гигиену и платное лечение жители Монголии расходуют более 4% всех своих доходов (с. 23-24). Автор считает необходимым в ближайшее время довести долю здравоохранения в ВВП страны как минимум до 6%.

Относительно небольшим в ВВП Монголии является и удельный вес расходов на образование. В целом государство расходует около 80 млн. долл. США в год при общем числе учащихся около 750 тыс. человек (с. 25). В стране существует достаточно большое количество частных средних школ с сравнительно высокой платой за обучение. Расходы на образование, которые раньше в бюджете монгольских семей практически были равны нулю, в настоящее время превысили 8%.

В последнее время в Монголии начали функционировать более 100 частных вузов. Количество специалистов с высшим образованием, особенно юристов, экономистов и переводчиков, уже превышает их потребности. В то же время система профессионально-технического образования практически разрушена, и в массовом масштабе трудно получить рабочие специальности, необходимые отраслям хозяйства.

По мнению автора, развитие человеческого капитала, его общее качество становятся для каждой страны мира важными факторами, во многом определяющими успех социально-экономических преобразований. В Декларации тысячелетия, принятой на саммите ООН в 2000 г., сформулированы Цели развития на текущее тысячелетие. Автор монографии пытается адаптировать эти цели к специфическим условиям страны.

1. Сокращение нищеты и ликвидация голода. Рост масштабов бедности стал одним из наиболее значимых отрицательных последствий политических и экономических реформ в Монголии. В переходный период снизились доходы населения и выросла безработица, увеличилось социально-экономическое неравенство между городской и сельской местностями при неспособности систем социальной защиты и социального обеспечения адекватно реагировать на возникающие проблемы.

В настоящее время ситуация в социальной сфере остается напряженной. Хотя в Монголии нет голода, многие семьи страдают

от недоедания и нехватки продовольствия. Относительно детского недоедания ситуация более серьезна в аймаках, чем в городах, к тому же есть существенные различия между районами страны. Бедность, недоедание, плохое здоровье и низкий уровень образования создают замкнутый порочный круг, в котором находятся бедные семьи.

Несмотря на рост ВВП и усилия правительства, направленные на сокращение бедности, ее уровень снижается медленными темпами. Правительство Монголии в 2003 г. разработало Стратегию по сокращению бедности и поддержке экономического роста. Основными направлениями признаны развитие частного сектора и создание новых рабочих мест. Кроме того, реализуется Национальная программа по поддержке домохозяйств и ряд международных проектов.

Намечаемый рост общественного производства Монголии за 2007-2020 гг. в 4 раза выдвигает задачу его качественного обеспечения рабочей силой. Как планируется, новые крупные предприятия, создаваемые в Монголии и связанные с освоением месторождений «Оюу-Толгой» (медь и золото) и «Таван толгой» (уголь), будут высокомеханизированными и автоматизированными производствами. Соответственно, необходимо восстановить соответствующую инфраструктуру (профцентры, профтехучилища), а также наладить практику обучения национальных кадров за рубежом и систему обучения монгольского персонала на совместных предприятиях.

2. Обеспечение всеобщего начального образования. В 2005 г. охват детей начальным образованием в Монголии составил 95,6%. При этом он сильно варьируется по районам, между городской и сельской местностями (от 85 до 96%). Правительством Монголии утвержден план мероприятий до 2015 г., осуществляемых на национальном уровне. С 2000 г. государство финансирует все расходы, связанные с содержанием общежитий сельских школ. В стране создан «Национальный форум всеобщего образования». Ежегодный прирост охвата начальным образованием с 1994 г. и расширение понимания ценности образования среди сельских жителей служит основанием для оптимизма по отношению к достижению всеобщего начального образования в Монголии к 2015 г.

Вместе с тем из-за низкой плотности населения большая часть бюджетных средств, расходуемых на сферу образования, направляется на электро- и теплоснабжение, эксплуатацию и ремонт школ, и не хватает средств на повышение квалификации и переподготовку учителей, совершенствование учебных программ. В связи с увеличением миграции из сельской местности, наполняемость классов в городских школах намного превышает норму, остро не хватает учебных помещений.

3. Обеспечение гендерного равноправия и расширение участия женщин на уровне принятия государственных решений. В начале 1990-х годов в связи с приватизацией скота семьи были заинтересованы в вовлечении детей в домашнее хозяйство. Поэтому много мальчиков покинули школы, что вызвало гендерное неравенство в начальной и средней школах. В 2000-х годах положение изменилось. К 2003 г. уже только 51,4% учащихся средних школ были девочками, а в начальном и среднем профессиональном образовании - 50,1%. Перекос еще сохраняется в высших учебных заведениях: доля студентов-мужчин в 2003 г. составляла только 39,8% (с. 117-118).

В то же время существует проблема скрытой, непрямой дискриминации женщин в общественном производстве и управлении. Так, остается невысоким участие женщин в политической жизни страны.

4. Сокращение детской смертности, улучшение охраны материнства и снижение заболеваемости. Несмотря на заметный прогресс, данные проблемы остаются еще очень значительными для Монголии, особенно для ряда групп населения и территорий. Так, в сельской местности, прежде всего в западных районах, в силу их отдаленности, тяжелых климатических условий и слаборазвитой инфраструктуры, детская и материнская смертность выше. Нехватка чистой питьевой воды, антисанитарные условия проживания, недостаточные знания методов по уходу за детьми и правильному их питанию приводят к повышенной детской смертности на городских окраинах. Материнская смертность остается высокой из-за низкого уровня и недостаточного качества медицинских услуг, особенно в сельской местности, а также среди безработных и бедных слоев населения.

Одной из неотложных проблем здравоохранения Монголии является борьба с туберкулезом, заболеваемость которым значительно увеличилась с 1990 г. в связи с ростом бедности. По оценке ВОЗ, Монголия относится к странам с высокой степенью заболеваемости туберкулезом (число зарегистрированных случаев в 2006 г. - 185,3 на 100 тыс. человек) (с. 124).

7. Обеспечение экологической устойчивости. Парламент Монголии принял более 20 законов по защите окружающей среды. Однако их выполнение неэффективно в силу несоответствия между общественными интересами и ситуацией в экономике, недостаточности стимулов для обеспечения экологической устойчивости. Деградация земель и пастбищ, загрязнение воздуха в городах, вырубка леса и уменьшение биологической вариативности являются острыми проблемами. Существует высокий риск опустынивания, так как 78% пастбищ испорчено, а остальные деградируют (с. 127128). Доля лесных угодий на территории страны уменьшилась с 9% в 1990-х годах до 7,7% в настоящее время.

Около 40% населения потребляют питьевую воду из ненадежных источников, в том числе две трети сельских жителей. В городах только половина населения имеет доступ к очищенной воде из централизованных источников. При этом за последние годы снизился уровень подземных вод, высохли некоторые традиционные крупные водные источники, а 60% глубоководных колодцев, построенных до 1990 г., не эксплуатируются и пришли в негодность. Ухудшение водных ресурсов связано как с расточительным водопользованием золотодобывающими предприятиями, так и с неэффективным использованием воды населением в целом.

Экологическая деградация природной среды является существенной причиной заболеваний людей, фактором снижения продолжительности жизни. Для формирования правильного понимания вопросов экологии в общественном сознании в Монголии с 1997 г. осуществляется образовательная программа, экологические проблемы и проблемы устойчивого развития включены в учебные планы.

В настоящее время более 57% населения Монголии живет в юртах. Юрты и остальной жилой фонд существенно различаются по уровню основных удобств, таких как отопление, водоснабжение и санитарные условия. Даже в городах юрты составляют примерно четверть жилого фонда. При этом почти 18 тыс. семей (по данным

переписи 2000 г.) не имеют собственного жилья, а численность бездомных в стране составляет более 4 тыс. человек (с. 132).

Несмотря на разработку и реализацию национальных программ «Жилье» и «40 000 квартир», а также принятие ряда законов, ситуация на рынке городского жилья остается острой. В условиях развития урбанизации достаточно высокие темпы строительства не обеспечивают решение жилищной проблемы, так как покупательная способность населения недостаточна для приобретения современного жилья в собственность.

8. Формирование глобального партнерства в целях развития. В 1997 г. Монголия вступила в ВТО и установила 5%-ный таможенный тариф на большинство импортируемых товаров и небольшой налог на экспорт некоторых видов сырья. В 2006 г. объем экспорта Монголии составил 57,3% от ВВП, объем импорта - 55,2% ВВП. Положительный баланс внешней торговли составил 57,1 млн. долл. США (с. 134).

Экспортный доход Монголии сильно зависит от цен на мировом рынке немногих экспортных товаров, таких как медь и кашемир. На хозяйство страны большое влияние оказывает приток дешевого импорта, последовавший после азиатского кризиса конца 1990-х годов.

В настоящее время в Монголии действует более 6 тыс. хозяйственных единиц с участием иностранного капитала. Приняты законы «О свободной торгово-экономической зоне» и «О юридическом статусе свободных торговых зон Алтанбулаг и Цагааннуур и свободной экономической зоны Замын-Ууд». По данным за 19992006 гг., в общем объеме иностранных инвестиций 46,3% приходится на долю Китая, 13,8 - Канады, 6,7 - Южной Кореи, 4,9 -США и 3,1% - России (с. 138).

Большое значение для экономики Монголии имеют вопросы транзитной транспортировки грузов. Страна заключила двустороннее соглашение «О транзитной транспортировке и доступе к морю» с КНР в 1991 г. и с РФ - в 1992 г. Ведутся переговоры по вопросам дальнейшего расширения сотрудничества с этими странами в области транспорта.

В 2004 г. на самых благоприятных условиях была решена проблема долга Монголии РФ (возникшего в годы существования СССР). Страна получила «долговую амнистию» от России: 98% дол-

га были списаны (11,1 млрд. долл.), а оставшаяся часть (300 млн. долл.) была выплачена. Но в период с 1991 по 2003 г. уровень внешнего долга Монголии вырос с 6 до 101,9% от ВВП (с. 141). Большая часть внешнего долга приходится на Японию, Азиатский банк развития и ВБ. Взаимосвязь между внешними долгами и официальной помощи в целях развития (ОПР) показывает необходимость более внимательного отношения к проблемам эффективного и скоординированного использования получаемых средств. В 1990-е годы ОПР составляла в среднем приблизительно 20% ВВП Монголии. Но эта помощь не привела к более высокому экономическому росту и сокращению бедности, что обусловливает необходимость улучшения механизмов ее использования.

Автор делает вывод, что правительство Монголии вместе с частным сектором и неправительственными организациями должно направить свои усилия на выявление оптимальных путей и механизмов повышения эффективности государственного управления, направленного на рост благосостояния населения.

М.А. Положихина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.