Научная статья на тему '2009. 02. 070. Хан Р. Частное финансирование высшего образования. Hahn R. The private financing of higher education // The International higher education. - Boston, 2007. - n 50. - p. 18-21'

2009. 02. 070. Хан Р. Частное финансирование высшего образования. Hahn R. The private financing of higher education // The International higher education. - Boston, 2007. - n 50. - p. 18-21 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 070. Хан Р. Частное финансирование высшего образования. Hahn R. The private financing of higher education // The International higher education. - Boston, 2007. - n 50. - p. 18-21»

2009.02.070. ХАН Р. ЧАСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

HAHN R. The private financing of higher education // The international higher education. - Boston, 2007. - N 50. - P. 18-21.

Сотрудник Института политики в сфере высшего образования в США (Institute for Higher Education Policy) отмечает активизацию в последние годы политики «распределения затрат» (cost sharing), связанных с получением высшего образования между государством и гражданами. Все большее число вузов в разных регионах мира вводят плату за обучение. Это касается как промыш-ленно развитых (например, Великобритании, Австрии, Германии и ряда других), так и развивающихся стран (например, Китая). В странах, где высшее образование уже давно является платным, например в США или Японии, стоимость обучения в вузе постоянно растет. Хотя бремя «распределения затрат» постоянно увеличивается, финансовые механизмы облегчения этого бремени, в частности путем привлечения в сферу образования частных инвестиций, практически отсутствуют. По мнению автора, без частных финансовых вливаний современная высшая школа не сможет решить стоящие перед ней проблемы, такие как повышение эффективности, расширение доступности и обеспечение равенства возможностей.

Одним из механизмов привлечения в высшую школу частных капиталов является выпуск долговых обязательств (облигаций). Университеты могут размещать свои долговые обязательства на биржах. Эти бумаги могут погашаться по истечение срока долгового обязательства с выплатой процента инвестору за риск, связанный с возможным дефолтом заемщика. Проценты устанавливаются исходя прежде всего из оценки финансового положения университета и практически не связаны с тем проектом, под который университет занимает деньги.

Возможность привлечь деньги частных инвесторов заставляет университеты во многих странах бороться за свой кредитный рейтинг. Многие университеты в Мексике в последние годы обратились в специализированные агентства для получения рейтинга, поскольку наличие последнего является важным условием выпуска долговых обязательств и позволяет кредиторам оценивать платежеспособность заемщика. В августе 2007 г. ведущее агентство по кре-

дитным рейтингам США «Moody's» подготовило доклад, в котором предложило методику оценки кредитоспособности университетов за пределами США и составления их кредитных рейтингов. Сегодня клиентами этого агентства, кроме американских вузов, являются университеты Великобритании и Канады. Эксперты полагают, что в скором времени кредитные рейтинги понадобятся университетам Франции, Германии, Италии и других европейских стран.

Выпуск долговых обязательств (облигаций) может облегчить и решение проблемы кредитования студентов. Например, министерство финансов Венгрии создало в 2001 г. Центр студенческих займов (Student Loan Centre - SLC) - бесприбыльную компанию, которая к августу 2007 г. предоставила кредиты 234 тыс. студентов на сумму 142,8 млрд. венгерских форинтов (780 млн. долл.). Для финансирования этой программы SLC эмитировал долговые обязательства (облигации) с государственной гарантией. Указанная схема привлечения частного капитала призвана расширить доступность высшего образования и увеличить количество студентов в венгерских вузах. По мнению экспертов, увеличение числа поступающих в вузы Венгрии в период с 2000 по 2005 г. на 42% связано именно с развитием системы студенческих займов. Для сравнения: за тот же период рост числа первокурсников в других странах Восточной Европы был на 8-9% ниже: так, в Чехии и Словакии он составил по 33%, а в Польше - 34%. Сегодня, правда, сложно говорить, будет ли эта схема устойчиво работать в долгосрочной перспективе.

Недавним финансовым нововведением стала секьюритизация студенческих займов, которая позволяет более эффективно управлять рисками, чем система выпуска долговых обязательств. Секью-ритизация, используемая в США в последние 10 лет, дала возможность существенно увеличить количество государственных и частных студенческих займов. В ходе секьюритизации студенческие займы, предоставляемые коммерческими банкам, неприбыльными организациями или любым другим институтом, размещаются в специальных независимых трастовых фондах. Кроме США, правительство Великобритании в 1998, 1999 и 2007 гг. проводило секьюритизацию студенческих займов.

В последние годы частные инвесторы стали проявлять больший интерес к сфере высшего образования. Частные акционерные

компании начинают вкладывать деньги в образовательные учреждения в обмен на участие в прибыли. Например, в 2005 г. крупнейший бразильский частный акционерный банк «Banco Patria» создал акционерный фонд «Бразильский образовательный фонд» (Fundo de Educa^ao para o Brasil, FEBR), инвестирующий средства в прибыльную компанию, предоставляющую образовательные услуги, -«Anhanguera Educational S.A.» (AES). Эта частная компания занимается созданием университетских комплексов в небольших городах на юго-востоке Бразилии. Как правило, это учебные заведения, специализирующиеся на техническом и бизнес-образовании для малообеспеченных студентов. В среднем плата за обучение в таком вузе составляет 260 долл. США. 10% своей прибыли компания выделяет на стипендии для своих студентов. В целях расширения доступа к образованию выходцев из малообеспеченных слоев населения правительство предоставляет AES налоговые льготы. Указанная стратегия оказалась достаточно успешной: за период с 2006 по 2007 г. количество обучающихся в вузах, принадлежащих AES, удвоилось - с 23,4 тыс. до 46 тыс. человек. С марта 2007 г. акции AES начали котироваться на Бразильской фондовой бирже.

Если частный капитал проявил интерес к высшему образованию как источнику получения прибыли относительно недавно, то благотворительность в этой сфере имеет вековую историю. Однако в последние годы благотворительные фонды начинают ориентироваться на такие формы управления своими средствами, которые приносят прибыль. Подобная практика объясняется желанием дарителей повысить эффективность использования средств благотворительных фондов.

Например, индонезийский Фонд Сампоерна (Sampoerna Foundation) совместно с Международной финансовой корпорацией и одним из индонезийских банков создал специальную схему распределения рисков, связанных с предоставлением субсидируемых займов индонезийским студентам и их родителям. Фонд Сампоерна осуществляет первоначальный резервный взнос, призванный компенсировать возможные первоначальные потери, в то время как банк предоставляет студентам и их родителям учебные займы. Международная финансовая корпорация берет на себя дополнительные риски, превышающие первоначальный резервный фонд. В сентябре 2007 г. 12 учебных заведений Индонезии включились в

эту программу. Если эта схема даст положительный результат, пишет автор, то можно будет говорить о том, что студенческие займы могут приносить прибыль.

В заключение автор указывает, что поскольку система платного образования будет только расширяться, то частному сектору необходимо более активно и в различных формах сотрудничать с высшей школой. Чтобы это партнерство было взаимовыгодным, необходимо прежде всего обеспечить прозрачность информации: частные инвесторы нуждаются в надежных сведениях о прибыльных сферах вложения капитала в системе образования, а высшее руководство вузов должно расширить свои знания в финансовой сфере. Другим очень важным условием является создание законодательной базы, которое позволит увеличить приток частного капитала в систему образования и регулировать деятельность частных компаний в этой сфере.

И.Г. Животовская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.