2009.02.036-042. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ БИРЖ. (Сводный реферат).
1. Les bourses européénnes: La tectonique des places // Rev. Banques. -P., 2008. - N 700. - P. 36-37.
2. SIMON Y. Les produits derivés, élements moteurs des strategies // Rev. Banques. - P., 2008. - N 700. - P. 38-40.
3. THEODORE J.-F. NYSE-Euronext: Un groupe diversifié et innivant // Rev. Banques. - P., 2008. - N 700. - P. 41-43.
4. PIERCE T. IPO internationales: Londres mené le bal // Rev. Banques. -P., 2008. - N 700. - P. 44-46.
5. MASOUNAVE A. OMX, DIFX: Le NASDAQ impose sa marque // Rev. Banques. - P., 2008. - N 700. - P. 47-49.
6. SEGAIN H., SMITH H. La reglementation, facteur d'attractivite // Rev. Banques. - P., 2008. - N 700. - P. 50-51.
7. LEFEVRE V. Quels visages pour l'Europe financière de 2015 // Rev. Banques. - P., 2008. - N 700. - P. 52-54.
В специальном досье, опубликованном во французском журнале «Revue Banque», рассматриваются проблемы и перспективы развития ведущих европейских фондовых бирж. Пытаясь противостоять усиливающейся конкуренции со стороны электронных торгов, европейские биржи стали на путь обновления своей деятельности и усиления концентрации. Сегодня практически собственно «европейских бирж» не существует, поскольку биржи осуществляют слияния и взаимные участия с биржами США и других стран.
В апреле 2007 г. произошло слияние Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) и «Euronext», которая объединяет биржи Парижа, Амстердама, Брюсселя, Лиссабона и Лондонскую международную биржу финансовых фьючерсов (London International Financial Futures Exchange, LIFFE). В результате слияния «NYSE-Euronext» стала первой трансатлантической фондовой биржей, на которой котируются акции более 4000 компаний из 55 стран мира, ее клиентами являются 79 из l00 самых крупных компаний мира (3, с. 4l). Объем биржевой капитализации «NYSE-Euronext» превышает 30 трлн. долл., что превышает совокупную капитализацию четырех следующих бирж. Ежедневно на «NYSE-Euronext» осуществляется в среднем сделок на 140 млрд. долл., что составляет треть сделок на всех биржах мира. В 2007 г. обороты «NYSE-Euronext» возрос-
ли на 21%, а чистые прибыли - на 46% (3, с. 41). Процесс объединения бирж продолжается. В настоящее время осуществляется гармонизация торговых платформ обеих бирж, которую предполагается завершить к концу 2009 г., когда «КУ8Е-Еигопех1;» будет обладать универсальной торговой платформой для ведения торгов по обе стороны Атлантики.
Таблица (1, с. 37)
Десять крупнейших европейских бирж по объему капитализации и численности котирующихся компаний (на 31
января 2008 г.)
Объем капитализации (млн. евро) Численность котирующихся компаний
«Euronext» 2 515 385,00 «Spanish Exchanges» (BME) 3547
«London Stock Exchange» 2 343 926,80 «London Stock Exchange» 3399
«Deutsche Borse» 1 253 799,00 «Euronext» 1150
«Spanish Exchanges» (BME) 1 091 902,43 «Deutsche Borse» 868
«SWX Swiss Exchange» 813 565,80 «OMX Nordic Exchange» 848
«OMX Nordic Exchange» 754 395,35 «Warsaw Stock Exchange» 380
«Borsa Italiana» 647 102,54 «Bulgarian Stock Exchange» 373
«Oslo Bors» 192 180,82 «SWX Swiss Exchange» 340
«Athens Exchange» 156 390,95 «Borsa Italiana» 306
«Wiener Borse» 142 481,00 «Athens Exchange» 282
«NYSE-Euronext» активно развивает международную экспансию, в том числе в быстро развивающихся странах, например в Индии, где она приобрела 5%-ное участие в капитале крупнейшей индийской биржи Национальной фондовой биржи (National Stock Exchange of India, NSE), или в Бразилии, где приобрела 1%-ное участие в капитале биржи «Bovespa», являющейся самой крупной биржей в Латинской Америке, на долю которой приходится 70% биржевых сделок в регионе. Кроме того, «NYSE-Euronext» развивает стратегическое партнерство с Токийской фондовой биржей и открыла свои представительства в Китае и Сингапуре. В начале 2008 г. «NYSE-Euronext» приобрела биржу AMEX (American Stock Exchange) с целью расширения гаммы продуктов и услуг, предоставляемых клиентам.
Движущим фактором экспансии «NYSE-Euronext» является, по мнению И. Симона, профессора университета Париж-1Х-Дофин, расширение доступа на рынки производных финансовых инструментов (дериватов). На середину 2007 г. наибольшая численность торгуемых контрактов по дериватам была на «Korea Futures Exchange» - 1456 млн., затем следовали «Eurex» - 971 млн., «Chicago Mercantile Exchange» (CME) - 820 млн., «Chicago Board of Trade» (CboT) - 496 млн. и «Liffe» - 452 млн. контрактов (2, с. 39)
Другим примером слияния европейских бирж является создание альянса бирж восьми Скандинавских стран и стран Балтии. В 2003 г. группа ОМХ (собственница Стокгольмской биржи) приобрела компанию «НЕХ Plc.», которая контролировала биржи Финляндии, Таллинна и Риги. В 2004 г. ОМХ приобрела мажоритарное участие в капитале биржи Вильнюса, а в 2005 г. осуществила слияние с биржей Копенгагена. Акции компании ОМХ, объединяющей биржи восьми стран - Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии, Латвии, Литвы и Эстонии, - котируются на четырех биржах Северной Европы. Компании, котирующиеся на одной из восьми бирж альянса, без особых процедур могут котироваться на биржах всех восьми стран. В целом «OMX Group» контролирует около 80% рынка ценных бумаг Скандинавских стран и стран Балтии.
Во время обсуждения возможностей сближения NYSE и «Euronext» некоторые специалисты высказывали опасения, связанные с распространением в Европе американских методов регулирования деятельности фондовых бирж. Однако даже в рамках «Euronext» гармонизация правил коснулась только некоторых технических аспектов регулирования. Каждая национальная биржа действует по национальным законам и ее деятельность контролируется национальным органом регулирования, так что говорить о «едином транснациональном регулируемом рынке пока преждевременно». Вместе с тем происходит определенная конвергенция правил. Так, документы по предложению сделок и проспекты составляются в Лондоне и Париже по правилам, близким к действующим в США нормам. Конвергенция проявляется также во взаимном признании норм, действующих, например, в США и во Франции. Так, иностранные компании, котирующиеся в Нью-Йорке, могут публиковать свои отчеты по нормам МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), а не по американ-
ским Общепринятым принципам бухучета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP).
Лондонская фондовая биржа (LSE) занимает первое место среди мировых бирж по количеству операций по первичному публичному предложению акций (Initial Public Offering, IPO) иностранных компаний. На 31 марта 2007 г. на LSE осуществили IPO 95 иностранных компаний, тогда как на NASDAQ - 22, NYSE - 18, «Euronext» - 11 и «Deutsche Borse» - 10 компаний. В 2007 г. LSE «приняла» 86 компаний из 22 стран, что принесло ей 14,5 млрд. ф. ст. (4, с. 44). Такой успех Лондонской биржи связан с тем, что руководство биржи уделяет особое внимание привлечению иностранных компаний. С этой целью был организован специальный отдел из 20 сотрудников, которые действуют в пяти географических зонах: 1) Азиатско-Тихоокеанский регион; 2) Индия, Пакистан и Средний Восток; 3) Россия и страны СНГ; 4) Северная и Латинская Америка; 5) Европа. В рамках LSE действуют два рынка: главный рынок (Main Market) и рынок альтернативных инвестиций (Alternative Investment Market, AIM), предназначенный для котировок быстро развивающихся малых и средних предприятий. Особое внимание уделяется привлечению компаний из стран с формирующимися рынками. На 15 февраля 2008 г. на LSE котировались 68 китайских, 57 российских и 46 индийских компаний (4, с. 46).
В настоящее время основные действующие лица финансовых рынков - брокерские и управляющие компании, депозитарии и организации пострыночной инфраструктуры - функционируют в постоянно и быстро меняющихся условиях. Это способствует изменению облика финансовой системы. Хотя точно предусмотреть облик финансовой системы в 2015 г. не представляется возможным, все-таки можно определить некоторые направления ее эволюции в ближайшие годы. При этом для каждого оператора финансовых рынков будут характерны особые факторы и вызываемые ими изменения.
Немалое влияние на развитие биржевого рынка в Европе окажет вступившая в силу 1 ноября 2007 г. директива ЕС о рынке финансовых инструментов (Marche d'instruments financiers, MIF), которая направлена на стимулирование конкуренции между биржами, чтобы снизить издержки по сделкам. Директива MIF заставит «проснуться» биржи и высвободит их инициативу в области
предоставления новых услуг клиентам. Одной из таких инициатив является, например, создание биржей «Euronext» и банками «BNP Paribas» и HSBC площадки «Smartpool», на которой будет осуществляться торговля крупными пакетами ценных бумаг. В целом возможны три сценария развития финансовой сферы в Европе в ближайшие годы.
Первый сценарий предполагает появление многополярной Европы, т. е. концентрацию определенных видов деятельности в определенных географических регионах. Так, Франция может сохранить за собой ведущее место в управлении взаимными инвестиционными фондами (сегодня ее доля на соответствующем рынке составляет 22%), хотя французские фонды значительно уступают по размеру англосаксонским, что делает их позиции весьма уязвимыми. Люксембург может усилить свою роль «поворотного круга» для европейских фондов, в Бельгии - в области хранения активов. Такой сценарий представляется наиболее вероятным и привлекательным, однако его реализация требует уже сегодня проведения соответствующей стратегии, к чему участники финансового рынка готовы не в равной степени.
Второй сценарий предусматривает полную концентрацию финансовой Европы в едином финансовом центре, каковым станет Лондон, где будут сосредоточены биржевые операции, управление активами и пострыночная инфраструктура. Реализации такого сценария противодействуют такие факторы, как уровень издержек, наличие рабочей силы и языковых барьеров, неучастие Великобритании в зоне евро.
Третий сценарий предполагает отсутствие какого бы то ни было процесса специализации. В этом случае Европа уступает свое место новым мировым финансовым центрам. Этот сценарий имеет для Европы катастрофический характер, так как сопряжен с риском маргинализации финансовой Европы. Чтобы предотвратить развитие по этому сценарию, Европа должна сосредоточиться на развитии финансовых сфер, в которых она обладает достаточным опытом.
Л.А. Зубченко