СТИЛИСТИКА
2009.02.030. ПРИХОДЬКО В.К. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
Значительная часть книги посвящена рассмотрению проблем стилистики художественного текста. В центре внимания находятся стилистические приемы и средства, относящиеся к ресурсам художественной выразительности и представленные на всех уровнях языковой системы. Под стилистическими средствами подразумеваются языковые единицы, используемые для воплощения авторского замысла и создания определенных стилистических эффектов. Способом актуализации при этом выступают стилистические (риторические) приемы. Цель данной работы - показать механизм действия некоторых наиболее ярких и значимых приемов и фигур речи, в основе которых лежит богатый потенциал языковых средств.
Предлагается различать выражения речевые средства и языковые средства, поскольку оценка, экспрессия, эмоция проявляются не в слове, а в процессе его живого употребления. Соответственно, под языковыми средствами понимаются звук, слово, сочетание слов, предложение; под речевыми средствами - экспрессивные возможности языковых средств, проявляющиеся в речи, -полисемия в контексте, омонимия в контексте, паронимия в контексте и т. д.
В работе используются примеры из произведений авторов разных литературных направлений и жанров, что позволило выявить скрытые «механизмы» и общую технологию действия того или иного приема или фигуры речи в многогранном проявлении. В анализе приемов создания речевой выразительности автор подчеркивает важность понимания их сути и назначения в произведениях того или иного писателя. Так, образные слова, принадлежащие тематической группе «цвет», рассмотрены через призму анализа романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» метафора, характеризующая человеческие чувства, описана в ходе анализа поэзии М.И. Цветаевой.
В теоретическом отношении стилистика как наука и учебная дисциплина включает в себя четыре главных взаимодополняющих направления: 1) стилистика структурная - учение о маркировках, стилистических значениях и систематизации стилистически отме-
ченных средств, стилистические потенции синонимов, антонимов; 2) практическая, или прикладная, стилистика - учение о нормативном использовании языковых средств и устранении ошибок разных типов в устной и письменной речи; 3) функциональная стилистика -учение о функционировании языковых средств в зависимости от сферы и области употребления, предполагает изучение функциональных стилей; 4) стилистика художественной речи (или «языка» художественной литературы) - экспрессивная стилистика.
Важным аспектом стилистики является учение о тропах (аллегория, гипербола, литота, мейозис, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, эпитет и др.) и фигурах (сравнение, антитеза, оксюморон, зевгма, градация, анафора, хиазм и др.) как о способах или приемах «украшения речи». Отмечается также, что интерес к проблеме (стилистические приемы и средства создания образности) имеет глубокие исторические корни. Многие из рассматриваемых в книге способов художественной выразительности обнаружены в старинных русских рукописях (имеющиеся классификации представлены в виде двух таблиц).
В своей работе автор предлагает рассмотрение стилистических приемов в соотношении с понятием системности языка, которая обеспечивается строгой иерархией и взаимозависимостью всех ярусов (уровней) языковой системы: фонетико-фонологического, лексикологического, морфологического, синтаксического. Каждый ярус охватывается определенным разделом языкознания. Отличие стилистики от других научных дисциплин заключается в основном в том, что она изучает все ярусы языка «в разрезе». Основываясь на понимании языка как единства системы и ее функционирования, автор рассматривает наиболее продуктивные стилистические приемы в русской и зарубежной художественной литературе, играющие важную роль в создании образа. Для решения этой задачи необходимым является объединение двух областей знаний, двух направлений в стилистике: стилистики структурной (ресурсной) и стилистики художественной речи.
При рассмотрении стилистических тропов, фигур, приемов и средств необходимо правильно понимать их сущность и отличия. Так, к средствам относятся антонимы, синонимы, паронимы, многозначные слова, гиперонимы и др. К приемам относятся такие структурно-семантические отношения и такая речевая реализация
средств, в которых наилучшим образом реализуется экспрессия текста и авторский замысел: внтитеза, анафора, антономасия, аллитерация, ассонанс, гипербола, градация, каламбур и др. С позиций принятого в работе системного подхода целесообразным представляется рассматривать понятия стилистической фигуры и тропа в качестве гипонимов (разновидностей) по отношению к родовому понятию (гиперониму) стилистического приема.
Основополагающей частью стилистических приемов, «материалом», реализованным в художественной речи, автор предлагает считать единицы языка (от звука до предложения). Анализ, проведенный на фонетико-фонологическом ярусе, показал, что в речевом воплощении наиболее значимыми являются следующие стилистические приемы: аллитерация, ассонанс, парономасия, антономасия, анаграмма, гомойотелевт, акростих, палиндром.
Художественной реализацией, опирающейся на языковые единицы лексического яруса (слово и фразеологическую единицу), являются такие приемы, как каламбур, метафора, аллегория, ирония, гипербола, астеизм, антифразис, мейозис, литота.
Морфологический ярус характеризуется разного вида повторами, такими как, например, тавтологические сочетания, корневые повторы семи типов, анноминации, полипттоты. Кроме того, повтор показан в сочетании с другими приемами и фигурами речи (с антитезой, парадоксом, параллелизмом, подхватом, хиазмом).
Синтаксический ярус. Его единицы - словосочетание и предложение - представлены в структурном и семантическом аспекте при описании зевгмы, параллелизма, хиазма.
Л.Г. Лузина