Научная статья на тему '2009. 02. 026. Батюк В. И. Трудное партнерство. Двусторонние режимы и институты в российско-американских отношениях после окончания «Холодной войны» / РАН. Ин-т США и Канады. - М. : Прометей, 2008. - 212 с'

2009. 02. 026. Батюк В. И. Трудное партнерство. Двусторонние режимы и институты в российско-американских отношениях после окончания «Холодной войны» / РАН. Ин-т США и Канады. - М. : Прометей, 2008. - 212 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / 1990-Е ГОДЫ НАЧАЛО XXI В. / ДВУСТОРОННИЕ СТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 026. Батюк В. И. Трудное партнерство. Двусторонние режимы и институты в российско-американских отношениях после окончания «Холодной войны» / РАН. Ин-т США и Канады. - М. : Прометей, 2008. - 212 с»

2009.02.026. БАТЮК В И. ТРУДНОЕ ПАРТНЕРСТВО. ДВУСТОРОННИЕ РЕЖИМЫ И ИНСТИТУТЫ В РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» / РАН. Ин-т США и Канады. - М.: Прометей, 2008. - 212 с.

Ключевые слова: российско-американские отношения, 1990-е годы - начало XXI в., двусторонние структуры, стратегическое партнерство.

В работе в.н.с. ИСК РАН В.И. Батюка исследуется проблема эволюции российско-американских двусторонних режимов после окончания «холодной войны». Во введении автор приводит определения режимов в современной теории международных отношений, анализирует их и заключает, что режимы - это правила и нормы, влияющие на поведение субъектов международных отношений (с. 5). Он проводит экскурс в историю российско-американских режимов, сформированных в 1930-х-1940-х годах, и прежде всего режима дипломатических отношений. В.И. Батюк опирается на широкую источниковую базу, состоящую из публикаций официальных документов, мемуарной литературы, периодических изданий и интернет-источников.

Монография состоит из двух частей. Первая часть - «Российско-американские двусторонние структуры в 1990-х годах» -включает в себя три главы. Первая глава посвящена российско-американским отношениям после краха биполярного мира. Автор задается вопросом, существовало ли в то время российско-американское стратегическое партнерство. Американское руководство действительно провозгласило «стратегическое партнерство» с новой Россией и пошло на подписание ряда российско-американских соглашений, в которых говорилось о партнерском качестве этих отношений. США предоставили СССР экономическую помощь, оказали финансовое и технологическое содействие демонтажу оружия массового уничтожения в СССР. С другой стороны, ряд мер США, например расширение НАТО на Восток, планы создания национальной системы ПРО США, экономические санкции и дискриминационные меры в отношении российских предприятий, попытки создать геополитические и экономические противовесы рос-

сийскому влиянию на территории бывшего СССР, позволяют думать, что «подход к России как к потенциальному противнику сохраняется» (с. 29).

Глава вторая посвящена анализу двусторонних структур в военно-политической сфере российско-американских отношений после окончания «холодной войны». Военно-политические проблемы занимали главное место в советско-американских отношениях. Из 162 соглашений, заключенных в 1951-1991 гг., 62 были посвящены контролю над вооружениями. «Мотором» советско-американского контроля над стратегическими вооружениями были встречи в верхах, а договорной базой - Договор СНВ-1. С 1992 г. подготавливался Договор СНВ-2. Двусторонние режимы контроля над стратегическими и нестратегическими ядерными вооружениями дополнились односторонними разоруженческими инициативами Москвы и Вашингтона, которые «позволяли - в некоторых случаях - решать накопившиеся сложные проблемы в сфере сокращения ядерных вооружений (пример - односторонние, но параллельные шаги США и СССР/России в конце 1991 г. по переводу их тактических ядерных вооружений на централизованное хранение), избегая при этом многолетних изнурительных переговоров» (с. 42). Двусторонний режим контроля над стратегическими наступательными вооружениями был в целом сохранен, но режимы контроля над стратегическими оборонительными вооружениями и ядерными испытаниями столкнулись с серьезными проблемами. В то же время была основательно обновлена договорно-правовая база двусторонних отношений: в 1992-2000 гг. Москва и Вашингтон заключили свыше 150 межправительственных и межгосударственных соглашений.

В третьей главе рассматриваются двусторонние структуры торгово-экономической и научно-технической сфер российско-американских отношений 1990-х годов. После окончания «холодной войны» и распада СССР в российско-американской торговле произошли положительные изменения: вырос общий объем торговли, возникло положительное сальдо торгового баланса России и США, возросли взаимные поставки машин и оборудования. Более значительные перемены произошли в кредитно-финансовой сфере, открылись перспективы прямых американских частных инвестиций в российскую экономику. В 1992 г. был создан межправительст-

венный российско-американский комитет по развитию делового сотрудничества. Комитет занимался регулированием внешней торговли, инвестициями и коммерческими проектами, развитием малого бизнеса. Был также создан подкомитет по конверсии военного производства. В 1993 г. была основана российско-американская комиссия по вопросам технологии, т.н. «комиссия Гор - Черномырдин». По мнению автора, она была «тем форумом, на котором обе державы имели возможность обсуждать и находить решения многих торгово-экономических и научно-технических проблем» (с. 93-94).

Вторая часть - «Российско-американские двусторонние структуры в XXI в.» - состоит из двух глав. Глава первая посвящена проблеме двусторонних режимов начала XXI в. В конце 1990-х годов структура двусторонних отношений перестала справляться со стоявшими перед ней задачами, о чем свидетельствует снижение уровня координации политики США и России в отношении друг друга. На двусторонних отношениях отрицательно отразилась неблагоприятная политическая конъюнктура в РФ и США. Но в 2000 г. российским и американским руководством были предприняты меры по реанимации двустороннего диалога. В указанном году состоялись четыре встречи в верхах, удалось наметить новые направления сотрудничества Москвы и Вашингтона в военно-политической сфере. Однако победа на президентских выборах в США в 2000 г. республиканского кандидата Дж. Буша-мл. означала, что подход Вашингтона к сохранению российско-американских режимов должен измениться.

Новый американский президент заявил о выходе США из Договора ПРО, но «проявил готовность сохранить другие двусторонние разоруженческие режимы» (с. 110). А отсутствие предложений, определяющих структуру и качественные параметры стратегических наступательных потенциалов сторон, позволили Москве и Вашингтону без политических проблем заключить в мае 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. В то же время «отсутствие какого бы то ни было режима по региональным аспектам российско-американских отношений делает данную сферу двусторонних отношений источником нестабильности - как для двусторонних взаимоотношений двух великих держав, так и для военно-политической обстановки в Евразии в целом» (с. 147).

В главе второй рассматриваются двусторонние структуры в экономической сфере современных российско-американских отношений. В 2000-2006 гг. отношения США и России в сфере торговли, экономики, науки и техники развивались противоречиво. С одной стороны, двусторонняя торговля вышла на более высокий уровень, увеличился товарооборот. С другой стороны, позитивная динамика торговли была достигнута за счет высоких мировых цен на топливно-энергетические товары и ослабления доллара, а структура российско-американской торговли принципиально не изменилась. Более того, США в первые годы XXI в. утратили позиции ведущего иностранного инвестора в российскую экономику, уступив первенство по объему прямых инвестиций Кипру и Нидерландам.

Позитивный импульс сохранился в научно-технической сфере, в которой ведущие компании аэрокосмической отрасли США активно сотрудничают с российскими предприятиями. Новой положительной тенденцией в российско-американских технологических связях стало продвижение информационных технологий России на рынок США. В то же время двусторонняя торговля сталкивается с рядом препятствий. Нерешенной остается проблема дискриминации России в вопросах экспортного контроля и многие другие вопросы. В 2001 г. взамен «комиссии Гор - Черномырдин» было решено создать «Российско-американский деловой диалог». Это было «объединение российских и американских бизнесменов, которое, правда, получило право направлять официальные доклады правительствам РФ и США» (с. 154).

В заключении автор рассматривает российско-американские двусторонние структуры накануне президентских выборов в России и США в 2008 г. Он отмечает, что в последние годы в российско-американские отношения вернулся идеологический конфликт, имевший место во времена существования СССР (с. 165). И это осложнило ситуацию с двусторонними режимами и институтами. В Стратегии национальной безопасности США, принятой в марте 2006 г., было сказано, что российско-американские отношения зависят от готовности российского правительства «двигаться вперед, а не назад, по пути свободы» (там же). Выступая в Вильнюсе в мае 2006 г., вице-президент США Р. Чейни фактически поставил России ультиматум: или отказ от самостоятельности в области внешней и внутренней политики, или конфронтация. В настоящее время

верх взяла стратегия постепенного «встраивания» России в западное сообщество. Но, как указывает автор, в период предвыборных кампаний 2008 г. «не приходится ожидать от российских и американских элит каких-то серьезных инициатив, направленных на реанимацию двусторонних режимов» (с. 175).

В книге имеются приложения, представляющие собой приведенную в таблицах характеристику советско-американских и российско-американских двусторонних институтов, перечень договоров, в соответствии с которыми были сформированы данные институты, а также список российско-американских межправительственных и межгосударственных соглашений 1992-2007 гг.

О. В. Бабенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.