Научная статья на тему '2009. 02. 024. Россия и восстание в Боснии и Герцеговине, 1875-1878: документы / РАН. Ин-т славяноведения; отв. Ред. : Никифоров К. В. ; сост. Косик В. И. И др. - М. : Индрик, 2008. - 446 с'

2009. 02. 024. Россия и восстание в Боснии и Герцеговине, 1875-1878: документы / РАН. Ин-т славяноведения; отв. Ред. : Никифоров К. В. ; сост. Косик В. И. И др. - М. : Индрик, 2008. - 446 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ КРИЗИС / 1875-1878 ГГ. / БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА / РОССИЯ И ВОСТОЧНЫЙ КРИЗИС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 024. Россия и восстание в Боснии и Герцеговине, 1875-1878: документы / РАН. Ин-т славяноведения; отв. Ред. : Никифоров К. В. ; сост. Косик В. И. И др. - М. : Индрик, 2008. - 446 с»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2009.02.024. РОССИЯ И ВОССТАНИЕ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ, 1875-1878: ДОКУМЕНТЫ / РАН. Ин-т славяноведения; Отв. ред.: Никифоров К В.; Сост. Косик В И. и др. - М.: Индрик, 2008. - 446 с.

Ключевые слова: Восточный кризис, 1875-1878 гг., Босния и Герцеговина, Россия и Восточный кризис.

В реферируемом сборнике собраны неопубликованные документы из архивов Российской Федерации - Архива внешней политики Российской империи, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, Российского государственного военно-исторического архива и Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга, относящиеся к событиям Восточного кризиса 70-х годов XIX в. в Боснии и Герцеговине, западной провинции Османской империи. В книге нашли отражение социально-экономическое развитие, церковная и общественно-политическая жизнь Боснии и Герцеговины, национально-освободительная борьба ее славянского населения в период Восточного кризиса и его надежды на Россию. Особое внимание уделяется дипломатии европейских держав, их стремлению использовать кризис в Боснии и Герцеговине в своих целях. Сборник снабжен терминологическим словарем, указателем имен и указателем географических названий.

Восточный кризис 1870-х годов был важным событием международной жизни Европы. Его причинами явились усиление процесса внутреннего разложения Османской империи, широкий размах национально-освободительного движения балканских народов, борьба великих держав за политическое и экономическое влияние на Балканах. Кризис начался летом 1875 г. восстанием в Боснии и Герцеговине, повлек за собой в 1876 г. войну Сербии и Черногории с Турцией и русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

Хронологически рамки сборника охватывают события с июня 1875 г. (начало восстания в Боснии и Герцеговине) по июль 1878 г.

(завершение Берлинского конгресса). Последний период восстания (с апреля 1877 г. по июнь 1878 г.) представлен документами фрагментарно, так как в апреле 1877 г. с началом русско-турецкой войны российские консулы были отозваны из Боснии и Герцеговины.

Основной корпус документов сборника составляют донесения российских консулов из Сараева, Мостара и Дубровника (с. 1324, 41-46 и др.). Собранная ими информация считалась достоверной, поскольку консулам поручалось тщательно ее проверять. В консульских донесениях нашел отражение ход восстания в Боснии и Герцеговине, требования повстанцев, их переговоры с турецкими и австрийскими представителями об условиях урегулирования конфликта. В этих документах отражена также вера славянского населения в защиту и поддержку со стороны России, поскольку консулы А.Н. Кудрявцев, Н.А. Илларионов, А.С. Ионин имели тесные контакты со славянским населением. Более того, русские консулы осуществляли право покровительства христианским народам Балкан, которое Россия получила по Парижскому мирному договору 1856 г. Они же контролировали выполнение статей хатт-и хумаюна (султанского указа 1856 г.), уравнивавшего население Порты в правовом отношении. Ценность консульских донесений определяется также подробным изложением хода военных действий между повстанцами и турецкими войсками, анализом позиций Австро-Венгрии, Сербии и Черногории, соотнесением их с позицией России. Так, в донесении российского посла в Вене Е.П. Новикова от 22 августа (3 сентября) 1875 г. было сказано об усилении радикального характера восстания в Боснии и Герцеговине и необходимости согласовать действия России и Австро-Венгрии (с. 65-73). Посол отмечает, что он «с самого начала не строил себе никаких иллюзий относительно конечных целей австро-венгерской политики и указывал на то, что наша задача здесь сводится почти на нет соответствующими инструкциями, разработанными в Вене» (с. 69). В отдельных документах приводятся различные проекты. Так, например, в донесении дипломата И.С. Ястребова послу в Константинополе Н.П. Игнатьеву от 13 ноября 1875 г. содержатся проекты наделения пустующими землями христиан Герцеговины и реформы судопроизводства (с. 168-170).

В сборнике опубликованы также инструкции МИД консулам и ответные депеши российского МИД и константинопольского по-

сольства (с. 79-82 и др.). Они раскрывают позицию правительства Российской империи, его отношение к национально-освободительному движению славян и балканскую политику России. Из документов видно, что власти России на начальной стадии кризиса видели в восстании в Боснии и Герцеговине явление частного характера и пытались достигнуть умиротворения путем совместных действий держав в рамках Союза трех императоров. Петербург опасался перерастания конфликта в общебалканскую войну и втягивания в нее России. О готовности к компромиссу с Австрией говорит телеграмма канцлера А.М. Горчакова консулу Н.П. Игнатьеву от 19 октября 1876 г.: «В Вене хотят избежать открытой совместной акции, но допускают тайно скомбинированную акцию -мы в Болгарии, а если нужно, то и австрийцы в Боснии» (с. 323).

Документы сборника представляют интерес и в том плане, что они не ограничиваются показом официальной позиции России. Они дают представление и об отношении к восстанию в Боснии и Герцеговине различных слоев русского общества. Сочувственную реакцию боснийский кризис вызвал в российской глубинке. Так, крестьянин слободы Кукарки Вятской губернии Д. Медведев 16 ноября

1875 г. направил председателю Московского славянского комитета И.С. Аксакову письмо с приложением в виде денег, собранных крестьянами севера для семей герцеговинских повстанцев, и просьбой «принять сие пожертвование...» (с. 171). В оказании помощи славянам стремились принять участие даже дети. Об этом свидетельствует письмо Мити и Маши Овсянниковых из г. Юрьева от 10 января

1876 г. в редакцию неустановленной газеты с просьбой переслать отправленные ими деньги семьям герцеговинских повстанцев (с. 217). Большая помощь оказывалась славянскими благотворительными комитетами. В докладной записке начальника III отделения с.е. и.в. канцелярии Н.В. Мезенцева Александру II о сборах пожертвований Московским славянским комитетом в пользу семей повстанцев Боснии и Герцеговины от 14 октября 1875 г. было сказано: «Славянский комитет со всеми своими адептами - славянофилами и радикальными русофилами производит довольно сильную в настоящую минуту агитацию в пользу увеличения пожертвований для бедствующих чрез восстание жителей Боснии и Герцеговины» (с. 151). В сборнике имеются документы, касающиеся Цетинского благотворительного и Петербургского славянского комитетов (с. 37 и др.),

Московского славянского комитета (с. 154-155 и др.). Помощь не прекращалась даже во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда русское общество переключилось на содействие нуждам армии.

Завершением боснийского кризиса явился Берлинский конгресс (июнь-июль 1878 г.), закрепивший появление независимых государств Сербии, Румынии, Черногории и автономного Болгарского княжества. Эти события нашли отражение в документах, включенных в реферируемый сборник. В частности, о готовности Турции уступить Боснию и Герцеговину Австро-Венгрии было сказано в телеграмме дипломата П.А. Шувалова канцлеру А.М. Горчакову от 6 (18 декабря) 1877 г. (с. 390-391). В ней сообщалось, что «султан повелел сделать предложение графу Андраши1 об уступке Герцеговины и Боснии в обмен на австро-венгерское согласие» (с. 390). А в телеграмме П.А. Шувалова в МИД России от 23 июня (5 июля) 1878 г. говорилось об одобрении Берлинским конгрессом оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (с. 416), которая, как известно, состоялась лишь в 1908 г.

О. В. Бабенко

1 Граф Андраши Дьюла Старший (1823-1890) в 1871-1879 гг. был министром иностранных дел Австро-Венгрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.