Научная статья на тему '2009. 02. 008. Художественная антропология и творчество писателя: Учебник для гуманитарных фак-тов / Под ред. Савельевой В. В. , абдуллиной Л. И. - Усть-Каменогорск; Алматы: ТОО «Рестит», 2007. - 410 C'

2009. 02. 008. Художественная антропология и творчество писателя: Учебник для гуманитарных фак-тов / Под ред. Савельевой В. В. , абдуллиной Л. И. - Усть-Каменогорск; Алматы: ТОО «Рестит», 2007. - 410 C Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1089
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ / ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 008. Художественная антропология и творчество писателя: Учебник для гуманитарных фак-тов / Под ред. Савельевой В. В. , абдуллиной Л. И. - Усть-Каменогорск; Алматы: ТОО «Рестит», 2007. - 410 C»

2009.02.008. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ: Учебник для гуманитарных фак-тов / Под ред. Савельевой В.В., Абдуллиной Л.И. - Усть-Каменогорск; Алматы: ТОО «Рестит», 2007. - 410 с.

Авторы книги рассматривают «художественную антропологию» как «отдельную дисциплину в рамках теории литературы, где она соотносится с исторической и теоретической поэтикой, сюже-тологией, характерологией, иконикой, стилистикой» (с. 3). Учебник создан коллективом ученых и преподавателей Восточно-Казахстанского ун-та им. С. Аманжолова в содружестве с доктором филол. наук В.В. Савельевой, проф. Казахского национального пед. ун-та им. Абая. Книга включает три раздела. В первом - «Художественная антропология и литературное творчество» - публикуется курс лекций В.В. Савельевой. Материалы второго раздела - «Теория и практика изучения художественной антропологии писателя» -подготовлены Л.И. Абдуллиной, М.Г. Васильевой, Л.Н. Демченко, Г.И. Полторжицкой, А.А. Джилкибаевой, Т.И. Сидихменовой, В.Ф. Минаевым и «представляют собой своего рода практикум», наглядно иллюстрирующий отдельные аспекты научной школы В.В. Савельевой1. Третий раздел отведен «Словарю основных терминов и понятий» (составленному В.В. Савельевой, Л.И. Абдуллиной, М.Г. Васильевой с учетом специфики учебника).

Реферируется первый раздел. «Предмет художественной антропологии, - пишет В.В. Савельева, - вторичен по отношению, например, к исторической или психологической антропологии, ибо... имеет дело с образом человека, возникающим в воображении читателя в процессе чтения художественного текста; а также с автором как создателем воображаемой антропоморфной реальности и читателем, воспринимающим ее... В область художественной антропологии входят: осмысление, интерпретация и разноаспектное изучение образов-персонажей» (с. 6). Клю-

1 См. также: Савельева В.В. Художественный текст и художественный мир: Проблемы организации. - Алматы, 1996; Савельева В.В. Художественная антропология. - Алматы, 1999; От художественного текста - к художественному миру: Теория. Методика. Практика / Под ред. Савельевой В.В. - Алматы, 2000.

чевыми понятиями выступают: персонаж / образ-персонаж, человек / образ человека.

«Персонаж - вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении; любое лицо, которое обладает в произведении статусом демонстрируемого объекта, образ, который участвует в развитии сюжетного действия» (с. 385). Вследствие вербального характера литературы невозможно «представить образ-персонаж визуально (как в живописи), озвучить его речевые интонации (как в кино), показать его тело в движении и пластике (как в театре, кино, танце)» (с. 28). Кроме того, вследствие линейности и дискретности художественного текста персонаж не может быть представлен одномоментно, читатель узнает о нем постепенно.

В.В. Савельева останавливается на приемах введения персонажа в текст. Знакомство читателя с персонажем может начаться с упоминания повествователя или других персонажей его имени («Ее сестра звалась Татьяна...»), с подробной или частичной характеристики его повествователем, с разговоров о нем других действующих лиц (разговоры о Настасье Филипповне в романе «Идиот»), герой (героиня) может быть показан через восприятие других персонажей (в «Анне Карениной» читатель видит главную героиню глазами ее брата, Вронского, Кити и др.). Нередко автор выносит номинацию персонажа в заглавие произведения («Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин»). В драматургии персонаж назван в списке действующих лиц, где часто ему дают и краткую характеристику.

В структуре персонажа различаются два плана. «Внешний план» - именные номинации, первичные (личное имя, фамилия, прозвище) и вторичные (разного рода перифразы, эпитеты, тропы,), портрет, формы поведения. «Внутренний план» - характер, мысли, чувства и переживания персонажа. Автор может создавать необычные имена (например, Высь-Ястребовна, Зорь-Лазаревна в творчестве М. Цветаевой и др.); заимствовать имена из других художественных миров (Гамлет, Лир в заглавиях произведений И.С. Тургенева); использовать мифонимы в качестве собственных имен (дьякон Ахилла в романе Н.С. Лескова «Соборяне»); своеобразными видами номинации являются инициалы и прозвища.

Имя персонажа часто оказывается значимым: оно может указывать на его характер, жизненную позицию, наметить судьбу. В качестве примера анализируются имена героев Гоголя (Макар Девушкин), Достоевского (Лев Мышкин). «Можно утверждать, что отдельные имена вследствие своей частой употребляемости в художественных текстах одного или нескольких писателей становятся ключевыми знаками-образами, несущими в себе дополнительную интертекстовую информацию, на фоне которой и воспринимается каждый следующий персонаж, носящий это же имя» (с. 49). Например, образы всех героинь, носящих имя Лизы, напоминают историю «Бедной Лизы». «В художественном мире статус безымянного образа-персонажа иной, чем у персонажа с личным именем» (с. 57)1.

Значимым в структуре образа-персонажа является портрет -это «целостное, преимущественно визуальное представление о конкретном персонаже» (с. 65). Портреты бывают статическими (отличают устойчивые признаки внешнего облика) и динамическими (передают жесты, мимику, речевые манеры). В.В. Савельева выделяет типы портретных описаний, в которых преобладают: 1) экс-териоризация (персонаж вписан в окружающий мир - предметно-бытовой или природный) и интериоризация (показана внутренняя жизнь персонажа). К первому типу относятся портреты помещиков в поэме «Мертвые души»; ко второму - портреты Аси, Елены Стаховой и других героинь И.С. Тургенева. Возможно сочетание в портретных описаниях обеих тенденций (таковы многие персонажи Ф.М. Достоевского). «Портретные описания могут быть даны в восприятии автора, персонажей (взаимовосприятие) или в самовосприятии, когда персонаж видит свое отражение в зеркале»; можно разграничить «портреты-описания, которые передают подробности облика человека, и портреты-впечатления, которые передают мнение смотрящего» (с. 66).

1 См.: Альтман М.С. Достоевский: По вехам имен. - Саратов, 1975; Лихачёв Д. С. От исторического имени литературного персонажа к вымышленному // Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970; Силаева Г. А. Ан-тропонимия художественных произведений Л.Н. Толстого. - Рязань, 1986; Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. - М., 1995.

Автор различает понятия: лицо, лик и маска/личина1. Лицо -это обычное, каждодневное «я» человека; в литературе оно воплощено в портретных описаниях; лик - проявление в облике человека его духовного начала. Лицу и лику противопоставляется понятие маски (личины). Маска «порождается ролью, которую вольно или невольно, сознательно или бессознательно определяет для себя человек среди людей» (с. 103).

Большую роль в портретных описаниях играют детали: цветовые, телесные, мимические, жестовые, звуковые, костюмные и др. Художественные тексты поражают обилием многообразных описаний глаз, волос, рук, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма. Через сравнения могут подчеркиваться метаморфозы (так, у Гоголя в человеке может обнаруживаться и медвежье, и мышиное, и тыквенное, и кабанье, и собачье).

Внешний портрет персонажа связан с его внутренним портретом. Последний намного сложнее визуального облика. Однако по характерным признакам внешнего портрета можно угадать сущность человека. Так, одежда выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение. Часто одежда ситуативно значима: небрежность, неряшливость обычно мотивированы внутренним состоянием (спешка, волнение, забывчивость, равнодушие, вызов, эпатаж)2.

«Эмоциональность - одна из важнейших устойчивых характеристик человеческой индивидуальности» (с. 126). Можно говорить о поэтике изображения эмоций3. Эту поэтику «отличает особый характер описаний и речевых характеристик, своеобразный

1 См.: Бажин Е.Ф., Ганина Н.А., Корнева Т.В. Описания лица в художественной литературе как проблема восприятия человека человеком // Вопр. лит. -М., 1984. - № 2. - С. 143; Савельева В.В. Лишь в них сверкает пламя Прометея // Книголюб. - М., 2006. - № 10; Чеснов Я. Человек: Маска или марионетка? // Человек. - М., 2004. - № 3. - С. 94; Ямпольский М.Б. Маска и метаморфозы зрения // Тыняновский сборник: Пятые Тыняновские чтения. - Рига, 1994.

2 См.: Вайнштейн О. Одежда как смысл: Идеологемы совр. моды // Иностр. лит. - М., 1993. - № 2; Сергеев-Клятис А. Сожаление о старом халате // Литература. - М., 2006. - № 2.

3

См.: Василюк Ф. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопр. психологии. - М., 1988. - № 5; Теофраст: Характеры. - М., 1993; Прохорова А.О. Психология неравновесных состояний. - М., 1998.

синтаксис. индивидуальный образный ряд (акцент на звуках-образах, образах-запахах, тактильных ощущениях.)» (с. 120). Эмоциональные состояния могут быть поверхностными и глубокими, продолжительными и кратковременными, контролируемыми и бессознательными. Психическое состояние может положительно или отрицательно влиять на человека, на его отношения с окружающими.

В.В. Савельева предлагает классификацию персонажей, основываясь на проявлении разных эмоциональных состояний. Первый тип - человек чувственный, отсюда преобладание образов-ощущений: зрительных, тактильных, вкусовых, образов звуков и запахов1. Второй тип - человек мыслящий; внутренняя речь, несобственно-прямая речь, диалоги, монологи, письма, дневники, записи, воспоминания - все это приемы, с помощью которых автор передает мысли и чувства персонажей, их движение. Третий и четвертый типы - человек смеющийся и человек плачущий. Наблюдения за персонажами позволяют говорить о противоречивости характера смеющегося человека. «С одной стороны, это гомерический, скомороший. радостный народно-площадной смех раскрепощенного тела и ума. С другой стороны, художественная литература изображает смех, сопровождающий агрессию, разрушение, смех циничный, жуткий.» (с. 139). Человек плачущий -персонаж в состоянии сильной эмоциональной экспрессии; но плачут и от счастья, и от горя, плачут злодеи и невинные. Смех и слезы как «знаки эмоционально-телесной экспрессии» помогают читателю глубже проникнуть в мир чувств и мыслей героя2. Примечательны случаи столкновения противоположных проявлений эмоций, когда смех одних персонажей призван успокоить сле-

1 См.: Кушлина О. От слова к запаху: Русская литература, прочитанная носом: Антология // Новое лит. обозрение. - М., 2000. - № 43; Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. -М., 1990; Пирогов К.Г. Быть - значит есть // Философия пира: Опыт тематизации. -СПб., 1999.

2 См.: Карасев Л.Ф. Философия смеха. - М., 1996; Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе. - М., 1993; Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. ст. -М., 1976.

зы других и, наоборот, есть смех сквозь слезы. Так, М. Монтень в одной из глав своей книги «Опыты», названной «О том, что мы смеемся и плачем от одного и того же», представляет смех и слезы как взаимосвязанные феномены. Последний в этом ряду тип - человек страдающий и умирающий. Телесная боль соотносится с душевной болью или противопоставляется ей; «одновременно утверждается невыносимость не только физической, но и нравственной боли, а порой и превосходство последней» (с. 158-159). Тема болезни, страдания и смерти тесно связана с другой вечной темой -любви. В художественной танатологии изображается жизнь после смерти.

Наряду с образом человека существуют другие персонажи -животные, растения, предметы, наделяемые человеческими чертами. В.В. Савельева анализирует также и некоторые типы образов, важных для понимания художественной антропологии: это - предметы, образы-мысли и образы-переживания. К «вечным образам мировой культуры» отнесены сердце и душа1. Сердце является вместилищем опыта душевной жизни, символом жизни, «средоточием страстей и чувств. страдания и радости» (с. 89). Автор отмечает, что художественная антропология требует разграничения душевной и духовной жизни: например, персонажи Достоевского (Николай Ставрогин, Иван Карамазов) - глубоко духовные существа, но они лишены душевности.

В работе также дан анализ понятий пространственной и темпоральной моделей художественного мира. Автор выделяет вертикальные, горизонтальные пространства, дальние и ближние, внешние и открытые, динамические и статические виды пространственных характеристик. Общее представление об организации художественного пространства складывается из соотнесенности всех видов пространства, которые наблюдаются и вычленяются в процессе чтения, понимания и интерпретации художественно текста.

Время художественное В.В. Савельева рассматривает как представление о времени, характерное для автора, и как время, во-

1 См.: Буланов А.М. Философский и культурологический смысл мифологемы «сердце» // Литература и фольклор: Проблемы взаимодействия. - Волгоград, 1992; Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопр. философии. - М., 1990. - № 4; Каспеваричюс М. Мистическая анатомия. - М., 1998.

площенное в образах художественного мира (социальное, мифологическое, фольклорное, физическое, бытовое, фантастическое и др.)1. Художественное время может вмещать в себя настоящее -прошедшее - будущее, фантастическое, ирреальное, реальное, объективное, субъективное, хронологическое и вечное; художественное время может повторяться, сжиматься, растягиваться, замедляться, обращаться вспять.

«В искусстве пространство и время - это своеобразные реальности "второго ряда" (антропологического), при этом преобладают "нефизические" формы их организации, связанные с передачей их как переживания, т.е. происходит интериоризация (внутреннее видение) этих сущностей» (с. 194).

Автор анализирует понятие «художественный мир»2 как «фантазийно организованное. воображаемое, нематериальное представление о художественной реальности, соединяющее в себе кажущееся жизнеподобие картины мира и рациональные, вероятностные, виртуальные ее варианты» (с. 249). «Общение» читателя с художественным миром проходит три стадии: «вхождение в него», чтение (интерпретация), «обживание» - осмысление образного строя мира и его антропологии, построение пространственной и темпоральной модели; ситуация «выхода» из художественного мира. Художественный текст оживает в процессе прочтения, в интерпретации он получает новые смыслы.

И.А. Парышева

1 См.: Тураева З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное. - М., 1979; Дубровский В.Н. Концепция пространства - времени. -М., 1991; Лупандина В.И., Сурнина О.Е. Субъективные шкалы пространства и времени. - Свердловск, 1991.

2 См. также: Бибихин В.В. Мир: Курс лекций, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 г. - Томск, 1995; Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 1999; Чернец Л.В. Мир произведения // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные термины и понятия. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.