Научная статья на тему '2009. 02. 007. Семенова Т. И. Лингвистический феномен кажимости. - Иркутск: Иркут. Гос. Лингв. Ун-т, 2008. - 237 с. - библиогр. : С. 200-233'

2009. 02. 007. Семенова Т. И. Лингвистический феномен кажимости. - Иркутск: Иркут. Гос. Лингв. Ун-т, 2008. - 237 с. - библиогр. : С. 200-233 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЖИМОСТЬ / ПОЗНАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 007. Семенова Т. И. Лингвистический феномен кажимости. - Иркутск: Иркут. Гос. Лингв. Ун-т, 2008. - 237 с. - библиогр. : С. 200-233»

2009.02.007. СЕМЕНОВА Т.И. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН КАЖИМОСТИ. - Иркутск: Иркут. гос. лингв. ун-т, 2008. - 237 с. -Библиогр.: с. 200-233.

В монографии исследуются лингвистические особенности феномена кажимости, дается описание его концептуальной и языковой онтологии, устанавливается языковой статус, семантический и функциональный потенциал данного явления.

Работа состоит из введения, четырех глав (1. «Феномен кажимости в парадигме научного знания»; 2. «Модусный статус кажимости»; 3. «Внутренняя сфера человека сквозь призму модуса кажимости»; 4. «Мир как он есть vs мир, каким он кажется») и заключения.

Попытка осмыслить с лингвистической точки зрения феномен кажимости, определить его природу и языковой статус позволила автору прийти к заключению о категориальном статусе этого многоаспектного понятия. В системе языковых категорий лингвистичекий феномен «кажимость» определяется как «категория модуса (модусная категория), имеющая перцептивно-когнитивно-аффективную природу» (с. 196). В категориальном пространстве языка модус кажимости носит эпистемный характер, так как он является языковой формой категоризации различных видов чувственного и логического познания. Модус кажимости имеет метауровневый характер, поскольку мо-дусное событие выступает своего рода квалификатором диктума, референтом которого является некоторое положение дел в реальности. В системе ментальных значений модусные значения кажимости занимают особое место, которое предопределено интерпретативным компонентом в семантике кажимости. Категория кажимости относится к квалификативным сферам познавательной деятельности и, соответственно, вводит квалификативно-оценочное видение мира. По своему языковому статусу эта категория может рассматриваться как категория, отражающая в эксплицитной форме личностное начало в значении предложения, присутствие человека в семантической структуре высказывания.

Антропоцентрическая природа модуса кажимости заключается в выражении результатов индивидуальной познавательной деятельности. Высказывания с модусом кажимости объективируют закономерности когнитивной деятельности в области концептуализации и категоризации внешнего мира и внутренней сферы человека. Модус

кажимости связан со способами мышления о мире, его определенным видением, что проявляется в совмещении перцептивной и эпистеми-ческой семантики. Семантический диапазон когнитивных состояний, категоризуемых через модус кажимости, подтверждает сложную структуру познавательной деятельности человека.

По результатам исследования делается вывод о том, что семантический потенциал модуса кажимости представляет единство значений, совокупность которых формирует когнитивное пространство кажимости как составляющую единого когнитивного пространства (ментальной модели) субъекта познания. Это своего рода движение в мире знания, в котором выделяется эпистемический мир «полного» знания и эпистемический мир «неполного» знания. Языковые единицы кажимости вербализуют концептуальные области неполного знания, неуверенного мнения, оценочного мнения, «ложного» восприятия, «внутреннего» зрения, припоминания. Модус кажимости служит также для передачи «чужого» мнения. В целом высказывания с модусом кажимости отражают информационные нюансы познавательной ситуации в диапазоне от знания до мнения, категоризуя эпистемиче-ские состояния разной информационной глубины. Изменение эписте-мического состояния субъекта сопровождается изменением когнитивного статуса вводимого суждения и, соответственно, преобразованием синтаксической структуры всего высказывания.

В работе было выдвинуто и развито положение о том, что «реконструировать» внутреннюю сферу человека «по данным языка» можно двумя принципиально разными способами: с позиции стороннего наблюдателя и с точки зрения самого чувствующего субъекта -«извне» и «изнутри». Возможность репрезентации внутренней сферы человека «изнутри», через Я-модусную рамку, обусловлена корефе-рентностью субъекта диктума и субъекта модуса. Я-модусная рамка кажимости номинирует внутренние ощущения, обусловленные точкой зрения субъекта на природу собственного тела и происходящие в нем физиологические процессы как бы «изнутри». Экспериенциаль-ный опыт субъекта вербализуется синтаксическими моделями с партитивами, с именами предметной и событийной семантики в позиции субъекта. Через Я-модусную рамку концептуализируется сенсорная оценка (оценка-ощущение) и переживание времени.

Языковая специфика единиц модуса кажимости заключается в их способности вводить позицию Другого, то есть осуществлять ре-

ференцию к лицу, воспринимающему и оценивающему ситуацию. Наличие позиции наблюдателя, не совпадающей с позицией субъекта денотативной ситуации, обусловливает не-Я модусную рамку кажимости. Высказывания с не-Я модусной рамкой кажимости отражают в своей семантике знаковую ситуацию, составляющими которой являются объекты принципиально разной природы - знаки и их значения («означающие» и «означаемые»). В суждениях о внутреннем мире человека, вынесенных «извне», с позиции наблюдателя, предикативы и длительная форма инфинитива маркируют результат вторичной категоризации наблюдаемой симптоматики. Перцептивно-когнитивная структура модуса кажимости обусловливает возможность представления «скрытой» сущности (внутренней сферы) через внешние признаки, которые воспринимаются как источник сведений о внутреннем мире человека. Взаимодействие прагматических факторов говорящего и наблюдателя обусловливает в структуре «языкового Я» когнитивное «расщепление» субъекта на Я-познающее и Я-познаваемое.

Языковая картина мира, объективируемая через модус кажимости, несет в себе черты человеческого способа мироощущения, так как она релятивизирована относительно воспринимающего субъекта. Осмысление роли человеческого фактора в языке позволило по-новому взглянуть на проблему субъективного в языке, связав ее с познавательной деятельностью человека и тем, как особенности этой деятельности отражаются в структуре языка. Высказывания с модусом кажимости отражают особенности индивидуального, личностного восприятия предметов и явлений внешнего мира, их вписанность в субъективный контекст.

Синтаксис высказываний с модусом кажимости построен так, чтобы сфокусировать внимание на свойствах и характеристиках воспринимаемого и их преломлении в сознании воспринимающего субъекта, что позволяет представить не столько предметы, события в их непосредственной данности, сколько впечатление от них.

Коммуникативный замысел говорящего при выборе языковых знаков кажимости состоит в том, чтобы сообщить не просто о качествах, признаках объектов и явлений в окружающем его мире, но о том, какими объекты представляются, «кажутся» воспринимающему их человеку в зависимости от условий восприятия, потребностей воспринимающего субъекта. Конструкции с модусом кажимости являют-

ся конвенциональными языковыми моделями для концептуализации субъективности восприятия и субъективной оценки воспринимаемого.

Противоспоставление диктума и модуса в смысловой структуре предложения дало повод к противопоставлению элементов картины мира с точки зрения говорящего, функциональным аналогом которого в повествовании является персонаж. Эсплицитные формы модуса в повествовательном дискурсе служат формальным сигналом изображения действительности через призму восприятия персонажа. Вербализованная модусная рамка порождает диалогичность, двуголосие, полифоничность повествования. Способность единиц модуса кажимости осуществлять референцию к лицу, воспринимающему и оценивающему ситуацию, позволило увидеть в этих языковых элементах новые аспекты их значения. Интерпретационный характер модуса связан с «точкой зрения» модусного субъекта, референциально отличного от говорящего, что создает перспективу широкого изучения процессов субъективации и персонификации речи.

Делается общий вывод о том, что в высказываниях с модусом кажимости проявляется сущность человека, обнаруживается его внутреннее содержание, эспериенциальная и эпистемическая составляющие его внутренней сферы. Сложная структура познавательно -оценочной деятельности человека, объективируемая через модус кажимости, свидетельствует о том, что эта языковая категория занимает определенное место в типологии модусов как способ получения и структурации различных видов знания, как способ индивидуализации знания и восприятия. Модус кажимости фиксирует в языковой форме опыт индивидуальной познавательной деятельности, взаимодействия человека с окружающим его миром. Это значит, что в языке объективирована особая структура представления знания о мире и человеке, особый способ создания языковой картины мира в модусе (в концептуальном мире) воспринимающего и познающего мир субъекта.

А.М.Кузнецов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.