Научная статья на тему '2009. 02. 005-013. Мировой продовольственный кризис. The world food crisis // Third world resurgenсe. - Penang, 2008. - n 212. - p. 4-41'

2009. 02. 005-013. Мировой продовольственный кризис. The world food crisis // Third world resurgenсe. - Penang, 2008. - n 212. - p. 4-41 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕННОМОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ВОПРОС РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комар Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 005-013. Мировой продовольственный кризис. The world food crisis // Third world resurgenсe. - Penang, 2008. - n 212. - p. 4-41»

ЭКОНОМИКА

2009.02.005-013. МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС. The world food crisis // Third world resurge^e. - Penang, 2008. -N 212. - P. 4-41.

From the cont.:

2009.02.005. GHOSH J. The global food crisis. - P. 4-7;

2009.02.006. CROW B. The unacknowledged cause and unprecedented scale of the global food crisis. - P. 8-110;

2009.02.007. FRIEDMANN H. The origins of Third world food dependent. - P. 11-14;

2009.02.008. SEABROOK J. Global hunger: Let them crunch credit. -P.15-16;

2009.02.009. BASSEY, MNIMMO. A tsunami that was never silent: Africa, the food crisis and food aid. - P.17-20;

2009.02.010. JHAMTANI H. «Chickens dying in the rice barn»: The case of Indonesia. - P. 26-29;

2009.02.011. WEN JIAJUN D. How to feed China. A tale of two paradigms. - P. 30-34.

2009.02.012. HO MAO-WAN. GM crops are not the answer to the world crisis. - P. 35-39;

2009.02.013. LIM LI CHING. Overhaul of agriculture systems needed, says new international report. - P. 40-41.

Дж. Гхош (Центр экономических исследований и планирования в Университете Джавахарлала Неру, Нью-Дели, Индия) (005) считает, что нынешний глобальный продовольственный кризис порожден не столько изменением соотношения между спросом и предложением, сколько «рыночной и либеральной политикой, принятой по собственному выбору или по принуждению почти всеми странами. Эта политика либо пренебрегала сельским хозяйством, либо позволяла колебаниям мировых цен определять, какие культуры выращивать, и жизнеспособность фермерских хозяйств, а также создавала благоприятные условия для спекулятивной деятельности на продовольственном рынке. Производители в развивающихся странах разорялись из-за конкуренции импорта продовольствия из развитых стран, где сельское хозяйство широко субсидируется, а также отмены государственной защиты сельско-

хозяйственного производства и ограниченного доступа к кредитам» (005, с. 4).

По данным МВФ, мировые цены на продовольственные товары возросли в 2007 г. более чем на 40%, а в первые месяцы 2008 г. цены росли более быстрыми темпами (005, с. 4). Особенно стремительно растут цены на зерно - основу питания большинства населения мира: пшеница подорожала в 2007 г. на 77%, рис - на 20, а в первые три месяца 2008 г. - еще на 50%; цены на кукурузу за последние два года увеличились в 2 раза (005, с. 4).

Многие объяснения причин нынешнего мирового продовольственного кризиса Гхош называет упрощенными, в частности, распространенные утверждения, что главной причиной роста цен на продовольствие является возросший спрос в Китае и Индии в связи с увеличением доходов населения. Исследование Национального агентства Германии по сельскохозяйственным ценам опровергает эти суждения, указывая на то, что свыше 90% своих потребностей в пшенице, кукурузе и рисе, а также большую часть быстро растущего потребления мяса и молочных продуктов Китай обеспечивает собственным производством (005, с. 8).

Гхош называет пять основных факторов, изменивших продовольственную ситуацию.

1. Рост цен на нефть, увеличивший издержки сельскохозяйственного производства ввиду возрастания его энергоемкости в связи с расширением механизации, химизации и ирригации. Увеличение роли энергетической и других составляющих в ценообразовании сельскохозяйственной продукции было тем более значительным, что большинство стран, особенно развивающихся, сократили защиту и субсидирование сельского хозяйства.

2. Расширение производства биотоплива как альтернативы дорожающей нефти. На эти цели во многих странах отвлекается значительная часть сельскохозяйственной продукции. Например, в США в 2006 г. 20% урожая кукурузы было использовано для производства этанола, в Бразилии половина производимого сахарного тростника идет для производства биотоплива, а в Европейском союзе - большая часть производимых семян масличных культур и импортируемых растительных масел (005, с. 5). Отвлечение существенной части продовольственных ресурсов на технические цели способствует росту цен на продовольствие.

3. Политика пренебрежения развитием сельского хозяйства в последние два десятилетия, вызванная переходом к либеральному курсу экономического развития. Правительства многих развивающихся стран сократили государственные инвестиции и субсидирование сельского хозяйства и сельскохозяйственных научных исследований. Из-за отсутствия поддержки многие фермеры сокращают производство продовольственных культур. Кроме того, индустриализация и урбанизация выводят из сельскохозяйственного оборота большие площади обрабатываемых земель. Например, сельское хозяйство Вьетнама ежегодно теряет 40 тыс. га рисовых полей. В Таиланде площадь обрабатываемых земель сократилась с 1995 по 2005 г. на 13% (005, с. 6).

4. Изменение климата в сторону его потепления, проявляющееся в усилении и учащении в одних районах засух, в других -переизбытке осадков. Прогнозируется, что потепление климата приведет к активизации сельскохозяйственных вредителей болезней. Быстрое таяние ледников в Азии может иметь катастрофические последствия для сельскохозяйственного производства Китая и Индии, поскольку основные реки этих стран питаются ледниками.

5. Изменение рыночной структуры сельскохозяйственного производства и распределения. Они во все большей степени концентрируются горизонтально и вертикально в небольшом числе крупнейших глобальных агрокомпаний, которые получают основные прибыли, а также большие возможности для спекуляций продовольственными товарами.

Неслучайно, что современный продовольственный кризис совпал с сокращением почти у всех развивающихся государств (за исключением Китая) государственного продовольственного резерва. Это результат политики международных финансовых институтов - МВФ, Мирового банка и др., - сумевших убедить правительства этих стран, что в условиях либерализации экономической политики и мировой торговли создание госфондов продовольствия -расточительно и затратно и поэтому их следует резко уменьшить. В итоге в условиях нынешнего продовольственного кризиса правительства развивающихся стран не имеют достаточных госрезервов для интервенции на рынке с целью снижения цен.

Финансовый кризис, разразившийся в США и распространившийся по всему миру, также способствовал углублению миро-

вого продовольственного кризиса. Финансовый капитал и инвесторы, стремясь возместить убытки, активно ищут новые источники прибыли. Товарные, и прежде всего продовольственные, рынки представляют прибыльную сферу для спекулятивных финансовых инвестиций. Прилив спекулятивного капитала на продовольственный рынок привел к взлету цен. Финансовый кризис, в свою очередь, был результатом неолиберальной политики правительств, освобождавших финансовый рынок от государственного регулирования и контроля.

Страны, более всего затронутые продовольственным кризисом (таких, по оценке Мирового банка, насчитывается 58), принимают экстренные меры, чтобы стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке. Они включают контроль над ценами, ограничение или запрет экспорта важнейших продовольственных товаров, прежде всего зерна, снижение пошлин и налогов, импорт продовольствия, создание госрезервов.

Однако, считает Гхош, «реальные решения нынешнего продовольственного кризиса не будут найдены до тех пор, пока правительства стран всего мира серьезно не пересмотрят неолиберальные экономические стратегии, которые в первую очередь и привели к этому кризису» (005, с. 7).

Б. Кроу (Калифорнийский университет в Санта-Крус, США) (006) солидарен с Гхошем в определении главной причины и основных факторов, приведших к глобальному продовольственному кризису. Он сосредоточивается на анализе мер, предлагаемых для решения кризиса.

Лидеры ООН и ее специализированных организаций совместно с руководителями крупнейших стран наметили три направления борьбы с продовольственным кризисом. 1. Увеличение финансирования Всемирной продовольственной программы ООН. 2. Массивные поставки семян. 3. Финансовая поддержка правительств бедных стран с целью обеспечения импорта продовольствия и увеличения помощи сельскому хозяйству.

Кроу считает, что первые две меры вряд ли будут иметь большой эффект, по крайней мере в ближайшее время. Возможности Всемирной продовольственной программы ограничены. В 2006 г. она смогла оказать помощь 26 млн. человек. Институционных и финансовых ресурсов этой организации не хватит, чтобы оказать

помощь сотням миллионов людей, страдающих от нынешнего роста цен на продовольствие.

Поставка семян, по мнению Кроу, также не изменит ситуацию, поскольку ни их качество, ни стоимость, ни их дефицит не являются причиной нынешнего продовольственного кризиса. Предоставление финансовой помощи - мера эффективная в том случае, когда продовольственный кризис носит ограниченный, локальный характер. Однако ныне десятки стран затронуты этим кризисом, а в 13 из них он достиг стадии массовых протестов. В этом случае масштабы проблемы совершенно иные и мобилизовать огромные финансовые ресурсы нереально. Например, к началу мая 2008 г. из требуемых Всемирной продовольственной программе ООН 750 млн. долл. удалось собрать только половину (006, с. 10).

«Не существует очевидных глобальных решений этого мирового продовольственного кризиса. В то время как основные причины его возникновения преимущественно находятся в странах Севера, а страдает от него в основном население стран Юга. Страны Большой Восьмерки должны взять на себя ответственность и издержки за создание безопасной системы, поддержку интервенций национальных правительств и предотвращение кризисов в будущем» (006, с. 10).

Гарриет Фридманн (Торонтский университет, Канада) (007) прослеживает истоки продовольственной зависимости стран Третьего мира. Она возникла после Второй мировой войны, когда американское правительство, обладая огромными излишками зерна, в первую очередь пшеницы, скупаемой у американских фермеров по фиксированным правительством ценам, создало новые экспортные рынки в Третьем мире, заключив со многими странами Азии, Африки и Латинской Америки двухсторонние соглашения о поставках зерна в рамках созданной США системы продовольственной помощи.

Американская продовольственная помощь была своего рода формой допинга. Правительства стран Третьего мира приветствовали такие соглашения, поскольку они получали дешевое зерно (причем оплачиваемое местной валютой), что позволяло им осуществлять специфические политические проекты капиталистического развития, которые нуждались в дешевом продовольствии для обеспечения потребностей населения растущих городов и промышлен-

ных зон в противовес альтернативным капиталистическим или социалистическим проектам, которые ставили акцент на развитии национального производства продовольствия. Фонды местной валюты США использовала в своих стратегических экономических и военных целях.

Система американской продовольственной помощи просуществовала до начала 70-х годов. Она оказала негативное влияние на сельское хозяйство стран Третьего мира. На примере Колумбии Фридман показывает, к каким последствиям приводил рост импорта пшеницы. С 1950-х по 1971 г. импорт пшеницы вырос в 10 раз с 40 тыс. т. до 400 тыс. т. За этот период внутренние цены снизились наполовину, а производство пшеницы сократилось на две трети. Потребление местной пшеницы сократилось с 78 до 11%. Прекратилось производство ячменя и картофеля. Кризис местного сельского хозяйства привел к тому, что бывшие крестьяне становились полностью или частично безработными (007, с. 13).

Система американской продовольственной помощи просуществовала до середины 1970-х годов, когда она была заменена чисто коммерческой торговлей продовольствием. Однако зависимость стран Третьего мира от импорта продовольствия по-прежнему сохраняется. Теперь на рынке зерна экспортерами являются несколько крупнейших капиталистических стран, монополия США закончилась.

Дж. Сибрук (английский независимый журналист) (008) связывает мировой продовольственный кризис и совпавший с ним и усугубивший его глобальный финансовый кризис (которым в западных столицах озабочены гораздо более, чем первым) с возвращением национальных капитализмов в глобальный капитализм, с которым мир связал свои надежды на благополучие, считая, что капитализм изменил свою природу. Автор задает риторический вопрос: «Что еще должно случиться, чтобы базовые принципы глобального капитализма были поставлены под вопрос? Как много людей должны умереть от голода, какой урон еще должен быть нанесен биосфере, какой уровень неравенства должен быть достигнут, как много должно родиться насилия и ненависти, прежде чем будет осознано, что эта сакрализованная система, которая, как предполагается, осыпет человечество своими благами, в действи-

тельности является источником многих страданий, которых можно избежать?» (008, с. 16).

Мниммо Бассей (исполнительный директор группы Действия в защиту природной среды, Нигерия) (009) считает, что политика и способ распределения продовольственной помощи Всемирной программы продовольствия ООН «не могут решить ни одной из фундаментальных проблем, лежащих в основе нынешнего резкого подъема цен на продовольствие. Корень проблемы глубже, чем возможность этой или любой другой гуманитарной организации» (009, с. 17).

Главная причина - это неолиберальная политика, которая управляет нашим однополярным миром. «Эта политика проповедует свободные рынки, в то время как рыночные силы должны действовать только селективно» (009, с. 17).

Бассей выявляет эти негативные последствия на примере ряда африканских стран. В Гане импорт риса удвоился, когда государство снизило таможенные пошлины с 100 до 20%. В связи с этим доля местных производителей риса упала с 43 в 2000 г. до 29% в 2003 г., причем две трети из них оказались в убытках, что поставило их на грань разорения. Импорт томатной пасты из ЕС увеличился на 650% с 1998 по 2003 г., в связи с чем доля местных фермеров сократилась на 40%. В Камеруне снижение таможенных пошлин до 25% обусловило рост импорта продуктов птицеводства в 6 раз. В Сенегале в результате аналогичного импорта из ЕС доля местного производства птицы снизилась на 70%. В Мозамбике пятикратное увеличение импорта растительного масла с 2000 по 2004 г. привело к шестикратному уменьшению местного производства (009, с. 17-18).

Одним из факторов, усугубляющих продовольственный кризис в Африке, особенно в странах южнее Сахары, является бедность населения, которое не может купить резко подорожавшие продовольственные товары. Другой фактор - стремление ряда африканских правительств, поддерживаемое ФАО, увеличить производство биотоплива как замену дорогой нефти. Однако это ведет к сокращению биоресурсов и обрабатываемых земель, используемых для производства продовольственных культур.

Некоторые африканские политики хотят решить продовольственные проблемы путем активного внедрения в Африку генно-модифицированных продуктов. К этому призывает, например, ми-

нистр науки Нигерии. Того же добиваются биотехнологические агентства и страны, оказывающие продовольственную помощь, используя в качестве предлога растущую нехватку продовольствия и рост цен. Открытие Африки для генно-модифицированных культур и продуктов, считает Бассей, будет иметь самые негативные последствия для местного сельскохозяйственного производства и создаст серьезную угрозу для мелкого семейного фермерства.

Магистральный путь преодоления продовольственного кризиса в Африке, по убеждению Бассея, состоит в отказе от бездумного неолиберального курса, восстановлении всесторонней государственной поддержки сельского хозяйства, и в первую очередь мелких семейных ферм, и в достижении продовольственной независимости.

Хайра Джхамтани (Third world network associate, Бали, Индонезия) (010) подчеркивает, что современный продовольственный кризис в Индонезии - результат навязанных МВФ либеральных реформ в обмен на заем для ликвидации последствий азиатского финансового кризиса в 1997 г. В ходе реформ была демонтирована созданная в период правления Сухарто система государственной поддержки производства и распределения риса - основы питания местного населения: монополия на импорт и экспорт риса, предоставление субсидий на покупку удобрений, семян и ирригацию, созданное специальное государственное агентство (Булог), которое покупало у фермеров рис по фиксированной цене и поддерживало низкие рыночные цены (путем установления максимальной цены), чтобы они были доступны городским беднякам.

Кроме того, МВФ потребовал снизить пошлины на рис до 5%. Хотя под давлением протеста пошлины снижены только до 30% к 2000 г., но наряду с ликвидацией монополии государства на импорт это привело к радикальному изменению ситуации на рынке риса. Уже в 1999 г. 64% импорта риса и 90% внутреннего рынка пришлись на частный сектор, т.е. рынок был практически полностью либерализован и стал подвержен махинациям спекулянтов. В декабре 2006 г. цена риса выросла в несколько раз по сравнению с 1999 г. и достигла 8000 рупий за 1 кг (010, с. 27).

Сломав старую систему, либеральные реформы не создали никаких защитных механизмов для мелких фермеров, хотя такие механизмы существуют в развитых странах - в ЕС и США.

ЕС контролирует рыночные цены по 72% сельскохозяйственной продукции, а США устанавливают минимальные цены на продукцию фермеров и вмешиваются, когда цены падают ниже этого уровня. Такие же функции выполнял и Булог. Конечно, отмечает Джхамтани, в старой системе процветала коррупция и другие недостатки, но не следует «выбрасывать ребенка вместе с водой», порочную практику Булог нужно было ликвидировать, сохранив при этом важные функции этой организации по стабилизации цен на рис и другие продовольственные товары.

Либерализация и неадекватная внутренняя политика дестабилизировали и рынки сои и пальмового масла - постоянных компонентов питания большинства населения Индонезии. Потребность сои в стране в 3 раза превышает ее производство. Дефицит обеспечивается импортом, в основном из США. Производство и экспорт сои активно субсидируются, поэтому мировые цены на нее искажаются в сторону занижения. Однако в последние годы, поскольку значительная часть производимой в США сои отвлекается для производства биотоплива, цены на сою резко возросли. В январе 2008 г. они увеличились в 2,5 раза по сравнению с январем 2007 г. (010, с. 28), что вызвало многотысячные демонстрации мелких производителей и продавцов тофу и темпех (соевых лепешек) - важного элемента питания бедных и среднего достатка семей.

На рынке пальмового масла создалась вообще парадоксальная ситуация. Индонезия является крупнейшим производителем этого продукта, однако цены на кулинарное масло возросли в конце 2007 г. более чем в 2,5 раза (010, с. 26) из-за возросшего экспорта этого продукта в связи с ростом спроса, вызванного тем, что пальмовое масло используется как сырье для производства биотоплива. Скачок цен на пальмовое масло обогатил крупнейших магнатов на этом рынке, в частности Абуризала Бакри (министра социального развития Индонезии, владельца компании по производству и экспорту пальмового масла), но нанес ощутимый удар по жизненному уровню большинства населения. «Правительство, - заключает Джхамтани, - должно сформулировать политику, которая сможет создать надежную систему обеспечения крестьян и бедняков продовольствием. В противном случае в стране изобилия может разразиться голод, или, как гласит индонезийская пословица, -куры будут умирать в рисовом амбаре» (010, с. 29).

Дейл Вэнь Цзяцзунь (ученый из Китая, работающий в Международном форуме по глобализации) (011) характеризует продовольственную ситуацию в Китае и анализирует две различные стратегии, проводимые его правительством на сельскохозяйственном рынке.

Обеспечение продовольствием население Китая - задача гигантских масштабов и огромной сложности. Страна с 21% мирового населения имеет всего 9% мировой пашни. Бурное индустриальное развитие последних десятилетий обостряет продовольственную проблему. Рост доходов населения ведет к изменению структуры питания: повышается спрос на продукты, содержащие животные белки. Производство этих продуктов требует больших ресурсных затрат. Рост спроса и более высокие издержки ведут к росту цен на эти продукты.

Тем не менее в целом Китай пока обеспечивает себя продовольствием. В различных сегментах продовольственного рынка проводится различная политика. В сфере производства и распределения зерна осуществляется строгий государственный контроль и всемерная поддержка. В последние десять лет производство зерна на душу населения в среднем составляло 380 кг. Импорт зерна не достигал 5% общего потребления. Главная задача в этой сфере -сохранить самообеспечение страны зерном. Такая политика позволила поддерживать относительную стабильность цен. По данным Национального статистического бюро, средняя цена на продовольствие увеличилась в 2007 г. лишь на 10%. В первом квартале 2008 г. цена риса поднялась только на 3,5%, в то время как на международном рынке она возросла на 31%. Государство имеет крупные резервы зерна. В марте 2008 г. премьер-министр Вэнь Цзябао объявил, что зерновые резервы составляют 150-200 млн. т, или 30-40% ежегодного потребления (011, с. 30).

В условиях нарастающего роста цен на продовольствие на мировом рынке в последние годы правительство приняло дополнительные меры кейнсианского типа для стабилизации цен на внутреннем рынке. В 2005 г. были отменены сельские налоги, ежегодные правительственные капиталовложения в сельское хозяйство растут на 25-30%, причем значительная их часть идет на развитие бесплатного начального образования и сельского здравоохранения. Правительство отменило в декабре 2007 г. экспортные скидки на

84 вида продовольствия, включая пшеницу, рис, кукурузу и сою. В начале 2008 г. были введены экспортные пошлины от 5 до 25% и квоты на 57 видов продовольствия (011, с. 31). В июне 2007 г. правительство запретило любые новые проекты отвлечения продовольственных ресурсов на производство этанола, признав предыдущие решения ошибкой. Вэнь Цзяцзунь считает общую политику и специальные меры в сфере поощрения национального производства продовольствия и стабилизации цен успешными.

Совершенно другая ситуация складывается на рынке сои. Он был отдан на откуп рыночным силам мирового рынка. До начала XXI в. Китай практически полностью удовлетворял свои потребности в сое, которая была окультурена в Китае почти 5000 лет назад, собственным производством. При вступлении в ВТО Китаю пришлось сделать наибольшие уступки в сельскохозяйственном секторе. В частности, импортные тарифы на сою были снижены до 3%. С этого времени импорт постоянно растет. В 2003 г. он достиг 20,74 млн. т (удвоение за три года), а в 2005 г. - 26,5 млн. т, что в 1,6 раза больше собственного производства. Большая часть импорта сои приходится на генетически модифицированную сою, в основном из США, Бразилии и Аргентины. Китай превратился в крупнейшего в мире импортера сои. Крупнейшие международные агрокорпорации захватили 85% рынка по производству соевого масла в Китае, поскольку они полностью или частично владеют 64 из 90 крупных заводов по производству соевого масла (011, с. 32). Такая концентрация рынка соевого масла создала условия для рыночных спекуляций. Например, только за 2 месяца - сентябрь и октябрь 2006 г. цены на соевое масло выросли в 1,5 раза (011, с. 32).

Новая рыночная ситуация на соевом рынке с преобладанием импорта оказалась губительной для мелких производителей. В провинции Хэйлунцзян - главном центре производства сои в Китае только в 2006 г. площади для выращивания сои сократились на 25%, этот процесс продолжился и в 2007 г. Миллионы производителей сои либо переключились на другие культуры, либо покидали землю и превращались в рабочих-мигрантов.

Если неолиберальными учеными этот процесс трактуется как необходимые издержки структурных реформ, ведущих к более эффективному производству и распределению сои, то для крестьян -производителей сои этот процесс - бедствие.

В течение многих лет известный и влиятельный китайский экономист профессор Мао Юши утверждал, что беспокойство о продовольственном обеспечении населения неосновательно: мировой рынок найдет наилучшие решения, если правительства не будут вмешиваться в его функционирование, таким образом, рынок воспрепятствует любым долгосрочным продовольственным кризисам. Он считает, что Китаю нет необходимости защищать и поддерживать свой продовольственный рынок, так как он не имеет конкурентных преимуществ, а сосредоточиться на тех сферах, где такие преимущества существуют, например на трудоемких отраслях промышленности. Даже в разгар мирового продовольственного кризиса в апреле 2008 г. Мао Юши настаивал, что Китай должен снизить свое производство зерна, поскольку оно неэффективно с экономической точки зрения, и покупать больше зерна на мировом рынке.

«К счастью, - пишет Вэнь Цзяцзунь, - главная продовольственная культура - рис не подвергся товаризации в такой же степени, как соя... Учитывая, что мировая торговля рисом составляет лишь около 10% ежегодного потребления риса в Китае, легко представить, какая бы случилась катастрофа, если бы Китай отказался от самообеспечения и ожидал бы, что мировой рынок накормит его» (011, с. 33). В последнее время влияние неолиберальных экономистов в Китае идет на убыль, их подвергают критике за игнорирование реальности и называют «американскими попугаями», поскольку они повторяют идеи наиболее радикальных школ рыночных фундаменталистов.

Вэнь Цзяцзунь затрагивает и другой аспект продовольственной проблемы - изменение структуры питания. В Китае, как и в других странах мира, идет ускоренный процесс возрастания в структуре питания мясных и молочных продуктов. Зерно, которое раньше составляло основу питания, теперь во все больших масштабах используется как корм для скота. В 2007 г. среднее ежегодное потребление мяса в Китае составляло 53 кг, а городское население быстро приближается к американскому показателю. Ныне китайский потребительский класс слепо копирует американский образ жизни. Новая структура питания китайцев создает благоприятные условия для распространения современных болезней: ожирения, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. За последние

10 лет число лиц, страдающих ожирением, выросло в Китае вдвое. Оценивается, что один из десяти китайских детей страдает ожирением, и это число ежегодно увеличивается на 8%. В крупнейших городах - Пекине и Шанхае - один из пяти детей имеет избыточный вес (011, с. 33).

Нынешний продовольственный кризис, считает Вэнь Цзяц-зинь, обострил проблему питания в целом. «Колокол звучит для всех нас - и бедных, и богатых. Неолиберальные экономисты, в конечном счете, могут оказаться правы: если не будет найдено других путей к спасению, "невидимая рука" рынка может найти решение и используют голод, чуму, хаос или войны для достижения нового экономического равновесия. Поэтому пока есть еще время, зададим себе вопросы: Что мы должны есть? Как мы должны жить? В каком мире мы хотим жить и как нам этого достичь?» (011, с. 34).

Хо Мэ-Ван (директор английского Института по изучению роли науки в обществе) (012) оспаривает на основе собственных и других независимых исследований по всему миру оптимистические утверждения представителей биотехноиндустрии, что генно-модифицированные сельскохозяйственные культуры намного повысят урожайность, что позволит накормить растущее население мира, улучшат питание и защитят природную среду.

Тридцатилетний опыт внедрения генно-модифицированных сельскохозяйственных культур показал, что они опасны и вредны как для человека, так и для природной среды.

1. Урожайность не растет. Напротив, генно-модифицирован-ная соя уменьшает урожайность на 20% по сравнению с обычной соей. Группа ученых из министерства сельского хозяйства и университета штата Джорджия пришли к выводу, что выращивание генно-модифицированного хлопка может понизить доход на 40%.

2. Использование пестицидов не снижается. Напротив, данные Министерства сельского хозяйства США свидетельствуют, что при культивировании генно-модифицированных культур применение пестицидов увеличилось в США с 1996 по 2003 г. на 5 млн. фунтов. Новые международные данные (2008) показывают, что глицерофосфатов расходовалось с 1994 по 2005 г. в 15 раз больше с одновременным увеличением применения и других гербицидов.

3. Гербицид раундап - смертелен для лягушек и токсичен для человеческих плацентных и эмбриональных клеток. Он используется в более чем 8% всех генно-модифицированных культур.

4. Генно-модифицированные культуры наносят вред дикой природе.

5. Появление новых форм вредителей и сорняков, устойчивых к генно-модифицированным культурам.

6. Отвод огромных площадей лесов, пампасов и пастбищ под выращивание генно-модифицированной сои в Латинской Америке. В одной только Аргентине эти площади составляют 15 млн. га.

7. Эпидемия самоубийств в хлопковом поясе Индии. - 100 тыс. фермеров с 1993 по 2003 г., в последующие годы происходит 16 тыс. самоубийств в год.

8. Трансгенное заражение неизбежно. Ученые находят ген-номодифицированную пыльцу на обычных сельскохозяйственных культурах и диких растениях в радиусе 21 км.

9. Генно-модифицированные продукты и корма вызывают смерть и болезни.

Сотни жителей и сборщиков генно-модифицированного хлопка в Индии страдают аллергическими заболеваниями; тысячи овец, пасшихся на полях после уборки хлопка, умерли. Многие жители юга Филиппин заболели во время цветения хлопка в 2003 г., пятеро из них умерли. Дюжина коров в Гессе (Германия) умерла, поев генно-модифицированную кукурузу, а других из этого стада пришлось забить из-за таинственной болезни. Подобные случаи фиксируются и документируются по всему миру (012, с. 36-37).

Многие правительства начинают осознавать опасность генно-модифицированных сельскохозяйственных культур и либо ограничивают их применение, либо запрещают их полностью. Европейская комиссия 7 мая 2008 г. отложила решение разрешить фермерам выращивать больше генно-модифицированных культур из-за невозможности учета их косвенных и долгосрочных последствий.

Мэ-Ван Хо убеждена, что «генно-модифицированные культуры - крупный неудачный эксперимент, основанный на устаревшей научной теории... Любое дальнейшее потворствование применению генно-модифицированных технологий, безусловно, нанесет вред нашим шансам пережить глобальное потепление» (012, с. 38).

Лим Ли Цинн (исследователь, работающий в сети Третьего мира - Third world network) (013) резюмирует итоговый доклад (плод работы свыше 400 ученых) - международная оценка сельскохозяйственных знаний, научных исследований и технологий в целях развития, обнародованный 15 апреля 2008 г. одновременно в Вашингтоне, Лондоне, Найроби, Дели, Париже и других городах мира и представленный всемирной межправительственной конференции по проблеме изменения климата в Иоганнесбурге в начале апреля 2008 г. В докладе содержится вывод о том, что обычный бизнес-сценарий развития капитало- и энергоемкого индустриального фермерства и маргинализации мелких фермеров непригоден, более того, признается, что чрезмерная и быстрая либерализация торговли имеет негативные последствия для продовольственной безопасности, борьбы с бедностью и сохранения природной среды.

Авторы доклада призывают к системной переориентировке инвестиций, исследований и политических приоритетов на нужды мелких фермеров. Намного большее внимание требуется к проблемам сохранения природной среды и агроэкологических практик и обширных традиционных знаний местных общин и фермеров.

В отношении генно-модифицированных сельскохозяйственных культур составители доклада заняли сдержанную и выжидательную позицию, указав на многие существующие сомнения и неопределенности по этой проблеме. Была подчеркнута необходимость более длительных оценок рисков для здоровья людей и природной среды.

Другой ключевой вывод доклада - признание, что одни рыночные силы не могут обеспечить продовольственную безопасность для бедняков. Развивающимся странам следует предоставить специальный и дифференцированный режим торговли сельскохозяйственными товарами.

В докладе отмечается, что существующие правила торговли несправедливо благоприятствуют богатым странам, а многонациональные корпорации должны быть реформированы. Однако конкретные предложения не были сформулированы.

Составители доклада также предостерегают правительства от производства биотоплива, ибо отвлечение продовольственных ресурсов на эти цели поднимает цены на продовольствие и снижает возможности борьбы с голодом по всему миру.

Многие правительства приняли и одобрили различные компоненты доклада. Однако США отказались его поддержать, назвав доклад «несбалансированным».

Представители общественных организаций, присутствовавшие на конференции, обратились ко всем правительствам, гражданским организациям и международным институтам с призывом поддержать выводы доклада и реализовать его прогрессивные выводы и тем самым дать старт революции в сельскохозяйственной политике и практике, что крайне необходимо для достижения более справедливых и устойчивых продовольственной и сельскохозяйственной систем в будущем.

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.