ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ
МЕТОДЫ
2009.02.002. СИДОРОВ ЕВ. ОНТОЛОГИЯ ДИСКУРСА. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 232 с.
В монографии предлагается описание «целостной онтологии речевой коммуникации на основе свойственной ей самой необходимости. Речевая коммуникация трактуется как интеракция, реализуемая через действие механизма знаковой координации коммуникативных деятельностей общающихся. При этом текст рассматривается как необходимое звено речевой коммуникации, представляющее собой сопряженную знаковую модель коммуникативных деятельностей говорящего и реципиента» (с. 2).
Книга состоит из введения, двух частей (1. «Онтология речевой коммуникации»; 2. «Онтология текста») и заключения.
В работе, помимо прочего, говорится, что процесс речевой коммуникации есть онтологически относительно самостоятельное явление, демонстрирующее свойства системности, деятельности, интерактивности и др. Это процесс индивидуальный, поскольку он реализуется индивидами; это процесс общественный, так как он не только имеет место в обществе, но и преследует социально значимую цель - организацию социального взаимодействия людей. Это процесс знаковой координации деятельностей людей, который организуется как относительно самостоятельное социальное целое, состоящее из актов первичной и вторичной коммуникативной деятельности с текстом. Первичная и вторичная коммуникативные деятельности участвующих в коммуникации людей, а также текст представляют собой основные подсистемы речевой коммуникации. Структура речевой коммуникации есть внутренняя организация
речевого процесса как социального события, определенный способ взаимодействия коммуникативных деятельностей и текста.
Как система, речевая коммуникация выполняет определенные функции. Функцией речевой коммуникации в обществе является социально значимая организация взаимодействия людей. Социальная функция коммуникации есть интегративный результат функций ее подсистем. В системе акта речевой коммуникации первичная коммуникативная деятельность выполняет функцию создания предметно-знаковой программы построения вторичной коммуникативной деятельности. Вторичная коммуникативная деятельность выполняет здесь функцию продукта речевого взаимодействия. Функциональная определенность текста как центрального, связующего звена системы речевой коммуникации определяется противоречивым и превращенно-знаковым совмещением в тексте коммуникативных деятельностей.
В отличие от референций единиц системы языка референци-альная область высказывания в речевой коммуникации с необходимостью должна обладать свойствами концептуальных конструкций, внедряемых в когнитивную систему деятельности реципиента, исходя из знания ее организации.
Природа дискурса в связи с рассмотрением факторов цели, программирования, гносеологического отражения и контроля демонстрирует присущее ей свойство координационно-деятельност-ного содержания, то есть интерактивность. Интерактивная определенность рассмотренных факторов указывает на системный характер речевой коммуникации, объединенной в целостную структуру базовым механизмом взаимной координации деятельно-стей коммуникантов. Употребление языковых средств в речевой деятельности, в частности на уровнях целесообразности, программирования, гносеологического отражения и контроля, оказывается интерактивно детерминированным сопряжением коммуникативных деятельностей отравителя и адресата сообщения.
Интерактивная природа речевой коммуникации проявляется в аспектах языкового сознания, языковой личности, когнитивного пространства, культуры. В этих отношениях речевая коммуникация представлена как знаковая координация свойств и ресурсов языковых сознаний, языковых личностей, когнитивных пространств, культур отправителя и адресата сообщения.
Будучи системой, речевая коммуникация одновременно представляет собой процесс, в каждой из фаз которого так или иначе представлена вся целостность речевой коммуникации. Таким образом, первичная коммуникативная деятельность, текст и вторичная коммуникативная деятельность выступают как сменяющие друг друга состояния системы коммуникации. Общая закономерность развертывания системы коммуникации выражается в специфическом функционировании в речи диалектического закона отрицания отрицания, ибо каждое последующее состояние системы коммуникации ликвидирует предшествующее, одновременно сохраняя его системно значимое содержание. Из состояния в состояние и передается в нем, и перевоплощается некоторая единая дея-тельностная модель, или модель некоторой коммуникативной деятельности, одновременно не сводимой ни к первичной, ни ко вторичной коммуникативной деятельности, но содержащей те их черты, которые существенны для развертывания коммуникации в полную систему трех состояний, конечной целью которой является успешная организация социального взаимодействия людей.
Автор особо подчеркивает, что «в социальном взаимодействии далеко не все происходит стихийно; поэтому управление является важнейшей стороной речевой коммуникации как процесса организации социального взаимодействия» (с. 134).
Управление шире информирования, так как информирование служит управлению. Управление коммуникативной деятельностью осуществляется с помощью текста, содержащего модель деятельности.
Речевая коммуникация представляет собой внутренне противоречивую систему, поскольку в ней, с одной стороны, коммуникативные деятельности относительно друг друга, а с другой - коммуникативные деятельности относительно текста образуют моменты, одновременно предполагающие и отрицающие друг друга, т.е. противоположности. Эти противоположности выступают в процессе развертывания коммуникации то как латентное, то как действующее противоречие. Противоречия, присущие речевой коммуникации, являются импульсом для развертывания коммуникации в систему последовательных состояний.
Подсистемами акта речевой коммуникации являются коммуникативные деятельности, а следовательно, индивиды и коллекти-
вы, эту деятельность осуществляющие. Связь и взаимодействие индивидов и коллективов реализует коммуникативный процесс. В силу этого коммуникативный процесс глубоко социален по своей природе.
Речевая коммуникация как множество коммуникативных актов, совершаемых в обществе, осуществляется как множество преобразований, которые претерпевает речевое содержание, приобретая то форму нейродинамических, то форму предметных масс знаков при сохранении коммуникативного тождества.
С системно-регулятивной точки зрения существенным для текста является наличие в нем знаковой модели, интерактивно отражающей и программирующей коммуникативные деятельности. Эта модель лежит в основе коммуникативной системности текста.
Рассуждая во второй части работы об онтологии текста, автор рассматривает ее как интегративное звено онтологии речевой коммуникации. Свойства онтологии текста проецируются на предметно-знаковое звено коммуникации, специфически преломляя в нем свойства онтологии речевой коммуникации.
Важнейшей стороной онтологии текста выступает его функциональная определенность, т.е. функция или совокупность функций, выполняемых текстом в коммуникации, а также влияние функции на организацию текста. Выявление функциональной определенности текста есть одно из непременных условий раскрытия общих закономерностей организации дискурса.
Что касается содержания функции текста в коммуникации, то она состоит в том, чтобы осуществлять знаковое управление деятельностью реципиента (адресата) соотносительно деятельности автора (говорящего). Текст в коммуникации реализует регулятивную, системную и социальную (интерактивную) функции. Реализация регулятивной функции текста есть необходимое условие осуществления системной функции; реализация системной функции текста в коммуникации выступает как непреложное условие осуществления им функции социальной (интерактивной).
Текст как компонент речевой коммуникации имеет деятель-ностную природу. Но его природа состоит не в тождественности деятельности, а в существовании между текстом и деятельностями коммуникантов сообразной их природе необходимой связи, зави-
симости. Текст - не деятельность, а знаковая модель, программа, матрица деятельностей коммуникантов.
В динамике коммуникативного развертывания текст демонстрирует необходимые связи детерминации, объединяющие его с коммуникативными деятельностями говорящего и реципиента. Осмысление этих связей дает возможность определить текст как феномен деятельностной онтологии: текст - это необходимое предметно-знаковое звено акта речевой коммуникации, представляющее собой сопряженную модель коммуникативных деятельностей участников речевой коммуникации.
В качестве коммуникативного объекта текст обладает специфическим содержанием. Под деятельностным содержанием текста следует понимать совокупность предметно-знаковых моделей сопрягаемых речепсихических действий и операций, а значит, и знаковых моделей образов, алгоритмов, механизмов, когнитивных единиц и процессов, составляющих коммуникативные деятельности участников акта речевой коммуникации. Деятельностное содержание текста квалифицируется также как коммуникативное содержание, поскольку оно представляет собой проекцию целостного акта речевой коммуникации на текст; деятельностное содержание текста квалифицируется также как системное содержание, поскольку оно представляет собой проекцию на текст системы речевой коммуникации.
Качественный аспект системной сущности текста заключается в том, что текст выполняет возлагаемые на него функции на основе наличия у него определенной системы, иерархии однопоряд-ковых и разнопорядковых категорий, качеств. Текст представляет собой дискурсивный объект с деятельностно и интерактивно детерминируемыми качествами. Наиболее общей категорией текста является коммуникативность, интегрально фиксирующая оптимальность текста как закономерного явления коммуникации. Коммуникативность достигается текстом на базе иерархии системных, функциональных и языковых категорий.
Существенной онтологической характеристикой текста является его знаковость. Текст представляет собой дискурсивный знак, или систему дискурсивных словесных знаков. В качестве означающего для текста выступают коммуникатиные деятельности говорящего и реципиента как адресата коммуникации. При этом раз-
личие семантики, синтактики и прагматики в феномене текста стирается, уступая место функциональному единству этих классических измерений семиозиса.
Семантика текста, будучи одним из его коммуникативно значимых свойств, мотивирована интерактивно и представляет собой сопряженную семантику говорящего и реципиента как адресата коммуникации.
Как феномен речевой коммуникации текст обладает системностью, закономерно связанной с целостностью речевой коммуникации, и именно этот аспект его глобальной системности представляется наиболее существенным для научного понимания того, что же представляет собой текст как суверенный речевой объект и речевая коммуникация как необходимая система, функционирующая в обществе людей для обеспечения их жизни.
Изучение общих и необходимых свойств онтологии текста как специфической формы онтологии речевой коммуникации дает возможность сформулировать общий закон организации текста. «Общий закон организации текста как необходимого звена акта речевой коммуникации состоит в объективно присущей тексту вообще и каждому отдельному тексту в частности тенденции к коммуникативности, максимально возможной в условиях коммуникации, достигаемой на основе адекватности коммуникативного содержания текста реальным сопрягаемым коммуникативным дея-тельностям отправителя и реципиента» (с. 217).
А.М. Кузнецов